Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа
На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли – естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы планирования конкурентоспособности продукции
1.1. Конкурентные стратегии и преимущества предприятия ………………..6
1.2. Методология оценки конкурентоспособности предприятия …………13
Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис-Нева»
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………………...24
2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Стоун-Сервис-Нева»……….26 2.3.Рекомендации по повышению конкурентоспособности………………….33
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………..39
2. Лидерство
в издержках - происходит экономия
на масштабе производства и
привлечение большого
3. Стратегия
дифференциации – происходит
специализация на продукции,
4. Концентрация
на дифференциации –
Другой взгляд на определение конкурентных стратегий фирмы, предложен Дж. П. Граймом. Он несколько пересекается с классификацией М.Портера и основывается на следующих положениях.
Каждая фирма имеет свою стратегию, состоящую из набора нескольких идей. Автор выделяет, по меньшей мере, четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на разные условия экономической среды и ресурсы, находящиеся в распоряжении фирмы.
На рисунке 2.2 показаны сегменты рынка с различными стратегиями.[1.17.;123]
Приспособление к рынку
Локальный рынок Глобальный рынок
Изменение рынка
Рисунок 2.2. Сегменты рынка для фирм с различными стратегиями
1. Виолентная
(силовая) стратегия –
2. Эксплерентная (пионерская) стратегия – стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации. Их деятельность связана с созданием новых или преобразованием старых рынков / товаров.
3. Коммутантная
(соединяющая) стратегия –
4. Патиентная
(нишевая) стратегия –
Достаточно
креативную классификацию конкурентных
стратегий предложил Филип
- Лидеры (возглавляют отрасли, подают пример конкурентам);
- Претенденты на лидерство (занимают 2-3 места, ориентируясь на лидера);
- Последователи (повторяют шаги лидеров и претендентов);
- Обитатели ниши (лидеры на очень маленьком сегменте, нише).
Все
они имеют собственные
Стратегии рыночных «лидеров»:[1.4.;144]
1.
Расширение общего рынка (
2.
Защита своей доли рынка («
3. Расширение доли рынка (расширение принадлежащей доли рынка).
Стратегии «претендентов на лидерство»:
1. Фронтальное наступление (атака одновременно направлена на товар конкурента, его рекламу, цены и систему распределения).
2.
Фланговая атака (поиск
3. Окружение (захват большей части рынка и атака по всем направлениям).
4. Партизанская война (селективное снижение цен, обращения в суды, множество небольших атак).
Стратегии «последователей»:
1. Подражание (дублирование продукта и реализация его сомнительным посредникам).
2. Копирование (копирование продукции, названия и упаковки лидера, сохраняя лишь малозаметные отличия).
3. Имитация (что-то копируется у лидера, но сохраняются различия в рекламе, упаковке, ценах и пр.).
4. Приспособление (видоизменение или улучшение продукции лидера).
Стратегии «обитателей ниши»:
Ключевая
идея ниши – специализация. Стратегии
образуются в зависимости от специализации
на том или ином сегменте: специализация
по конечным пользователям, по вертикали,
на особых клиентах, на индивидуальном
обслуживании, на каналах распределения
и пр. Ведущая консалтинговая компания
США (Бостонская консультационная группа
- БКГ) разработала матрицу «рост – доля
рынка». Используя матрицу БКГ, предприятие
может определить, какой вид продукции
или какое подразделение играет, ведущую
роль по сравнению с конкурентами, а также
как должно развиваться ее производство
в данное время и как будут расти или сокращаться
в дальнейшем объемы выпуска и сбыта товаров.
Таблица 2.3.
Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше общая прибыль. В матрице выделяются четыре основных вида продукции или типа стратегических подразделений: звезда, дойная корова, трудный ребенок (кошка) и собака. Для каждой из них предусматривается своя стратегия развития, которая должна наиболее полно учитываться при планировании.
После
проведения диагностики конкурентной
среды можно перейти
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют потребительские свойства и научно-технический уровень товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям. Набор оценочных показателей может быть разнообразным. Однако при планировании конкурентоспособности в первую очередь следует выделять такие параметры продукции, которые характеризуют ее соответствие утвержденным или принятым в торговой практике стандартам качества, например экологическую чистоту, безопасность для здоровья человека и т.д. Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара, составляющие цену потребления. Цена потребления включает затраты на приобретение товара (покупку, аренду) и расходы на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, обслуживание, энергообеспечение).
Цена потребления является для потребителя решающим мотивом покупки и основным показателем конкурентоспособности. Структура цены потребления зависит от особенностей товара. Расчеты показывают, что расходы, возникающие в процессе потребления, по многим видам изделий существенно превышают продажную цену.
Система
показателей, адекватно отражающая уровень
конкурентоспособности товара, служит
важнейшим условием планирования и оценки
товара. Алгоритм оценки и планирования
конкурентоспособности товара представлен
на рисунке 2.6. Рассмотрим его основные
этапы.[1.4.;300]
Рис. 2.5. Алгоритм оценки конкурентоспособности товара
Начинается процесс оценки или планирования с определения цели. В зависимости от конкретных условий такими целями могут быть:
На втором этапе формируются требования к товару и выбору образца (эталона, аналога) в качестве базы для сравнения.
На третьем этапе определяется перечень параметров, подлежащих сравнению и оценке с их количественным выражением и установлением «весомости». При их выборе следует учитывать только те параметры, которые представляют интерес для конкретного потребителя.[1.4;301]
Показатели, определяющие конкурентоспособность товара, могут иметь для потребителя различную значимость, что находит свое отражение в иерархии показателей. Расчет значимости (коэффициентов весомости) осуществляется, как правило, экспертным путем в долях единицы или процентах. Их сумма должна быть равна единице или 100%.
Суть четвертого этапа состоит в расчете параметрических индексов (единичных или простых, сводных) с учетом выбранных измерителей (натуральных, стоимостных, в баллах, процентах, долях, весах). Для этого осуществляется формирование группы аналогов и установление значений их показателей, а затем сопоставление оцениваемого и базового образцов отдельно по качественным и экономическим показателям.
Единичные параметрические индексы (Ипе(.) конкурентоспособности товара рассчитываются по формуле[1.4.;302]:
где П — фактическая величина параметра оцениваемого изделия в натуральных, стоимостных или условных показателях; П — величина параметра базового (эталонного) изделия; i — номер параметра.
Сводный параметрический индекс (Ипс) рассчитывается отдельно по потребительским (качественным) и по экономическим параметрам по формуле[1.4.;302]:
Информация о работе Планирование конкурентоспособности на предприятии