Организационная культура организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Понятие организационной культуры: определение, содержание, элементы.
ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 62.49 Кб (Скачать)

символический подход – предполагает наличие в  организации особого языка, символических  действий, специальных церемоний, фиксированной  истории организации, легенд, символических  фигур (людей) и т.д.;

побуждающий подход – привлекает особое внимание организации  к системе мотивирования работников. Вознаграждение за достигнутые результаты может выражаться в форме предоставления обучения, развития деловых и личностных качеств персонала на основе разработки специальных программ профессиональной и управленческой карьеры в организации.

Основными задачами планирования культуры предприятия  являются создание условий для творческого  эффективного труда, для социального  мира и партнерства, соблюдение интересов  государства и общества. При планировании культуры изменяются отношения как  внутри предприятия, так и за ее пределами.

Для определения  имеющейся и желаемой организационной  культуры нужно знать о различных  подходах к описанию организационной  культуры.

Что касается типологии  организационной культуры, то, в  литературе на сей счет существует несколько подходов. Практическая значимость идентификации различных типов  организационных культур имеет  две стороны:

знание типа организационной культуры, ее особенностей дает возможность прогнозировать поведение  организации, реакцию работников на решения руководства, внешние события;

знание особенностей, сильных и слабых сторон сложившейся  организационной культуры, стереотипов  поведения работников, принятых ценностей  позволяет выработать управленческие воздействия с целью возможного изменения, совершенствования организационной  культур.

Рассмотрим некоторые  из них немного подробнее.

Суммируя наиболее важные различия, Г. Хофстед выделил четыре параметра, характеризующих менеджеров и специалистов и организацию в целом:

Индивидуализм/коллективизм;

Дистанция власти;

Стремление к  избежанию неопределенности;

Мужественность/женственность.

Названные параметры  позволяют охарактеризовать любую  организацию и выявить ведущий  тип организационной культуры.

По признаку «индивидуализм / коллективизм» оценивается степень интеграции индивидов в группы. Коллективистское сообщество требует большой эмоциональной зависимости человека от организации и соответственно большой ответственности организации за своих работников. Следовательно, если коллективистская культура организации предполагает принятие решений на основе личных отношений, то индивидуалистская культура делает главный упор на формально-деловой принцип. (Характеристика коллективистской и индивидуалистской в прил. 4)

По признаку «дистанция власти» характеризуется  уровень демократизации (авторитаризации) стиля управления. Сфера распространения власти как элемента культуры определяется пространством, в пределах которого даже наименее наделенный властью индивидуум в группе осознает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей. Неравноправие присутствует во всех культурах, но готовность лояльного отношения к нему в различных культурах неодинакова.

Вводятся понятия  низкого или высокого индексов дистанции  власти, характеризующие глубокие различия в структуре управления организацией, в системе распределения ролей  и т.п. Каждая организация обладает своей степенью социально одобряемого  неравенства статусов работников.

Высокий индекс дистанции власти означает признание  того, что иерархия – это природное  неравенство, приказы не обсуждаются, сила преобладает над правом, высшее руководство недоступно, сотрудники опасаются выражать свое мнение, высказывать  несогласие, не слишком доверяют друг другу.

Низкий индекс, в свою очередь, означает, что в  организации довольно четко обозначено неравенство ролей, а иерархическое  руководство ориентируется на удобный  для работников стиль Управления, право первенствует по отношению  к силе, высшие руководители доступны, для изменения существующей иерархии достаточно перераспределения власти; между управляющими и подчиненными существует скрытая гармония, а между  рядовыми сотрудниками – солидарность.

Тенденция к  избежанию неопределенности. Этот признак указывает степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. Культура, лишенная восприятия неопределенности, отличается активностью, агрессивностью, эмоциональностью и нетерпимостью, в то время как культуры, воспринимающие неопределенность, характеризуются большей рефлексией, меньшей агрессивностью, бесстрашностью.

Четвертый параметр организационной культуры «маскулинизация  – феминизация» – отражает мотивационную  направленность персонала на достижение цели или выполнение задания. Само название этого параметра связано с осмыслением традиционных семейных ролей мужчины и женщины.

Мужчина, как  правило, демонстрируя силу, должен обеспечивать жизнь семьи, а женщина – заниматься улучшением качества жизни. Следовательно, мужская роль применительно к организации предполагает «жизнь для работы», т.е. ориентацию на достижение цели, а женская роль – работу «ради жизни», т.е. ориентацию на выполнение задания.

Носители женской  культуры характеризуются высокой  степенью индивидуализма, ориентированностью на взаимоотношения, групповым принятием  решений, низкой мотивацией к достижениям; держатся поближе к лидерам, приоритет  отдают качеству жизни и заботе о  слабом, приятной рабочей атмосфере.

Носители мужской  культуры гораздо дальше находятся  от своих лидеров, для управления им нужны жесткие структуры, они  неохотно воспринимают неопределенность, напористы в достижении поставленных целей, для них характерна ориентированность  на деньги и материальные ценности, индивидуальный поиск решений, высокая  мотивация к достижениям; приоритет  отдают профессиональному росту, продвижению  вперед.

Р. Рюттингер, понимая культуру как один из критериев успеха предприятия, причем не только экономического, но и в сфере социально-культурного развития организации, целью считает формирование такой организационной культуры, которая максимально способствовала бы этому успеху. Классификацию организационных культур рассмотрим в (табл. 1.2). 

Таблица 1.2. Классификация  ОК по «степени силы культуры»

Сильные культуры Слабые культуры
Бесспорные  культуры

Открытые культуры

Живые культуры

Небесспорные  культуры

Закрытые культуры

Неживые культуры, обезличенные

 

Бесспорные культуры можно распознать по тому, что в  организации принято небольшое  число основных ценностей, которые  понимаются, одобряются и вынашиваются всеми членами организации. В  содержании этих основных ценностей  постоянно выделяются, как правило, две тенденции: гордость и стиль. Бесспорная культура является решающим инструментом мотивации: гордость за собственную  организацию и ощущение, что на основе практикуемого стиля общения  ты находишься на высоком уровне. Результативный аспект выражается, несмотря на все  неудачи и провалы, в постоянно  преследуемой цели, желании быть первым, желании расширить и удержать свои позиции.

Небесспорные  культуры относятся к слабым культурам, и распознать их можно на основе следующих характеристик:

Отсутствуют ясные  представления о ценностях и  общие убеждения относительно того, как можно достичь успеха в  определенной отрасли, в определенной ситуации. Долгосрочные цели отсутствуют, разработка собственной философии  рассматривается как роскошь, ставка делается на выполнение сиюминутных  задач;

В целом имеют  место представления о ценностях  и убеждениях, но не существует согласия по поводу того, что в настоящий  момент является правильным, важным, действенным. Противоречия могут выливаться в  войны среди управленцев;

Отдельные части  организации не способны прийти к  соглашению между собой, так как  представлены в основном различные  точки зрения и отсутствует цельная  картина. Функциональные подразделения  организации не способны прийти к  соглашению между собой, так как  отсутствует стратегия и цельная  картина развития;

Ведущие фигуры возникают и действуют скорее демотивирующе и ничего не делают, чтобы способствовать развитию общего понимания того, что является важным, а что нет;

Топ-менеджеры принимают противоречивые, часто плохо обоснованные решения, в однотипных ситуациях действуют по-разному, что затрудняет для подчиненных определение эффективных процедур выполнения поставленных задач. В случае успеха превышение полномочий сотрудника поощряется как предприимчивость, в случае неудачи – наказывается. «Героя» такой культуры часто отличает жесткость, бесцеремонность, хитрость, беспринципность.

Открытые культуры относятся к сильным культурам, которые сами по себе открыты как  изнутри, так и извне. Чтобы понять сущность данного определения, необходимо обратиться к следующему практическому  примеру. Отсутствие открытости изнутри  означает, что в одной, к примеру, группе существует негласная норма, при проведении собраний всегда необходимо сохранять единство, а разногласия  во мнениях (если они вообще имеются) должны выноситься за рамки собрания. Наблюдателю представляется гармоничная  картина. Все быстро приходят к согласию, и группа, очевидно, имеет сильную  культуру. Однако в действительности отсутствует какая-либо готовность к конфликтам, обсуждениям противоположных  точек зрения – все это отличительные  признаки не сильной, открытой культуры, а признаки слабой, то есть, по сути, культура является в данном случае закрытой. Кроме того, успешность может  привести к самодовольству и отсутствию анализа критики извне. У предприятий  начинает проявляться четкая тенденция  к вере в собственный успех, а  обратная связь просто игнорируется, в результате исчезает важнейший  базис для ориентации в жизни  и способность к выживанию. В  результате исчезает необходимый источник информации для корректировки бизнес-планов, а значит способность к развитию, в результате чего культура, по сути, становится закрытой по отношению к  внешней среде, так как не реагирует  на протекающие в ней изменения.

Живые или вжившиеся  культуры – это те культуры, в  которых предлагаемые инновации  в деятельности организации, касающиеся их философии, ценностей, правил поведения  и прочего, воспринимаются сотрудниками и руководителями и проводятся в  жизнь, способствуют процветанию организации. В тех случаях, когда представления  о ценностях и убеждениях представляют собой лишь простое признание  на словах, имеет место наличие  неживых элементов и неживой  культуры в целом.

Сильная культура не только создает преимущества для  организации. Следует иметь в  виду, что сильная культура является в то же время серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации.

Ч. Хенди объединил различные характеристики, системно рассмотрел организационную культуру с точки зрения ее носителей. Им предложена следующая классификация организационной культуры: власть, роль, цель и личность. Каждому из типов он присвоил имя соответствующего олимпийского бога (см прил. 5).

Культура власти, или Зевса. Это авторитарная культура. Ее существенный момент – личная власть, источником которой является обладание  ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют жесткую  иерархическую структуру, высокую  степень централизации управления, немногочисленные правила и процедуры, которую лучше всего представить  в виде «паутины». Они авторитарны, подавляют инициативу работников, осуществляют жесткий контроль над всем. Успех  предопределяется квалификацией руководителя и своевременностью выявления проблем. Все это позволяет быстро принимать  и реализовывать решения в  условиях острой конкуренции. Такая  культура характерна для молодых  коммерческих структур.

Ролевая культура, или культура Аполлона. Это бюрократическая культура, которую можно представить в виде «храма», основывающаяся на системе правил и инструкций, характеризующаяся четкой специализацией, распределением ролей, прав, обязанностей, ответственности, специализацией участников, словом, всем тем, что обеспечивает административный успех. Она негибка, препятствует инновациям, затрудняет изменения. Источником власти здесь является должность, а не индивидуальные качества руководителя. Такая управленческая культура свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям.

Культура задачи, или Афины. Эта культура приспособлена  к управлению в экстремальных  условиях и постоянно меняющихся ситуациях, поэтому основное внимание здесь уделяется быстроте решения  проблем. Она основывается на сотрудничестве, коллективной выработке идей, общих  ценностях. Власть покоится здесь на компетентности, профессионализме и  обладании информацией. Этой культуре присуще совмещение в одной команде  носителей разных функций, разных уровней компетентности и подчинение иерархической власти процессу разработки или исполнения задания. Это – переходный тип управленческой культуры, способен перерасти в один из предыдущих. Он свойственен проектным или венчурным организациям.

Информация о работе Организационная культура организации