Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель данной работы: исследовать теоретических аспектов организации подбора кадров на предприятии и разработать рекомендации по совершенствованию организации подбора кадров в МСП «Стромат» города Котельнича.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) исследовать теоретические основы организации подбора кадров на предприятии;
2) проанализировать деятельность по подбору кадров в МСП «Стромат»;
3) разработать рекомендации по усовершенствованию организации подбора кадров для исследуемого предприятия.
- свыше 10 лет – 29 человек
Итого за 2007 год – 101 человек.
По квалификационному разряду:
- штукатур-маляр: - 4 разряд – 13 человек
- 3 разряд – 3 человека
Итого 16 человек.
- каменщик: - 5 разряд – 1 человек
- 4 разряд – 9 человек
- 3 разряд – 2 человека
Итого 12 человек.
- слесарь-сантехник: - 4 разряд – 4 человека
Итого 4 человека.
- электрогазосварщик: - 6 разряд – 1 человек
- 5 разряд – 1 человек
- 4 разряд - 2 человека
Итого 4 человека.
- плотник: - 3 разряд – 4 человека
- 2 разряд – 1 человек
Итого 5 человек.
- водитель: - 1 класс – 4 человека
- 2 класс – 6 человек
Итого 10 человек.
- электромонтажники: - 4 разряд – 3 человека
Итого 3 человека.
- слесарь-ремонтник: - 5 разряд – 2 человека
Итого 2 человека.
- автомеханик: - 5 разряд – 2 человека
Итого 2 человека.
На предприятии наблюдается тенденция старения кадрового состава, особенно среди квалифицированных рабочих (более 45% составляют работники старше 50 лет, в том числе лиц пенсионного возраста 5 человек).
В связи со спецификой производства, определенной уставом предприятия – строительство, большая часть персонала заняты в строительном участке: штукатуры, маляры, плотники, каменщики. Вспомогательное производство – это, в основном, водители и механизаторы. Среди специалистов 30% составляют работники со строительным образованием.
Проанализируем персонал в динамике с 2005 по 2007 гг. Для анализа берем только штатный персонал, не учитывая заемных работников (из ООО «ДемФилС» и других предприятий) и работающих по договорам подряда. Данные взяты из формы № П-4, утвержденной постановлением Росстата от 08.06.2007 № 46 с изменением от 08.08.2007 № 62 «Сведения о численности, заработной плате и движения работников», данной в Приложении 5. Анализ основных показателей движения персонала дан в Таблице 1. Из таблицы видно, что численность работников с 2005 года увеличилась на 27%. Принято было на 44% меньше, а выбыло в 2,1 раза больше. Вместе с тем среднесписочная численность к 2007 году уменьшилась. Это было связано с уменьшением объема строительно-монтажных работ. Эта тенденция сохраняется и в 2008 году. В 2005 году был самый большой коэффициент оборота по приему в связи с тем, что в МСП «Стромат» в порядке перевода перешли работники ликвидированного МУСП «Подряд». Коэффициент текучести увеличился и соответственно, коэффициент постоянства состава персонала в 2007 году снизился, что является неблагоприятной тенденцией при отсутствии на рынке труда квалифицированных работников строительных специальностей. Отрицательный коэффициент замещения в данном случае указывает не на то, что имеются вакансии, а на снижение потребности в кадрах.
Таблица 5 – Анализ движения персонала
|
По данным Таблицы
5 видно динамику численности работников,
их состава и структуры. Для этого
возьмем годовые
Таблица 6 – Динамика численности работников, их состава и структуры
|
Можно также проанализировать занятость работников, сделав вывод об организации труда в МСП «Стромат». По табелям учета рабочего времени за 2005-2007 год на примере одной из наиболее стабильной по численности бригад (штукатуры-маляры) можно увидеть, что возросло число целосменных простоев по вине администрации. Это говорит о недостатках планирования и отсутствии других предприятий строительного профиля в городе Котельниче, которые могли бы воспользоваться услугами работников МСП «Стромат».
Число руководителей,
которые составляют 10 % от общей численности,
неоправданно высоко: у многих в
подчинении от 2 до 5 человек. Так у
заместителя директора по снабжению
и сбыту в подчинении 2 человека.
Для выполнения данной работы достаточно
было бы специалиста по снабжению, подчинявшегося
главному инженеру. Число мастерских
участков также можно оптимизировать,
объединив несколько. Работа прораба
в большинстве случаев
Глава 3. Организация подбора кадров в МСП Стромат и ее совершенствование
3.1 Анализ организации подбора кадров на предприятии
В МСП «Стромат» в связи с небольшой численностью кадровая служба включает в себя только одного работника. Инспектор по кадрам занимается в основном кадровым делопроизводством: готовит трудовые договоры с поступающими на работу, направляет работников на инструктаж по технике безопасности и охране труда, ведет учет персональных данных работников, составляет графики отпусков. Полный перечень должностных обязанностей приведен в должностной инструкции инспектора по кадрам, приведенной в Приложении 6. Подбор кадров осуществляется на уровне руководителей структурных подразделений и директора. Кадровая политика и система мотивации также не разработана. Требования к персоналу определяются должностными инструкциями и Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС).
Исходя из потребностей предприятия, определенных в его штатной структуре, подбор персонала ведется в двух направлениях: штатные и заемные работники, требования к которым одинаковые, но разный порядок оформления, и подбор на разовые работы, по договорам подряда.
Наиболее ощутимой
проблемой для Кировской
В городе Котельниче имеется профессиональное училище (ПУ-27), которое готовит штукатуров, маляров, каменщиков, газоэлектросварщиков, слесарей-сантехников, поэтому проблем с подбором данных специалистов на предприятии нет. Напротив, машинистов экскаватора готовят только в трех учебных заведениях Кировской области, поэтому при большой текучке этой категории работников существует проблема закрытия этих вакансий.
При подборе персонала в МСП «Стромат» в основном используется поиск через средства массовой информации. В год закрывается от 50 (в 2005 году при расширении производства и массовом наборе) до 28 человек (в 2007 году).
В ходе проведения анализа подбора кадров в МСП «Стромат» были выявлены следующие недостатки в работе кадровой службы:
1. Не определена стратегия управления персоналом.
2. Работа инспектора по кадрам сводится лишь к кадровому делопроизводству.
3. Не планируется потребность в персонале.
4. Не проводится мониторинг рынка труда.
5. Отсутствует план по труду, который должен служить источником трудовых затрат.
6. Отсутствует документ, отражающий идеологию кадровой работы, в котором должны быть учтены как экономические аспекты, так и потребности и интересы работников.
7. Недостаточное внедрение новых информационных технологий, как для кадрового делопроизводства, так и для других функций по управлению персоналом.
3.2 Разработка рекомендаций по повышению эффективности организации подбора кадров на предприятии
Уровень обеспеченности предприятия персоналом определяется сравнением фактического количества плановым показателем. В ходе проведения анализа текущего состояния подбора кадров мы выявили, что планирование кадровой работы в МСП «Стромат» не осуществляется. Постановка кадровой работы нуждается в реформировании.
Недостатки кадровой работы связаны, в большинстве своем, не с неэффективным исполнением своих должностных обязанностей инспектором по кадрам, а с авторитарным стилем руководства, преобладающим на предприятии и отсутствием стратегии его развития. Основные сложности в том, что руководитель подавляет любую инициативу, связанную с совершенствованием существующих технологий. Одна из главных функций кадровой службы - подбор персонала не является обязанностью инспектора по кадрам, этим занимается сам директор.
Опираясь на полученные в ходе исследования данные, можно дать следующие рекомендации:
1. В первую очередь, реформирование должно касаться должностных обязанностей инспектора по кадрам. Он должен решать следующие задачи:
· кадровое обеспечение деятельности организации;
· управление персоналом на основе современных методов кадрового менеджмента;