Организация перевозок грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (на материалах: ИП Каранкевича Сергея Григорьевича)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Роль и значение автомобильного транспорта в организации перевозок грузов………………………………………………………………5
2. Классификация автоперевозок…………………………………………….12
3. Договор перевозки груза…………………………………………………...17
4. Операции по отправлению груза и выдачи получателю…………………24
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………...30
Приложения

Работа содержит 1 файл

Организация перевозок грузов автомобильным транспортом в РБ (на печать).docx

— 6.00 Мб (Скачать)

торговых грузов - они  составляют примерно 5-7% от общего объема. К ним относятся перевозки продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления: хлебобулочных и кондитерских изделий, муки, молока, мебели, одежды и др. Для перевозки этих грузов характерны малые партии и небольшие расстояния, за исключением случаев импортных поставок этих грузов;

сельскохозяйственных грузов — они занимают по объему 4-6% и  представляют собой продукты сельскохозяйственного  производства: картофель, овощи, фрукты и т.п. Перевозки этих грузов характеризуются  сезонностью и значительными  расстояниями перевозок в период их доставки с мест производства в  города и промышленные центры;

прочие-около 10% [2, с 93].

Рисунок – 3 Перевозки  в зависимости от вида перевозимых  грузов

 

По размеру партий груза  перевозки подразделяются на:

массовые, для которых  характерны перевозки большого объема однородного груза:

мелкопартионные, при которых  осуществляются перевозки небольших  партий грузов разнообразной номенклатуры.

По способу выполнения:

местные — перевозки независимо от их протяженности, осуществляемые одним  автотранспортным предприятием ;

прямого сообщения — в  доставке груза от пункта отправления  до пункта назначения принимают участие  несколько автотранспортных предприятий;

терминальные, выполняемые  через систему грузовых автостанций (складов, терминалов);

смешанного сообщения (интермодальные, мультимодальные), которые осуществляются несколькими видами транспорта. Разновидностью этих перевозок являются комбинированные, осуществляемые несколькими видами транспорта без перегрузки (паромные переправы для перевозки подвижного состава через водные преграды, контейнерные перевозки подвижного состава на железнодорожных платформах и т.п.).

По времени освоения:

постоянные — перевозки, осуществляемые на протяжении всего  года, наиболее характерны для промышленных и торговых грузов;

сезонные — периодически повторяющиеся в определенное время  года, наиболее характерны для сельскохозяйственных грузов;

временные — перевозки  грузов эпизодического характера, наиболее характерны для строительных грузов.

По типу организации:

централизованные, когда  перевозчик или специализированная фирма являются организаторами перевозок;

децентрализованные, когда  каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает перевозку груза.

Вид перевозимого груза служит основой для выбора рационального  типа кузова транспорта средства. В  зависимости от применяемого подвижного состава все перевозки могут  быть распределены по трем признакам:

признак типа кузова;

признак грузоподъемности;

признак осевых нагрузок.

В зависимости от типа кузова перевозки могут выполняться  на автомобилях и автопоездах  с бортовой платформой, с самосвальными  кузовами, с кузовами-фургонами, цистернами на специализированных платформах.

Каждый тип кузова может  иметь разновидности: фургон изотермический для перевозки хлеба, мебели и т.п., цистерна транспортная, топливозаправочная и т.д.

По признаку грузоподъемности все перевозки могут выполняться  на автомобилях:

малой грузоподъемности (до 2 т);

средней (от 2 до 5 т);

большой (от 5 до 8 т);

особо большой (свыше 8 т)

По осевым нагрузкам перевозки  на дорогах общей сети могут выполняться  на подвижном составе с нагрузкой  на ось до 6 и 10 тонн или на спаренные  оси — 11 и 18 т.

Перевозки грузов могут осуществляться в разных дорожных и климатических  условиях, что также может оказывать  влияние на выбор подвижного состава  и организацию перевозок. В связи  с этим следует различать перевозки  в умеренном, холодном и жарком климате (признак климатической зоны), а  также перевозки на дорогах с  твердыми типами покрытий, грунтовых  дорогах, по бездорожью и зимникам (дорожный признак).

Перевозками грузов, как  правило, начинается или заканчивается  цикл производства или потребления  какого-либо продукта или товара. В  связи с этим все перевозки  грузов могут быть распределены по производственному признаку:

внутрипроизводственные (внутризаводские, внутрихозяйственные, внутрикарьерные  и т.п.);

межпроизводственные (при  кооперированных связях между отдельными предприятиями).

Процессы приватизации на автомобильном транспорте осуществлялись достаточно высокими темпами, поэтому  в настоящее время свыше 70% грузовых перевозок выполняется акционерными обществами различного типа, обществами с ограниченной ответственностью, малыми предприятиями, а также индивидуальными  владельцами автотранспортных средств.

При этом все грузовые перевозки  можно разделить на две группы:

выполняемые на коммерческой основе, т.е. за определенную плату (тариф);

некоммерческие, т.е. перевозки, выполняемые автотранспортными  средствами самого предприятия для  собственных нужд, в том числе  перевозки, выполняемые на территории самих производственных предприятий (внутритехнологические и внутрипроизводственные перевозки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Договор перевозки груза

Важным юридическим документом, регулирующим взаимоотношение сторон, является договор. Система транспортных договоров по перевозке товарных грузов включает основные и смежные  виды оговора.

К основным договорам относятся:

- договор перевозки груза;

- договор фрахтования.

К смежным договорам следует отнести:

- договор транспортной  экспедиции;

- договор об организации  перевозки;

- договор погрузки, выгрузки, хранения;

- договор на централизованный  завоз (вывоз);

- другие  [3, с.203].


Основные договора

 

Смеженные договора

Договор перевозки груза

Договор фрахтования

 

Договор транспортной экспедиции

Договор об организации перевозки

Договор погрузки, выгрузки, хранения

Договор на централизованный завоз (вывоз)





Рисунок - 4 Система транспортных договоров по перевозке товарных грузов

Рассмотрим наиболее часто  используемые на транспорте договоры.

Договор перевозки  грузов – основной транспортный договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель – уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор фрахтования (чартер) представляет собой оговор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть транспортного средства на один или несколько рейсов.

Договор перевозки  грузов в прямом смешанном сообщении имеет свои особенности, которые состоят в том, что по этому договору перевозку выполняют различные транспортные организации (одного вида транспорта при перевозках в прямом сообщении и разных видов транспорта – при перевозках в прямом смешанном сообщении), но по  одному перевозочному документу.

Договор транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции одна сторона – экспедитор – обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны – клиента (грузоотправителя или грузополучателя) – выполнить или организовать определенные договором экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов.

Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание. В соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности в Республики Беларусь, утвержденными Постановлением Кабинета Министерства Республики Беларусь №86 от 9 февраля 1996 г., с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.02 1999 г., осуществляется транспортно-экспедиционная деятельность, которая представляет хозяйственную деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и получение, а также другие операции, связанные с перевозками в соответствии с договором на транспортно-экспедиционное обслуживание.

Договоры об организации  перевозок заключается, если перевозчик и грузовладелец должны систематически осуществлять перевозку грузов и их взаимоотношения носят длительный характер. В таком случаи возникает необходимость заключить долгосрочные договоры об организации перевозок [3, с.209].

Гражданский кодекс Республики Беларусь, ст.738, устанавливает, что перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки, который таким образом является единственным правовым основанием выполнения перевозки.

При этом договор перевозки (Приложение А) может заключаться в чистом виде, а может включать также элементы договора транспортной экспедиции, т.е. заключаться в форме смешанного договора.

Как известно, согласно ст. 391 ГК стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных  договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются  в соответствующих частях правила  о договорах, элементы которых содержаться  в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или  существа смешанного договора. Таким  образом, в смешанном договоре к  элементам договора перевозки будут  применяться правила транспортного  законодательств; к элементам договора транспортной экспедиции правовые нормы, установленные для транспортно-экспедиционной деятельности.

Понятие договора перевозки

По договору перевозки  груза перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  уполномоченному на получение груза  лицу (получателю), а отправитель  обязуется уплатить за перевозку  груза установленную плату.

Разновидностью договора перевозки является договор об организации  перевозки грузов. По договору об организации  перевозки грузов перевозчик обязуется  в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять  к перевозке грузы в обусловленном  объеме. В договоре об организации  перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации  перевозки.

Договор об организации автомобильной  перевозки грузов не исключает необходимости  заключения договора автомобильной  перевозки груза или договора фрахтования.

Стороны договора перевозки

Сторонами договора перевозки  являются перевозчик и грузоотправитель.

Перевозчик (Приложение Б) – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора (Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»)[13, с 24].

Автомобильный перевозчик (перевозчик) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие на основании  договора или на иных законных основаниях автомобильные перевозки грузов (п.7 Правил).

В соответствии с Декретом Президента РБ от 14.07.2003г. N17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке грузов в  РБ подлежит лицензированию, поэтому  перевозчики-резиденты РБ имеют  право выполнять перевозки грузов только получения лицензии (Приложение В) в установленном порядке [8, с 11].

Порядок лицензирования определен  Положением о лицензировании перевозок  пассажиров и грузов (исключая технологические  внутрихозяйственные перевозки  пассажиров и грузов, выполняемые  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями для собственных  нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утв. Постановлением РБ от 20 октября 2003г. N 1388.

В связи с изменениями  согласно Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. N 450 О лицензировании отдельных видов деятельности [4, с 120].

120. Лицензируемая деятельность  включает составляющие работы  и услуги, указанные в пункте 4 приложения 1 к настоящему Положению.

Не требуется получения  лицензии для выполнения:

 международных автомобильных  перевозок грузов с использованием  автомобиля, предназначенного для  перевозки грузов, разрешенный максимальный  вес которого, включая вес прицепа  (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны.

При этом следует иметь ввиду, что правоспособность юридического лица определяется по праву страны, где это лицо учреждено. Поэтому при работе с перевозчиками-нерезидентами следует установить, лицензируется ли их деятельность в соответствующей стране. В отношении перевозчиков установлено еще одно ограничение, которое является общепринятым. Так, согласно действующему законодательству запрещается привлекать для выполнения внутриреспубликанских перевозок перевозчиков-нерезидентов.

Второй стороной договора перевозки является грузоотправитель. Грузоотправителем может быть как  юридическое, так и физическое лицо. При этом следует отметить, что  если грузоотправителем выступает  физическое лицо, которое сдает груз к перевозке не в рамках осуществления  предпринимательской деятельности, то к отношениям сторон также будет  применяться Закон «О защите прав потребителей».

Информация о работе Организация перевозок грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (на материалах: ИП Каранкевича Сергея Григорьевича)