Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:20, курсовая работа
Понятие организационной культуры: определение, содержание, элементы.
ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
ГЛАВА
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Культура
организации в целом
Организационная
культура взаимосвязана и
Интерес
к организационной культуре возник
из области организационного поведения,
которая изучает общие подходы,
принципы, законы и закономерности
в организации. Цель организационного
поведения помочь сотрудникам более
эффективно выполнять свои обязанности
и получать от этого удовлетворение.
Для того чтобы реализовать эту
цель, нужно определить ценности личности
и организации в целом. Речь идет
о нормах, правилах, стандартах в
организационном поведении. Любое
организационное поведение
Очень
часто понятие организационная
культура используют в качестве синонима
корпоративной, деловой культур, имиджа
организации. Но между этими понятиями
существуют отличия. Так, организационная
культура – существующая система
отношений, корпоративная – заявляемая
или декларируемая. Корпоративная
культура это некоторые придуманные
правила, которые сотрудники на работе
должны выполнять: как одеваться, как
приходить вовремя на работу и
т.п. Под организационной культурой
понимают сложившуюся в данной организации
систему отношений, которая чаще
всего начинается как история, некоторого
круга лиц, которые начали эту
организацию. Организационную культуру
также не следует путать с культурой
деловой. Деловая культура служит для
получения и распределения
Множественность подходов к определению организационной культуры объясняется тем, что данное социологическое явление сложно проявляется и, как правило, имеет много уровней оценки в рамках культурного пространства общества. Необходимо отметить, что одна из главных причин существующего плюрализма во взглядах на организационную культуру состоит в том, что разные ученые, говоря о культуре, имеют в виду различные ее аспекты.
Наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Э. Шейн рассматривает организационную культуру как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность; эти правила, приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе работниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений; члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.
Таким
образом, можно выделить элементы организационной
культуры. Организационная культура
включает в себя ценностные ориентации,
верования, ожидания и нормы-то, ради
чего люди стали членами организации;
то, как строятся отношения между
ними; какие нормы и принципы жизнедеятельности
организации они разделяют. Содержание
организационной культуры влияет на
направленность поведения и определяется
не простой суммой предположений, а
тем, как они связаны между
собой и как они формируют
определенные образцы поведения. Отличительной
чертой той или иной культуры является
относительный порядок, в котором
располагаются формирующие ее базовые
предположения, что указывает на
то, какая политика и какие принципы
должны превалировать в случае возникновения
конфликта между разными
Познание
организационной культуры начинается
с первого, «поверхностного», или
«символического» уровня, включающего
такие видимые внешние факты,
как применяемая технология и
архитектура, использование пространства
и времени, наблюдаемое поведение,
язык, лозунги и т.п., или все
то, что можно ощущать и
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру организационной культуры. Так, Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе следующих характеристик.
Таблица 1.1. Атрибуты и характеристики организационной культуры
|
Приживаемость
в организации элементов
- степень разделяемости элементов организационной культуры членами организации;
-ясность приоритетов культуры;
- количество элементов и / или предположений, разделяемых работниками.
То
есть, можно сказать, что чем больше
количество работников организации
разделяет и принимает ценности
и предположения
Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура является в то же время серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации. Слабая культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм. У каждого элемента организации они свои, причем, зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ее ослаблению. Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют принимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, то есть придать свое значение событиям и действиям.
Организационная культура не является гомогенным образованием, особенно данное утверждение справедливо для крупных организаций. Каждая микрогруппа в организации обладает собственной субкультурой, которая может быть, но не обязательно является продолжением общей организационной культуры.
Одна
или несколько субкультур в организации
могут по своей природе находиться
в том же измерении, что и доминирующая
в организации культура, или создавать
как бы второе измерение в ней.
В первом случае это будет некий
анклав, в котором приверженность
ключевым ценностям доминирующей культуры
проявляется в большей мере, чем
в других частях организации. Обычно
это имеет место с субкультурой
центрального аппарата какой-либо организации.
Во втором случае ключевые ценности доминирующей
в организации культуры принимаются
членами какой-нибудь из ее групп
одновременно с отдельным набором
других, часто неконфликтующих
- прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры;
- оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
- оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой.
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. В определенном смысле, организационные контркультуры являются призывом к помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда существующая система поддержки разрушилась и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль за своей жизнью в организации. Некоторые «контркультурные» группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации. Наглядными примерами таких групп являлись всесильные в свое время советы трудовых коллективов, появляющиеся сейчас в ходе приватизации группы собственников контрольного пакета акций предприятий и коммерческие подразделения бюджетных организаций.
Важным моментом в анализе организационной культуры является влияние внешней среды на организационную культуру и их взаимодействие. Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что естественно сказывается на ее культурном облике. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой коллективный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая – это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано. Вторая – это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации проблемы.
Процесс
внешней адаптации и выживания
связан с поиском и нахождением
организацией своей ниши на рынке
и ее приспособлением к постоянно
меняющемуся внешнему окружению. Это
процесс достижения организацией своих
целей и взаимодействия с представителями
внешней среды. В данном процессе
решаются вопросы, имеющие отношение
к выполняемым задачам, методам
их решения, реакции на успехи и неудачи
и т.д. Используя выбранный