Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:20, курсовая работа
Понятие организационной культуры: определение, содержание, элементы.
ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
4).Культура личности,
или Диониса. Она связана с
эмоциональным началом,
В соответствии с измерениями «гибкость / индивидуальность» – «стабильность / контроль» и «ориентация на внешнюю / внутреннюю среду» были выделены четыре типа организационных культур:
1. Клановая культура;
2. Иерархическая культура;
3. Рыночная культура;
4. Эдхок-культура.
Каждый тип организационной культуры определяет критерии эффективности организационной деятельности и стиль управленческого лидерства. Для достижения эффективности в решении управленческих задач лидер будет вынужден выбирать модели поведения, адекватные доминирующей культуре организации. Управленческое лидерство не только оказывает влияние на развитие культуры организации, но также является ее продуктом. Таким образом, анализ эффективности управленческого лидерства неразрывно связан с анализом организационных культур.
В условиях клановой организационной культуры особе внимание уделяется поддержанию атмосферы гибкости и удовлетворенности членов организации, позволяющей им восприимчиво относиться к эмоциональным переживаниям клиентов. В организации с клановой культурой сотрудники воспринимают себя как одну семью или круг хороших друзей, где каждого связывает друг с другом много общего. Для организации характерны высокий уровень согласия и взаимной лояльности, а также приверженность традициям. В организации данного типа придается особое значение выгоде от долговременного развития персонала.
Сильными сторонами
клановой культуры можно считать
способность носителей
• Управление командами;
• Управление межличностными взаимоотношениями;
• Управление развитием человеческих ресурсов.
В организациях этого типа, как правило, востребованы лидеры, выполняющие роли покровителя, фасилитатора (побудителя людей к лучшему выполнению хорошо знакомой им задачи), мотиватора, воспитателя и наставника.
Критериями эффективности организации являются единство и сплоченность ее членов, их восприимчивость к нуждам клиентов.
Организация с отчетливо выраженной ориентацией на внешнюю среду (при высоком уровне гибкости и индивидуализма) имеет эдхократическую организационную культуру. Для нее xaрактерны динамизм, предпринимательство и творчество. Представители данной культуры готовы рисковать ради возможности удовлетворить свои потребности и цели. Они проявляют готовность к переменам и стойко принимают вызов. Данный тип организации в перспективе нацелен на дальнейшее развитие и получение новых ресурсов.
Сильными сторонами эдхок-культуры являются прекрасная адаптация организации к постоянно изменяющейся среде и инновационная атмосфера, оптимальное использование потенциала роста и поддержки внешней среды, а также дополнительные возможности по приобретению ресурсов. Для этой организационной культуры характерны следующие особенности управления:
• Управление инновациями;
• Управление будущим;
• Управление совершенствованием.
В организации этого типа, как правило, управленческий лидер выступает в роли новатора, предпринимателя и стратега, определяющего новые направления развития.
Критериями эффективности организационной деятельности становятся творчество, рост, инновация, выпуск уникальных или новых продуктов и услуг, результат.
Организация с
иерархической культурой более
ориентирована на поддержание внутреннего
порядка и стабильности при стремлении
к экономической
Сильными сторонами
иерархической организационной
культуры является четко отлаженное
управление информацией на операционном
уровне и ведение документации, контроль
организационной деятельности. Для
этой организационной культуры характерны
следующие особенности
• Управление координацией;
• Управление контролем.
В подобных организациях лидеры, как правило, выполняют функции координатора, организатора, аналитика и наставника.
Критериями эффективности организационной деятельности можно считать финансовую эффективность, своевременность, низкую цену, надежные поставки и спокойное функционирование.
Рыночная организационная культура характеризуется ориентацией на внешнюю среду при весьма высокой потребности в стабильности и контроле. Основным критерием оценки представителей данной культуры служит результат выполнения задания, поэтому большинство сотрудников организации подобного рода ориентированы на достижение цели в условиях конкуренции.
Главная цель – победа в конкурентной борьбе, а в качестве символов успеха можно воспринимать расширение доли рынка и завоевание новых рынков. Долгосрочная стратегия основана на развитии конкурентоспособности и достижении измеримых целей.
Сильные стороны
рыночной организационной культуры
– способность менеджмента
• Управление конкуренцией;
• Управление услугами;
• Побуждение подчиненных к действиям.
Здесь лидеры, как правило, выполняют роли инициатора и генератора, конкурента, бригадира, надсмотрщика, или продюсера.
Критериями эффективности организационной деятельности являются: определенная доля рынка; достижение целей; проигрыш конкурента.
Согласно Куинну, ни одна из выявленных моделей управления не является эффективной (или неэффективной) при всех обстоятельствах.
Существуют позитивная зона, в рамках которой организация может достигать эффективности, и негативная зона, где особенно ярко проявляется неэффективность организационной деятельности. Если носители управленческого лидерства компетентны в использовании сильных сторон доминирующей организационной культуры и в минимизации ее деструктивного потенциала, то деятельность организации становится эффективной.
В этих случаях
организационное поведение
Между идеальной и реальной моделями организационной культуры конкретной организации ясно виден разрыв. Этот разрыв может быть несущественным или значительным. В любом случае управленческое лидерство может планомерно сокращать разрыв между желательной и фактической организационной культурой, тем самым, повышая эффективность жизнедеятельности организации.
Управленческое
лидерство имеет определенный потенциал,
позволяющий консолидировать
Типология Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди.
Она менее известна, здесь выделяют четыре главных типа организационной культуры. В качестве параметров выбраны уровень риска и скорость получения обратной связи. На основании сочетания этих параметров были выделены следующие типы организационной культуры.
1. Культура высокого
риска и быстрой обратной
2. Культура низкого
риска и быстрой обратной
3. Культура высокого
риска и медленной обратной
связи. Высокий риск, предельно
высокие инвестиции, медленная обратная
связь, длительны процесс
4. Культура низкого
риска и медленной обратной
связи. Небольшой риск, медленная
обратная связь, внимание
Все перечисленные
подходы к типологии
Механистический
подход к проектированию организации
характеризуется использованием формальных
правил и процедур, централизованным
принятием решений, узко определенной
ответственностью в работе, когда
используется рутинная технология, то
есть низкая неопределенность того, когда,
где и как выполнять работу,
и имеется несложное и
Свои преимущества,
например такие, как универсальность,
предсказуемость и
– в организации известны четкие цели и задачи;
– работа в организации может делиться на отдельные операции;
– общая цель
организации должна быть достаточно
простой, чтобы позволить выполнить
ее на основе централизованного
– выполнение работы индивидом может достоверно измеряться;
– денежное вознаграждение мотивирует работника;
– власть руководителя признается как законная;
Примерами адекватного
применения механистической культуры
является армия, конвейерное производство,
государственная система