Основные формы интеграции бизнеса: корпоративные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных форм интеграции бизнеса корпоративной организации.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
• Изучить понятие корпорации (корпоративной организации);
• Изучить организационно-правовые формы межорганизационной интеграции, а именно:
1. Глобализация международного бизнеса;
2. Сравнительный анализ организационных форм интеграции;
3. Совместные предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Корпорация как система управления…………………………………………5
2. Организационно-правовые формы межорганизационной интеграции……13
2.1. Глобализация международного бизнеса……………………….……….…13
2.2. Межорагнизационные формы бизнеса…………………………….………15
3. Сравнительный анализ организационных форм интеграции…..………….28
3.1. Совместные предприятия…...…………………………………………...…28
Практическая часть корпорация «Парус»……...………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….45
Литература……………………………………………………………………….47
Приложение А……………………………………………………………………48
Приложение В……………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

курсач по теории орг.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

    Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны.

    Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем сеть разнородных предприятий, возникающую в результате слияния различных фирм, независимо от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.

    Особенности конгломератов:

  • интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без их производственной общности, причем объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора, а профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;
  • объединяемые компании сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются в финансовом отношении полностью зависимыми от материнской компании;
  • конгломератам свойственна значительная децентрализация управления, а их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех
 
 

    аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;

  • в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

    Компания добивается от поглощаемых фирм снижения издержек, строго контролируя работу управляющих и следя за тем, чтобы они укладывались в бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от прежде убыточных предприятий.

    Основными способами образования конгломератов служат слияния и поглощения. Основные мотивы конгломератных слияний и поглощений:

  • получение синергетического эффекта;
  • обеспечение более широкой экономической основы бизнеса;
  • возможность дешево купить и дорого продать;
  • прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей;
  • стремление повысить имидж руководства компании;
  • стремление высшего управленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение опционов как средство долгосрочного поощрения;
  • ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

    Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого может быть их скоординированная предпринимательская деятельность, союз, создаваемый чаще всего для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

    Особенности консорциумов:

  • организация консорциума оформляется соглашением;
  • консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица, при этом организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;
 
 
  • в рамках консорциума его участники не формируют каких-либо организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);
  • компании, входящие в консорциум, сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность, кроме деятельности, связанной с достижением целей консорциума;
  • зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;
  • цель создания консорциумов — объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в т. ч. международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;
  • компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, так как могут участвовать в нескольких проектах.

      Хотя участники консорциума не теряют юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью.

      Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. Речь идет о закрытом консорциуме, если компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. Участники открытого консорциума в том, что касается его общих целей, подчиняются одному лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия.

    Лидер консорциума координирует совместную деятельность участников, получал за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перёд заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по  

договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. Каждый член консорциума финансирует свою долю работ и несет соответствующие коммерческие и технические риски.

    В мировой практике чаще всего встречаются консорциумы, большинство которых можно отнести к консорциумам финансового типа.

    Банковский консорциум - группа банков, временно организуемая одним из крупнейших банков — главой консорциума — для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки.

    Консорциум~гарант — банковская группа во главе с банком-лидером, гарантирующим полученный кредит.

    Гарантийный консорциум — соглашение между несколькими компаниями из различных сфер деятельности, в соответствии с которым распределяются взятые ими на себя риски и обеспечивается их возмещение.

    Подписной консорциум — консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг.

    Финансовый консорциум — временное соглашение нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например для размещения займов.

    Экспортный консорциум внешнеторговое объединение, включающее компании разных стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний.

    Финансовые или подписные консорциумы могут быть временными и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно создаются для  проведения операций по размещению займов в той или иной стране или группе стран, операций с бумагами отдельных акционерных обществ, крупных финансовых, коммерческих к инвестиционных операций. 
 

    Картель — объединение фирм одной отрасли, вступающих между собой в соглашение по различным вопросам коммерческой деятельности компании. Это может быть соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и продаж, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т. д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.

    Картельное соглашение не всегда оформляется договором в письменном виде. Нередко оно существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст.

    Для картеля характерны следующие признаки:

  • договорный характер объединения;
  • сговор группы производителей с целью полного или частичного прекращения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли;
  • сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
  • объединение, как правило, нескольких компаний одной отрасли;
  • совместная деятельность по реализации продукции, в ряде случаев распространяемая на производство;
  • система принуждения, предполагающая выявление нарушений и санкции к нарушителям.

    В соответствии с антимонопольным законодательством большинства стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего сельское хозяйство). Установлен разрешительный порядок деятельности  картелей  при  наличии  особых  условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка, ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т. е. с мерами, направленными на искажение или ограничение конкуренции. Запрет может быть снят для:

  • картелей, на которые приходится небольшая доля рынка, например в рамках ЕС, если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта;
  • картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
  • картелей, приносящих пользу экономике страны, например способствующих техническому прогрессу;
  • кризисных картелей, т. е. картелей, сокращающих, например, излишние производственные мощности.

    В мировой практике выделяется несколько видов картелей.

  • денежный картель утверждает унифицированные цены при равных условиях поставок и платежей.
  • долевой картель может быть квотным и территориальным. В первом случае это так называемый картель продукции, выделяющий каждому участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Регулирование предложения путем предоставления квот позволяет картелям контролировать цены на товарных рынках. Во втором случае это территориальный картель, предоставляющий каждому участнику территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.
  • Закупочный картель представляет собой монопольное соглашение нескольких фирм о закупке сырья и определенных товаров в интересах всех участников с целью сбить закупочные цены,
  • Участники калькуляционного картеля договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов.
  • Кондиционный картель определяет условия реализации товара.
  • Контингентированный картель предполагает установление для участников соответствующих контингенте.
  • Кризисный картель создается при стойком снижении спроса или временном сокращении сбыта для ограничения конкуренции.
  • Патентный картель определяет направления совместного использования какого-либо технического изобретения.
  • Производственный картель устанавливает объем производства для каждого своего участника.
  • Региональный картель определяет области сбыта.
  • Ценовой картель устанавливает для участников продажные цены товара.
 

    Синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях организации продаж через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по условиям договор.

    К особенностям синдиката как организационной формы интеграции компаний можно отнести:

  • сохранение участниками синдиката юридической и производственной самостоятельности, но ограничение их коммерческой самостоятельности
  • устранение внутренней конкуренции среди участников синдиката как разновидности картельного соглашения;
  • централизация сбыта, предполагающая, что участники синдиката продают (полностью или частично) продукцию через единый сбытовой орган, причем функции централизованного сбыта могут быть также поручены одному из участников синдиката.
  • сохранение в ряде случаев участниками синдиката собственной сбытовой сети, тесно связанной со сбытовой конторой или обществом синдиката;
  • осуществление через сбытовою контору или сбытовое общество синдиката закупок сырья для его участников.

      Синдикаты шире всего распространены в отраслях, производящих однородную продукцию: горнодобывающей, металлургической, химической.

      Синдикат   как   форма   объединения   одноотраслевого   профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам.

    Пул — форма объединения компаний, при которой прибыль всех участников поступает в общий фонд и распределяется между ними в установленной пропорции. 
 
 

    Пул характеризуется рядом особенностей:

  • эта организационная форма интеграции является разновидностью картеля;
  • объединение компаний в виде пула имеет обычно временный характер;
  • в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли участников.

    В мировой практике можно встретить следующие виды пулов.

     Биржевой пул — объединение финансовых средств ради повышения или понижения курса, акций.

     Конкретный пул объединение инвесторов, направляющее средства на конкретный объект.

Информация о работе Основные формы интеграции бизнеса: корпоративные предприятия