Основные формы интеграции бизнеса: корпоративные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных форм интеграции бизнеса корпоративной организации.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
• Изучить понятие корпорации (корпоративной организации);
• Изучить организационно-правовые формы межорганизационной интеграции, а именно:
1. Глобализация международного бизнеса;
2. Сравнительный анализ организационных форм интеграции;
3. Совместные предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Корпорация как система управления…………………………………………5
2. Организационно-правовые формы межорганизационной интеграции……13
2.1. Глобализация международного бизнеса……………………….……….…13
2.2. Межорагнизационные формы бизнеса…………………………….………15
3. Сравнительный анализ организационных форм интеграции…..………….28
3.1. Совместные предприятия…...…………………………………………...…28
Практическая часть корпорация «Парус»……...………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….45
Литература……………………………………………………………………….47
Приложение А……………………………………………………………………48
Приложение В……………………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

курсач по теории орг.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

   Значимость внешней среды стала учитываться как экономистами-исследователями, так и предпринимателями лишь с конца 60-х годов прошлого века. Немаловажная заслуга в этом принадлежит немецкому исследователю X. Ульреху, который предложил рассматривать предприятие как открытую систему, обращенную в окружающую среду. Постепенно сформировался подход, согласно которому предприятие может быть вовлечено не только в рыночные структуры, но и в нерыночные сферы общественной жизни. 

   Внешняя среда корпорации - это силы, внешние по отношению к корпорации, которые воздействуют на ее результативность.

   К функциональным областям внешней среды корпорации относятся:

  • социальная среда - рост населения, развитие культуры и образования определяют характер потенциального рынка, изменение потребностей в количестве и качестве потребляемых благ (продуктов, жилья, комфорта), стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья и, как следствие, является мотивацией к изменению производства благ и услуг;
  • правовая среда - корпорации работают в юридических рамках, нормы права регулируют их поведение и способствуют разрешению конфликтов между ними и обществом в целом, поэтому совершенствуются законодательство, контрастное право, защита потребителя;
  • государственная среда - государство в экономической сфере может играть три различные роли: невмешательство в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматическое вмешательство в экономику, согласование политических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сия (регулируемый рынок);
  •  политическая среда - внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут оказывать воздействие на операции в сфере международного бизнеса;
  • технологическая среда - динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов, силы конкуренции стимулируют развитие технологий;
  • экономическая среда - производство продукции и услуг всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста;
 
 
 
  • ресурсная среда - необходимо научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды.

   С точки зрения взаимосвязи с внешней средой и системного подхода, корпорацию можно рассматривать как механизм преобразования "входов" в "выходы", т.е. материалов, оборудования, энергетических ресурсов, капитала и рабочей силы в соответствующую продукцию. Здесь в наиболее очевидной форме проявляется прямая зависимость корпорации от внешней среды. Как открытая система она должна в максимальном объеме предоставлять другим субъектам собственную информацию, что позволит повысить открытость и прозрачность внешней среды, а следовательно, снизить связанную с ней неопределенность. Для достижения основной цели компании - получение прибыли - необходимо учитывать факторы как внешней, так и внутренней среды.

   Корпорации создаются людьми, поэтому внутренняя среда является в основном результатом управленческих решений. Ее наряду с сотрудниками составляют цели, структура, задачи, технология. Ключевой параметр внутренней среды корпорации, как и любой организации, - организационная структура. Рациональная организационная структура обеспечивает благоприятные условия для принятия управленческих решений, устойчивость организации и возможность оперативно и успешно реагировать на изменения внутренней и внешней сред.

   Внутренняя среда корпорации - это ее организационное строение и внутренние ситуационные факторы.

    К функциональным областям внутренней среды корпорации относятся:

• финансы и бухгалтерский учет - аспекты бизнеса, которые включают управление средствами (расход, изменение денежных масс), сбор, обработку и анализ финансовых данных;

  • обеспечение ресурсами - совершенствование системы материально-технического снабжения корпорации материалами и полуфабрикатами, машинами и энергетическими ресурсами;
 
 
  • кадровая функция - обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (наем, подготовка и переподготовка), выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой (оплата, благосостояние и условия найма);
  • производственная функция - обеспечение функционирования производственного процесса в зависимости от цели производственной функции, принятие решений в сфере технологий, календарного планирования, запасов производства, а также контроля качества;
  • функция развития материально-технического обеспечения производства -совершенствование деятельности инструментального хозяйства, ремонтных служб и служб технологической оснастки в целях обеспечения рациональных сроков физического и морального износа технических систем;
  • маркетинг - особый вид деятельности по прогнозированию, выявлению и удовлетворению требований потребителей. При изучении поведения покупателя следует учитывать его социальные, психологические, культурные, образовательные, возрастные и многие другие факторы.

    При обследовании функции маркетинга заслуживают внимания семь общих областей для исследования и анализа:

  • доля рынка и конкурентоспособность;
  • качество и разнообразие ассортимента изделий;
  • рыночная демографическая статистика;
  • рыночные исследования и разработка новых товаров и рынков;
  • предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
  • эффективный сбыт и продвижение товара;
  • прибыль.

   В результате существования внутренней и внешней сред, из которых поступает информация, необходимая для функционирования компании и управления ею, предприниматели сталкиваются с таким феноменом, как ассиметричность информации, обусловленная самим принципом противопоставления внутренней и внешней сред. С одной стороны, владение достоверной и полной информацией дает  

возможность организации контролировать параметры внутренней среды, с другой - ее недостаток позволяет лишь учитывать параметры внешней среды.

   Следует отметить основные направления развития корпорации, которые должны быть ориентирами для менеджеров:

  • обеспечение рационального производственного цикла;
  • изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование сбыта продукции;
  • налаживание хозяйственных связей с потенциальными поставщиками и клиентами;
  • поддержка качества портфеля инвестиций;
  • выбор оптимальной структуры управления корпорацией;
  • качественное стратегическое и оперативное планирование;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Организационно-правовые формы межорганизационной

интеграции 

2.1. Глобализация международного бизнеса 

   Существенной чертой международного бизнеса становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности. Глобализация международного бизнеса проявляется, прежде всего, в активизации в последние годы деятельности транснациональных корпораций (ТНК).

   ТНК опираются на три группы организационных форм ведения международного бизнеса:

  • организационные формы международного бизнеса с закреплением их юридического статуса в стране базирования, т. е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями);
  • организационные формы международного бизнеса с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);
  • организационные формы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления налогового статуса).

    Рассматривая первую группу форм, необходимо отметить, что они создаются путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с местным партнером), путем приобретения доли действующей российской фирмы или полного ее поглощения, в т. ч. в процессе приватизации.

    Организационные формы в области международного бизнеса, характеризующиеся закреплением их юридического статуса, создаются в виде дочерних  ассоциированных или полностью самостоятельных компаний. 
 

    Дочерняя компания регистрируется как компания с собственным балансом, т.е. является юридическим лицом, но контроль над ней осуществляет материнская компания, обладающая основной частью ее акций (паев). В России компания признается дочерней, когда основной компании принадлежит большинство голосов по обыкновенным акциям дочерней компании.

    Ассоциированная компания отличается от дочерней тем, что находится под более слабым контролем материнской, так как последней принадлежит существенная, хотя и не основная часть акций (паев). В России компания считается зависимой, если преобладающая компания имеет более 20 % голосующих акций зависимой.

    Для выбора организационной формы международного бизнеса (с закреплением юридического статуса компании) очень важны основные мотивы вложения средств. Среди них следует отметить:

    • создание за рубежом собственной инфраструктуры современного международного бизнеса (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний и т. д.), т. е. товаро - и услугопроводящей сети преимущественно для сбыта товаров и услуг, произведенных в стране-экспортере;

  • организация производства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что ввоз некоторых из них в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений (таможенных тарифов, квот) или из-за особенностей этих товаров или услуг (например, в сфере услуг часто единственным способом продажи услуги является ее производство на месте);
  • организация производства товаров и услуг за рубежом, когда оно оказывается дешевле и эффективнее, например, из-за экономии на транспортных расходах, наличия дефицитных материальных ресурсов, низкой стоимости рабочей силы (при высокой трудоемкости производства) или из-за того, что данная страна оказывается самым дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая рынки страны происхождения;
 
 
 
 

    2.2. Межорганизационные формы бизнеса 

    Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, финансовых связей, договоров об общности интересов, личной унии, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

    Основные особенности концернов:

  • это самая жесткая, не считая треста, форма интеграции компаний;
  • это обычно объединение производственного характера;
  • входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами, а фактически подчинены единому хозяйственному руководству;
  • в рамках концерна централизованы: финансово-экономическое управление, научно-техническая и кадровая политика, ценообразование, использование производственных мощностей;
  • головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании;
  • деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;
  • в рамках концерна полностью контролируется деятельность образующих его компаний.

    В зависимости от характера связей между компаниями различают вертикальный  (концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта, например горнодобывающие, металлургические и машиностроительные) и горизонтальный (концерн, объединяющий компании одной отрасли, выпускающие одинаковую продукцию или осуществляющие одни и те же стадии производства) концерны. 

    С точки зрения системы участия в капитале, можно выделить два вида концернов: концерн подчинения, организованный в виде материнской и дочерних компаний, и концерн координации, состоящий из сестринских обществ. Тем самым все члены концерна совместно воздействуют на политику концерна, который остается под единым руководством.

    Концерн подчинения создается для объединения производства по технологической цепочке, а концерн координации — в целях интеграции таких видов деятельности, как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т. п.

Информация о работе Основные формы интеграции бизнеса: корпоративные предприятия