Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:20, курсовая работа
Понятие организационной культуры: определение, содержание, элементы.
ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широкоопределяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. [7. С. 104–111]. Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. является более гибким. Большинство специалистов видят в органическом подходе будущее и продолжают усиленно критиковать механистический подход. Однако, руководители должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, и на этой основе делать свой окончательный выбор. Не существует априорного понятия «хорошей» или «плохой» системы. Есть выбор, соответствующий меняющимся условиям, и выбор, им не соответствующий.
Трудно создать
такую структуру, которая устраивала
бы всех членов организации и адекватно
мотивировала бы их деятельность. Ряд
специалистов считают, что данная проблема
более успешно решается, если членам
организации предоставляется
Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает:
Участие в принятии решений;
Участие в становлении целей;
Участие в решении проблем.
Участие в управлении
осуществляется в форме работы специальных
советов научно-технического, технико-экономического
и управленческого характера. Решения
таких советов нередко бывают
обязательными для тех
Советы имеют следующие функции:
Несут ответственность за координацию деятельности подразделений;
Отвечают за интеграцию деятельности подразделений, представленных в нем с деятельностью одного или двух вышестоящих уровней управления и одного или двух нижестоящих (обычно руководитель каждого уровня представительствует помимо «своего» совета еще в двух – «нижнем» и «верхнем»);
Определяет политику (правила и процедуры) подчиненных им подразделений, совместимую с двумя другими уровнями.
Важно отметить, что советы принимают решения только относительно процессов, происходящих на их уровне. При правильно организованной работе участие в управлении повышает качество принимаемых решений. Рассмотрение большего количества альтернатив привносит больше опыта в обсуждение. Участие развивает творческое отношение, обогащает работу в целом.
Быстрые и динамичные изменения последнего десятилетия способствовали развитию особого типа организаций, получивших название предпринимательских.
Появление этих
организаций было связано с необходимостью
создания реальных экономических ценностей
на устойчивой и постоянной основе
путем поиска и реализации всех имеющихся
в этом направлении возможностей.
Этого также требовала
Структура управления
предпринимательской
Знание особенностей,
сильных и слабых сторон сложившейся
организационной культуры, стереотипов
поведения работников, принятых ценностей
позволяет выработать управленческие
воздействия с целью возможного
изменения, совершенствования
Изменение –
это действие, в процессе которого
происходят различные преобразования
в нашей жизни. Изменение культуры
организации влечёт за собой изменение
поведения каждого члена
Из-за недостатка исследований не появилось никакой последовательной теории изменения культуры. Некоторые говорят, что культуры возникают самопроизвольно, и что индивидуумы не могут влиять на этот процесс, так как требуются сложные методы, редкие навыки, и значительное время, чтобы понять культуру, и также время, чтобы её изменить, преднамеренные попытки в изменении культуры практически бессмысленны. Однако существует и другая точка зрения, что культуры могут быть изменены, если компании коллективно подойдут к решению этой проблемы. Всё же даже те, кто считает изменение культуры возможным, не соглашаются относительно того, как легко и быстро могут быть сделаны эти изменения.
Конечно, изменение культуры – дело трудное, требующее больших временных усилий. Постепенно приходиться обращать внимание почти на все стороны жизни организации, которые поддерживают ее существование и создают уверенность в ее соответствии предпочтительной культуре. Для успеха в деле трансформации культуры могут потребоваться изменения в структуре (архитектуре организации), символах (образах, которые подкрепляют культуру), системах (производственных, системах оценок, отбора, качества и т.д.), штате (подборе кадров и совершенствовании человеческих ресурсов), стратегии (поведенческих проявлениях видения организации), стиле лидерства (подходах и примерах, насаждаемых высшим руководством) и профессионализме менеджеров (в аспектах компетентности лиц, реализующих процесс изменений). Очень важно знать как проводить изменения. Существует методы изменения культуры организации:
изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджера;
изменение стиля управления кризисом или конфликтом;
перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения;
изменение критериев стимулирования;
смена акцентов в кадровой политике;
смена организационной символики и обрядности.
Основная проблема
заключается в определении и
преодолении первоначального
Среди методов
поддержания организационной
1. Декларируемые
менеджментом лозунги,
2. Ролевое моделирование,
выражающееся в ежедневном
3. Внешние символы,
включающие систему поощрения,
статусные символы, критерии, лежащие
в основе кадровых решений.
Культура в организации может
проявляться через систему
4. Истории, легенды,
мифы и обряды, связанные с
возникновением организации,
5. Система стимулирования.
Принципы построения системы
стимулирования и ее основная
направленность должны
Знание типа организационной культуры, ее особенностей дает возможность прогнозировать поведение организации, реакцию работников на решения руководства, внешние события. Знание особенностей, сильных и слабых сторон сложившейся организационной культуры, стереотипов поведения работников, принятых ценностей позволяет выработать управленческие воздействия с целью возможного изменения, совершенствования организационной культур.
Изменение культуры
организации влечёт за собой изменение
поведения каждого члена
Так же хотелось бы отметить, что изменение личного поведения, повышая уровень компетентности менеджеров в управленческой деятельности, помогая им становиться более эффективными в сфере становления будущей предпочтительной культуры организации, способствует более полному изменению культуры.