Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:47, курсовая работа
Одним из узловых моментов современного управления экономическими, социальными и прочими системами является совершенствование систем управления, эффективное использование имеющегося потенциала и ресурсов
для достижения поставленных целей.
Глава 1.Сущность и содержание методов управления
1.1. Понятие «метод управления» ……………………………………………..6
1.2 Классификация методов управления……………………………………...11
Глава 2. Состав и структура методов управления
2.1.Общие методы управления………………………………………………..18
2.2. Конкретные методы управления…………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………………..52
Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение.
Просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности.
Совет — это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить.
Ответной реакцией на психологические приемы и способы управления являются настроение, чувства и поведение.
Настроение представляет собой слабо выраженное эмоциональное переживание, еще не достигшее устойчивой и осознанной определенности.
Чувство — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.
Они отражают нравственные переживания реальных отношений человека с окружающей средой в виде эмоций. Различают :нравственные, эстетические, патриотические интеллектуальные чувства. По степени проявления чувств выделяют эмоциональные состояния: умиротворения, причастности, переживания, угрозы, ужаса.
Эмоции — это конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния. В зависимости от реакции эмоции могут быть:
Поведение выражается в совокупности взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к окружающей среде.34 Отмечается пять основных форм поведения человека в социальной среде:
Современные российские экономические
отношения не способствуют поддержанию
комфортного социально-
2.2. Конкретные методы управления
В зависимости от этапов и элементов процесса управления можно выделить следующие методы управления:35
В рамках этой классификации существуют и специфические методы управления:36
В зависимости от разнообразия функций для существования, которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:
Метод управления функциональными подсистемами в решающей степени, обусловленной структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство финансы персонал маркетинг инновации и т.д.
Так, например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы как:
Методы выполнения функций
управления связанны с решением задач
стоящих перед субъектом
Так, например группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов включает в себя методы экстраполяции регрессивного анализа мозговой атаки экспертных оценок факторного анализа формирования дерева проблем и решений и д.р. экспертная оценка или метод Делфи – один из самых распространенных методов управления – подразумевает вовлечение в процесс прогнозирования группы людей выполняющих роль экспертов. Этот метод основан на достижения согласия между ними. Обычно эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт получает свод ответов других экспертов и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него коррективы. Процедура повторяется примерно три четыре раза пока эксперты не придут к единому мнению. Основное преимущество данного метода в том, что прогноз составляют в предельно короткие сроки и содержит в себе широкий спектр мнений по спорным вопросам, а так же отражает внутреннюю оценку стороннего наблюдателя. К его недостаткам можно отнести возможно высокую стоимость услуг экспертов кроме того субъективное мнение иногда может быть ошибочным даже если его высказывает эксперт.
Одной из распространенных разновидностей этого метода является « мозговая атака» - коллективная работа экспертов направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Экспертам предлагается для обсуждения сложная проблема затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по ее решению. Условием обсуждения идей является запрет на их критику, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей. Так же как и при использования метода Дельфи целью «мозговой атаки» является выработка коллективных согласованных предложений.
Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы возникающей перед управляющей подсистемой.37
На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора хранения обработки и анализа информации методы фиксации важнейших событий их описания и оценки анализа аналогии моделирования и др.
Этапом решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации; кроме того на этом этапе активно применяются информационные технологии в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия решения.
На этапе выбора решения применяются другие методы. Среди них, прежде всего, используются методы оптимизации.
На этапе организации выполнения решения наряду с методами прямого воздействия (приказ распоряжения и т.п.) применяются и косвенные методы управления-материальное и моральное стимулирование формирование социально – психологической готовности работников к реализации заданий.
На этапе контроля используются
такие специфические методы как
диагностический и
Заключение.
Подводя итог, можно сказать о том, что поставленные перед нами задачи были выполнены, т.е. изучена сущность методов управления и проанализированы основные методы. На основании этого можно сделать следующие выводы, которые будут приведены ниже.
Реализацию целей и
задач организации руководитель
осуществляет путем применения различных
методов. Качество и эффективность управленческой
деятельности во многом зависят от применяемых
методов управления. Имеется множество
подходов к определению понятия «методы
управления». Наиболее известным определением
является следующее: методы управления
– это совокупность приемов и способов
воздействия на управляемый объект для
достижения поставленных организацией
целей. Менеджер должен владеть всеми
методами управления, так как они позволяют
ему сформировать свою систему правил
и приемов, повышающих эффективность организации.
В теории менеджмента существует достаточное
количество классификаций методов, но
на практике выделяют следующую значимую
группу методов, называемых также методами
воздействия: административные, экономические,
социально-психологические. С помощью
административных методов осуществляется
управленческое воздействие на персонал,
основанное на власти, дисциплине и взысканиях.
Они ориентируются на такие мотивы поведения,
как осознанная необходимость дисциплины
труда, чувство долга, стремление человека
трудиться в определенной организации.
Экономические методы управления являются
способами воздействия на основе использования
экономических законов, побуждающих работников
предприятий действовать в нужном направлении
и добиваться решения поставленных перед
ним задач. Среди экономических способов
воздействия выделяются планирование,
хозяйственный расчет, ценообразование,
финансирование, материальное стимулирование
и ценные бумаги. Что касается социально-психологических
методов управления, то они основаны на
использовании социального механизма
управления (система взаимоотношений
в коллективе, социальные потребности).
Выражаются данные методы в создании коллектива,
воспитания в нем благоприятной атмосферы,
планировании социального развития, в
постоянном совершенствования стиля руководства.
Рассмотрев основные методы управления на конкретных примерах, приходим к выводу, что в управлении организацией целесообразно совмещать разные методы управления. Приняв за основу экономические методы управления, можно добиться материальной заинтересованности людей в качественной работе, что играет колоссальную роль в современных условиях. Но любой системой нужно управлять, поэтому на предприятии не обойтись без административного вмешательства, что и обосновывает необходимость использования при управлении административных методов. В то же время в управлении огромную роль играют взаимоотношения в коллективе, важно создать приятную рабочую атмосферу, обеспечить все условия для качественной работы. А для этого, в свою очередь, широко используются социально-психологические методы управления предприятием. Поэтому, для наиболее эффективной работы предприятия административные и социально-психологические методы используются как приложение к основным используемым экономическим методам.
Еще один вывод, к которому
мы пришли, заключается в том, что
руководитель – главное лицо по
выработке управленческих решений.
Основная задача руководителя – добиться
реальных конечных результатов деятельности.
Он определяет, ставит персоналу цели,
чтобы определить и уточнить исходные
данные, выяснить сильные и слабые
стороны системы и эффективно их использовать.
Качество управления как деятельности
проявляется в его направляющей, активизирующей,
мотивирующей силе, что определяется правильным
выбором средств и методов воздействия,
правильной процедурой их реализации
в производстве.
Главная цель управления – обеспечение
устойчивого и долговременного развития
методов управления, а эффективное управление
возможно лишь при взаимодействии административных,
экономических и социально-психологических
методов управления.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.
2. Бурганова Л.А. Теория управления. Москва ИНФРА-М 2005.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2001.
4. Гончаров В.И. Менеджмент.- Мн.: Мисанта, 2004. - 624 с.
5. Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации. М., 1993.
6. Егоршин А.П. Управление таможенным персоналом. Н. Новгород, 2001.
7. Здравомыслов А.П. Потребности. Интересы. Ценности. М.,1986.
8. Коренев А.П. «Основы управления в органах внутренних дел», Учебник. М.:2001 год.