Планирование конкурентоспособности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли – естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы планирования конкурентоспособности продукции
1.1. Конкурентные стратегии и преимущества предприятия ………………..6
1.2. Методология оценки конкурентоспособности предприятия …………13
Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис-Нева»
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………………...24
2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Стоун-Сервис-Нева»……….26 2.3.Рекомендации по повышению конкурентоспособности………………….33


Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

конкур . КУРСОВАЯ РАБОТА 2 оригинал.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

                       Федеральное агентство по образованию РФ      

Казанский государственный  технический университет им. А.Н.Туполева  
 
 
 
 
 
 

                                                  Курсовая работа

                             по дисциплине

          «Планирование на  предприятии»

                                       на тему:

                         Планирование

  конкурентоспособности на предприятии  
 
 
 
 

                                                                                                     
 
 

                                                                                                      
 

                                                                    

                                                                                Выполнила:

                                                                                          студентка 3 курса

                                                                                   группы 22

                                                                                              Вильданова Ф.Р.

                                                                                               Проверила:

                                                                                               Шаруфуллина Ж. Р.

                                                                                           

                                   
 
 
 

Казань,2011

                                                       Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3 

Глава 1.Теоретические основы планирования конкурентоспособности продукции 

1.1. Конкурентные  стратегии и преимущества предприятия  ………………..6

1.2. Методология   оценки конкурентоспособности предприятия  …………13 

Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис-Нева» 

2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………………...24

2.2. Анализ  конкурентоспособности  ООО «Стоун-Сервис-Нева»……….26 2.3.Рекомендации по повышению конкурентоспособности………………….33 
 
 

Заключение……………………………………………………………………...37 

Список  использованной литературы………………………………………..39  
 
 
 

                                                 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение

     На  сегодняшний день столкновение интересов  товаропроизводителей в борьбе за получение  прибыли – естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.

     Оценка  конкурентоспособности предприятия  может прояснить сложившуюся  ситуацию, определить его положение  на рынке, выдвинуть решения назревших  проблем в производстве, менеджменте  или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.

     Конечная  цель всякой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.

     В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся  в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

     Так, в течение первых тридцати лет  ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность  с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.

     Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.

     Предметом исследования в данной работе является деятельность предприятий по анализу состояния конкуренции на рынке потребительских товаров и, собственно, оценке их конкурентоспособности.

     Целью работы является выработка практических рекомендаций для эффективного использования  полученных знаний, путём детального изучения теоретических и практических аспектов данной проблемы, а также примеров, имевших место на современном рынке.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

- рассмотрение теоретических основ маркетинга в системе конкурентных взаимодействий;

- рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;

- оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия на примере фирмы «Стоун-Сервис-Нева » (г. Санкт-Петербург);

- выработка практических рекомендаций для ООО «Стоун-Сервис-Нева» по повышению конкурентоспособности.

     Объект  исследования: ООО «Стоун-Сервис-Нева».

     Предмет исследования: конкурентоспособность  предприятия.

     Вопросом  изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы: Е. П. Голубкова, А. Н. Печенкина, А. Глухова, П. С. Завьялова, Г. Л, Багиева, Т. А. Блашенковой, М. О, Ермоловой, А. П. Градова, В. С, Ефремова, Т. М, Каретниковой, М. В. Каретникова, И. Максимовой, Н. И, Шайдуровой, Н. С, Яшина, А. Ю. Юданова, Дж. Амела, И. Ансоффа, Р. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтля, С. К. Пралада, Р. Т, Паскаля, Т. Петерса, Н. Петса и. т.д.[2.4]

     Структура: первая глава работы посвящена теоретической основе анализа конкуренции и оценки конкурентоспособности предприятия.

     Вторая  глава посвящена практической оценке конкурентоспособности на примере фирмы ООО «Стоун-Сервис-Нева», действующей на территории Санкт-Петербурга. Выработаны рекомендации по формированию плана маркетинговых мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности и развитию коммерческой сети на основе теоретических познаний и существующего опыта.

 

Глава 1. Планирование конкурентоспособности продукции на предприятии.

         1.1. Конкурентные стратегии и преимущества предприятия .

     С середины 70-х годов понятие конкурентоспособности  становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций России. В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами, предприятиям необходимо освоить методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития отечественных предприятий.

     Прежде  всего, необходимо отметить, что различают  конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми  этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.

«Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований»[1.2.;67].

     Для всесторонне успешной деятельности на рынке компания должна обладать тем или иным абсолютным преимуществом перед конкурентами. В настоящее время конкуренция имеет тенденцию к ужесточению практически на всех уровнях рыночных отношений. Руководитель предприятия должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать. Эти преимущества получили название конкурентные преимущества.

     «Под  конкурентным преимуществом понимается способность компании действовать  в одном или нескольких направлениях, в которых конкуренты не хотят  или не имеют возможности соответствовать уровням создаваемой ею ценности и издержек»[1.2;56]. М. Портер считает, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество, которое делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки позволяют предприятию продавать тот же товар, что и у конкурентов, но по более низкой цене, получая дополнительную прибыль за счет большего числа клиентов. Можно продавать товар и по той же цене, получая прибыль за счет разницы в издержках. Дифференциация, в свою очередь, позволяет предлагать потребителю качественно другой товар, наделенный особыми свойствами или возможностями, что даёт также дополнительную прибыль. Но дифференцированная продукция не должна быть намного дороже, а низкие издержки не должны быть во вред качеству продукции. На этих положениях основываются конкурентные стратегии М.Портера (см. рис. 2.1).

              конкурентное  преимущество
                низкие  издержки высокое качество
              охват рынка широкий лидерство в издержках стратегия дифференциации
              узкий концентрация на издержках концентрация  на дифференциации

           Рисунок 2.1. - Конкурентные стратегии фирмы М.Портера.

  1. Концентрация на издержках – происходит массовое снижение издержек на всех этапах производства и реализации продукции. Данная стратегия применяется при ориентации на потребителей, для которых цена является единственным фактором при принятии решения о покупке (низкий ценовой сегмент).

Информация о работе Планирование конкурентоспособности на предприятии