Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа
Функционирование и развитие любой организации во многом похоже на работу живого организма. Постоянные изменения вследствие воздействия со стороны внешней среды, приспособление к изменениям, все это является характеристиками и организации и живого организма.
Для выживания и процветания, современная организация должна уметь формировать и накапливать потенциал роста и развития, которые в будущем могут обеспечить не только своевременную, адекватную реакцию на воздействия из вне, но и могут дать возможность активно вмешиваться в окружающую действительность, эффективно управлять работой и развитием входящих в организацию многочисленных элементов и подсистем.
Глава 1. Аналитический подход организационной культуры
1.1 Определения и элементы организационной культуры
Функционирование и развитие любой организации во многом похоже на работу живого организма. Постоянные изменения вследствие воздействия со стороны внешней среды, приспособление к изменениям, все это является характеристиками и организации и живого организма.
Для выживания и процветания, современная организация должна уметь формировать и накапливать потенциал роста и развития, которые в будущем могут обеспечить не только своевременную, адекватную реакцию на воздействия из вне, но и могут дать возможность активно вмешиваться в окружающую действительность, эффективно управлять работой и развитием входящих в организацию многочисленных элементов и подсистем.
Такой жизненный потенциал организации обеспечивает ее организационная культура, которая представляет собой ряд элементов, среди которых мотивация персонала, отношения внутри коллектива, принципы и методы выполнения работ, используемых в организации.
Наличие тех или иных элементов организационной культуры, ее особенности обуславливают различия между организациями, успех функционирования и выживания в конкурентной борьбе.
К
настоящему времени не выработано единой
трактовки понятия «
Можно остановиться на
Или использовать определение Э.Шейна2: «Это модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая была использована в прошлом и признана правильной, и, следовательно, должна быть передана для усвоения новым членам организации как единственно правильный способ восприятия, представления и отношения».
Можно выделить ряд позиций,
являющихся бесспорными и
Организационная культура – совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками организации в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации.
В зависимости от этапа
- в форме предположений (на этапе активного поиска своей культуры); - убеждений;
- установок и ценностных ориентаций (когда культура сложилась в основном);
- норм поведения;
- правил общения и стандартов трудовой деятельности (при полностью сформировавшейся культуре).
Наиболее значимыми элементами культуры признаются:
1) ценности;
2) миссия;
3) цели компании;
4) кодексы и нормы поведения;
5) традиции и ритуалы.
Ценности и элементы культуры не требуют доказательств, принимаются на веру, передаются от поколения к поколению, формируя корпоративный дух, соответствующий идеальным устремлениям компании.
Ф. Харрис и Р. Моран3 предлагают рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик:
1. Осознание себя и пространства (своего места в организации). Одни культуры ценят сокрытие работниками своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях инициатива и творчество проявляются через сотрудничество, в других – через индивидуализм. Кроме того, разные культуры имеют свое представление о «комфортной индивидуальной зоне». Чтобы чувствовать себя комфортно американцам требуется большое расстояние между людьми, чем латиноамериканцам или азиатам. Одни культуры достаточно строго структурированы и формальны, другие гибки и неформальны. Некоторые культуры закрыты, и место каждого индивида в них четко закреплено, некоторые открыты и изменчивы. Каждая культура по-своему оценивает личность.
2. Коммуникации (общение) и язык. Система коммуникации (как вербальной, так и невербальной) отличает одну культуру от другой – каналы общения, по которым члены организации получают информацию о корпоративных ценностях; использование диалектов, сленгов, жаргона. Преимущественное использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» разнятся от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляция варьируются в зависимости от отрасли, функций, территориальной принадлежности организации.
3. Одежда и внешний вид. Верхняя одежда и убранства, украшения тела; разнообразие униформ и спецодежды, атрибутики, символики, деловых стилей, косметика, прическа.
4. Время и его восприятие. Отношение ко времени различно в разных культурах (одни отличаются пунктуальностью, другие обращаются со временем свободно). В некоторых культурах статус и возраст определяют время прибытия на деловую встречу. Отличаются в различных культурах степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка, поощрение за это.
5. Взаимоотношения. Каждая культура закрепляет определенные человеческие отношения в зависимости от возраста, пола, статуса, степени родства, достатка, мудрости, власти, религии и гражданства и т.п. Отличается степень формализации отношений, пути и способы разрешения конфликтов, степень получаемой поддержки и т.п.
6. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-либо. Отношение к себе, к другим, к событиям, к окружению. Распространенные в организации верования – вера в руководство, в успех, собственные силы, профессионализм, во взаимопомощь, в справедливость, в этичное поведение, отношение к коллегам, к клиентам, конкурентам, к злу и насилию, агрессии, влияние религии и морали и т.д.
7. Ценности и нормы. Ценности – это разделяемые всеми членами организации представления об организации и ее благе; в зависимости от существующей системы ценностей устанавливаются нормы поведения, этика поведения на работе, традиции и ритуалы.
8.
Умственная деятельность и
9. Трудовая этика и мотивирование. Все, что связано с работой – отношение к труду, основные виды трудовой деятельности, разделение труда, методы и принципы работы, премии и стимулы, продвижение по службе. Работа определяется как напряжение или усилие или участие в полезной и нужной деятельности. Отношение к работе и ответственность за ее качество; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; привычки, связанные с работой; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по службе и т.п.
10.
Еда и правила поведения за
столом. По-разному выбирают, готовят,
подают еду и едят. Правила поведения за
столом. Организация питания работников
– наличие или отсутствие таковых мест
в организации, люди приносят с собой еду
или посещают кафетерий внутри или вне
организации; дотация питания; периодичность
и продолжительность питания; едет ли
работники разных уровней вместе или отдельно
и т.п.
2.2 Основные
функции организационной
В зависимости от развития организации, особенностей конкурентной среды, специфики продукции организации и других факторов, значимость и приоритетность различных функций, выполняемых организационной культурой, может изменяться. Тем не менее, сам набор ее важнейших функций остается неизменным.
Первая группа функций выполняет задачи внутренней интеграции членов организации, обеспечивает ее целостность и внутреннее единство.
Вторая группа функций имеет внешнюю направленность и обеспечивает приспособление организации к условиям внешней среды и выживание в ней.
В рамках первой группы выполняются следующие функции:
- охранная;
- интегрирующая;
- нормативно-регулирующая;
- замещающая;
- адаптивная;
- образовательно-познавательная;
- мотивирующая;
- коммуникативная;
- функция управления качеством;
- рекреативная.
Охранная функция – состоит в создании определенного барьера на пути проникновения нежелательных тенденций внешней среды внутрь организации. Организационная культура четко определяет границы, в рамках которых действие механизмов цен и конкуренции сменяется согласованными и целенаправленными действиями менеджеров и всех работников. Охранная функция, так же как и другие функции организационной культуры, проявляет себя во всех аспектах деятельности предприятия, в том числе и при отборе сотрудников.
Интегрирующая функция – позволяет объединить интересы членов организации всех уровней, всех ее территориальных и отраслевых подразделений за счет формирования ощущения принадлежности, идентичности, вовлеченности в дела организации и приверженности ей.
Нормативно-регулирующая функция – обеспечивает управляемость и предсказуемость поведения членов организации. Нормативно-регулирующая функция способствует росту эффективности организации в силу того, что существующие нормы устраняют несогласованность и разнонаправленность действий. Она обеспечивает автоматизм выполнения работы и создает экономию времени в каждой хозяйственной ситуации.
Замещающая функция – проявляется в том, что она сама о себе является эффективным инструментом управления персоналом и в этом качестве заменяет формальные, официальные механизмы управления. Жесткие структуры управления требуют создания специальных управляющих и контролирующих подразделений, увеличивают объем восходящих и нисходящих потоков информации (официальные распоряжения, приказы, идущие сверху-вниз, и, напротив, отчеты, направляемые наверх), усложняют структуру организации и увеличивают штат сотрудников. Все это ведет к увеличению издержек управления. При наличии сильной организационной культуры серьезным образом упрощается система контроля.
Адаптивная функция – решает две основные задачи.
Первая задача – воспитание приверженности ценностям и нормам существующей культуры среди вновь нанятых работников.
Вторая задача – нейтрализация несовместимых с организационной культурой образцов поведения, которые выработались у новичка на прежнем месте работы.
Образовательно-
Мотивирующая функция – состоит в том, что развитая организационная культура повышает уровень трудовой мотивации среди сотрудников. Возрастает групповая мотивация. Осознание своей принадлежности к сильной организационной культуре уже само по себе является мощным мотиватором роста производительности, желанию действовать в интересах своей компании.
Информация о работе Организационная культура ООО ГК «АСТЭК-С»