Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из узловых моментов современного управления экономическими, социальными и прочими системами является совершенствование систем управления, эффективное использование имеющегося потенциала и ресурсов
для достижения поставленных целей.

Содержание

Глава 1.Сущность и содержание методов управления
1.1. Понятие «метод управления» ……………………………………………..6
1.2 Классификация методов управления……………………………………...11
Глава 2. Состав и структура методов управления
2.1.Общие методы управления………………………………………………..18
2.2. Конкретные методы управления…………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

ЗАКОНЧЕННО!!!!!!.docx

— 94.82 Кб (Скачать)

Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение.

Просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности.

Совет — это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить.

Ответной реакцией на психологические  приемы и способы управления являются настроение, чувства и поведение.

Настроение представляет собой слабо выраженное эмоциональное переживание, еще не достигшее устойчивой и осознанной определенности.

Чувство — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.

Они отражают нравственные переживания реальных отношений  человека с окружающей средой в виде эмоций. Различают :нравственные, эстетические, патриотические интеллектуальные чувства. По степени проявления чувств выделяют эмоциональные состояния: умиротворения, причастности, переживания, угрозы, ужаса.

Эмоции — это конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния. В зависимости от реакции эмоции могут быть:

  • положительные (радость, удивление, удовольствие и т.п.),
  • отрицательные (гнев, злость, раздражение, зависть, обида, печаль, досада и т.п.),
  • амбивалентные (противоречивые — ревность, соперничество, намек и т.п.).

Поведение выражается в совокупности взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к окружающей среде.34 Отмечается пять основных форм поведения человека в социальной среде:

  • «ангельское», в форме полного отрицания зла и насилия;
  • высокоморальное, провозглашающее неукоснительное соблюдение высоких принципов поведения (честность, бескорыстие, щедрость, мудрость, искренность и т.п.);
  • нормальное, основанное на приверженности к принципам общественной морали, допускающей отклонения и недостатки, на диалектическом единстве добра и зла;
  • аморальное, когда личные интересы, мотивы и потребности ставятся выше принятых норм поведения в социальной группе;
  • «дьявольское», т.е. абсолютно аморальное, противоправное и противоречащее законам, общественной морали и нормам.

Современные российские экономические  отношения не способствуют поддержанию  комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать социально – психологических методов управления на работу персонала, учитывая что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника , такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.

 

2.2. Конкретные методы управления

 

В зависимости от этапов и элементов процесса управления можно выделить следующие методы управления:35

  • воздействие на управляемые объекты;
  • организации самой управляющей системы;
  • информационного обеспечения управления;
  • выработки и принятия решения;
  • контроль, оценки, анализа и др.

В рамках этой классификации  существуют и специфические методы управления:36

  • проблемно-организующие;
  • функциональные;
  • программно-целевые;
  • организационного анализа;
  • организационного регламентирования;
  • организационного нормирования;
  • организационного проектирования и др.

В зависимости от разнообразия функций для существования, которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:

  • методы управления функциональными подсистемами;
  • методы выполнения функций управления;
  • методы принятия управленческих решений;

Метод управления функциональными подсистемами в решающей степени, обусловленной структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство финансы персонал маркетинг инновации и т.д.

Так, например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы как:

  • диагностика трудовых, материальных и иных ресурсов данной организации;
  • построение сценариев их изменение в ближайшем или более отдаленном будущем;
  • анализ деятельности;
  • контроль качества продукции, материалов;
  • программирование планирование контроль процесса в производстве и т.д.

Методы выполнения функций  управления связанны с решением задач  стоящих перед субъектом управления в процессе его воздействия на объект на пути движения к намеченной цели. Среди них отметим специфические  способы планирования организации  координации контроля и мотивации  деятельности.

Так, например группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов включает в себя методы экстраполяции регрессивного анализа мозговой атаки экспертных оценок факторного анализа формирования дерева проблем и решений и д.р. экспертная оценка или метод Делфи – один из самых распространенных методов управления – подразумевает вовлечение в процесс прогнозирования группы людей выполняющих роль экспертов. Этот метод основан на достижения согласия между ними. Обычно эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него коррективы. Процедура повторяется примерно три четыре раза пока эксперты не придут к единому мнению. Основное преимущество данного метода в том, что прогноз составляют в предельно короткие сроки и содержит в себе широкий спектр мнений по спорным вопросам, а так же отражает внутреннюю оценку стороннего наблюдателя. К его недостаткам можно отнести возможно высокую стоимость услуг экспертов кроме того субъективное мнение иногда может быть ошибочным даже если его высказывает эксперт.

Одной из распространенных разновидностей этого метода является « мозговая атака» - коллективная работа экспертов направленная на нахождение оптимального варианта управленческого  действия. Экспертам предлагается для  обсуждения сложная проблема затем  осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по ее решению. Условием обсуждения идей является запрет на их критику, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей. Так же как и при использования метода Дельфи  целью «мозговой атаки» является выработка коллективных согласованных предложений.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы возникающей перед управляющей подсистемой.37

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора  хранения обработки и анализа  информации методы фиксации важнейших  событий их описания и оценки анализа  аналогии моделирования и др.

Этапом решения проблемы также связан с использованием методов  сбора информации; кроме того на этом этапе активно применяются  информационные технологии в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия решения.

На этапе выбора решения  применяются другие методы. Среди  них, прежде всего, используются методы оптимизации.

На этапе организации  выполнения решения наряду с методами прямого воздействия (приказ распоряжения и т.п.) применяются и косвенные методы управления-материальное и моральное стимулирование формирование социально – психологической готовности работников к реализации заданий.

На этапе контроля используются такие специфические методы как  диагностический и корректирующий и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итог, можно сказать  о том, что поставленные перед  нами задачи были выполнены, т.е. изучена  сущность методов управления и проанализированы основные методы. На основании этого можно сделать следующие выводы, которые будут приведены ниже.

Реализацию целей и  задач организации руководитель осуществляет путем применения  различных методов. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления. Имеется множество подходов к определению понятия «методы управления». Наиболее известным определением является следующее: методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать свою систему правил и приемов, повышающих эффективность организации. 
В теории  менеджмента существует достаточное количество классификаций методов, но на практике выделяют следующую значимую группу методов, называемых также методами воздействия: административные, экономические, социально-психологические. С помощью административных методов осуществляется управленческое воздействие на персонал, основанное на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентируются на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Экономические методы управления  являются способами воздействия на основе использования экономических законов, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, хозяйственный расчет, ценообразование, финансирование, материальное стимулирование и ценные бумаги. Что касается социально-психологических методов управления, то они основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности). Выражаются данные методы в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствования стиля руководства.

Рассмотрев основные методы управления на конкретных примерах, приходим к выводу, что в управлении организацией целесообразно совмещать разные методы управления. Приняв за основу экономические  методы управления, можно добиться материальной заинтересованности  людей в качественной работе, что играет колоссальную роль в современных условиях. Но любой системой нужно управлять, поэтому на предприятии не обойтись без административного вмешательства, что и обосновывает необходимость использования при управлении  административных методов. В то же время в управлении огромную роль играют взаимоотношения в коллективе, важно создать приятную рабочую атмосферу, обеспечить все условия для качественной работы. А для этого, в свою очередь, широко используются социально-психологические методы управления предприятием. Поэтому, для  наиболее эффективной работы предприятия  административные и социально-психологические методы используются как приложение к основным используемым экономическим методам.

Еще один вывод, к которому мы пришли, заключается в том, что  руководитель – главное лицо по выработке управленческих решений. Основная задача руководителя – добиться реальных конечных результатов деятельности. Он определяет, ставит персоналу цели, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать. 
Качество управления как деятельности проявляется в его направляющей, активизирующей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации в производстве. 
 
Главная цель управления – обеспечение устойчивого и долговременного развития методов управления, а эффективное управление возможно лишь при взаимодействии административных, экономических и социально-психологических методов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.

2. Бурганова  Л.А. Теория управления. Москва ИНФРА-М 2005.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2001.

4. Гончаров В.И. Менеджмент.- Мн.: Мисанта, 2004. - 624 с.

5. Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации. М., 1993.

6. Егоршин А.П. Управление  таможенным персоналом. Н. Новгород, 2001.

7. Здравомыслов А.П. Потребности. Интересы. Ценности. М.,1986.

8. Коренев А.П. «Основы управления в органах внутренних дел», Учебник. М.:2001 год.

Информация о работе Методы управления