Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:14, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление основных мотивов деятельности человека и рассмотрение их роли в осуществлении реального управления.
Курсовая состоит из двух глав. В первой главе рассматривается механизм менеджмента (понятие, принципы формирования), а так же понятие мотивации и ее основные теории.
Во второй главе раскрывается сущность эффективности управления и описывается технология закрепления перспективных кадров предприятием.
Введение_______________________________________________________
Глава 1. Механизм менеджмента___________________________________
1.1. Понятие механизма менеджмента и принципы его формирования_________________________________________
1.2. Понятие мотивации и ее основные теории__________________
1.3. Мотивационный процесс_________________________________
1.4. Методы мотивации______________________________________
1.5. Факторы влияющие на удовлетворение работой и мотивацию__
Глава 2. Эффективность управления__________________________________
2.1. Понятие эффективности управления__________________________
2.2. Мотивация и закрепление перспективных кадров предприятием___
Заключение________________________________________________________
Список использованных источников и литературы______________________
Приложения________________________________________________________
После пяти лет работы на одном и том же месте ни один фактор не обеспечивает удовлетворенности работой и, как следствие этого, достижения в работе существенно снижаются. Вместо факторов мотивации, связанных с работой, мотивация рождается из эгоистических мотиваторов, как-то: путешествия, представительские мероприятия, хобби в рабочее время.
Важнейшими факторами для поддержания мотивации являются следующие:
1. Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет. Горизонтальные подвижки нужно сделать престижными. Также необходимо одобрить и сделать престижным перемещение вниз в служебной иерархии на каких-то этапах служебной карьеры.
2. Обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние до 5-летнего срока).
3. Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная, матричная организация).
4. Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.
5. Реализация новых форм взаимодействия, например, беседы начальника и подчиненного как составная часть эффективного управления, производственная демократия.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, чем же мотивируется работники в организации? Обычный работник мотивируется в организации по двум осям координат.
1. Возможностью индивидуального продвижения в самых разных вариантах (по должностной лестнице, оплатой труда, признанием своих личных достижений, престижем, переходом в новую категорию), и такая возможность должна быть создана в организации для всех. Впрочем, есть некоторое меньшинство, которое равнодушно к любым вариантам продвижения, у которого нет достижителъной мотивации вообще или она развита незначительно и крайне односторонне, к примеру только заработок.
2. Взаимным сравнением, которое побуждает работника оценивать свое положение не столько само по себе, сколько в сравнении с положением других сопоставимых групп работников. Неумолимую силу взаимного сравнения каждый из нас испытал еще в детстве, когда мы вдруг впадали в острый дискомфорт не потому, что мы что-то теряли, а лишь потому, что обнаруживали у других то, чего не было у нас. Представьте себе какой-нибудь отдел, коллектив, где все сотрудники удовлетворены своим положением, но вот положение кого-то одного из них мы улучшаем - сразу удовлетворенность остальных своим положением снижается, хотя мы его не меняли. Именно этот механизм взаимного сравнения и вызвал субъективное разочарование при объективном прогрессе. Работник строит свое поведение в организации, стремясь к своему росту и оглядываясь на состояние других.
Иначе говоря, собственные потребности побуждают работника к индивидуальным достижениям, а сравнение с достижениями других вызывает напряжение. Это напряжение может быть конструктивным, если организация открывает такие возможности для всех. Это напряжение становится деструктивным, если такие возможности организация открывает для одних, но закрывает для других.
Управление может существенно активизировать сотрудников организации, создавая возможности роста в сочетании с приоритетными параметрами сравнения.
Любой сотрудник может делать свою работу на высшем или низшем уровне исполнения. Под низшим не имеется в виду нарушения, а только такую минимальную отдачу, которая еще не дает основания руководству делать замечания, тем более применять санкции. Задача управления - как-то побудить работника делать свое дело на высшем уровне исполнения или даже несколько более того.
Создание конструктивного напряжения, т. е. некоторой состязательности, достижимости при открытых возможностях продвижения, выводит мотивацию большинства сотрудников на высший уровень.
Какие же инструменты позволяют управлению реализовывать подобный механизм мотивации на уровне каждого подразделения и сотрудника?
Диагностика организаций часто показывает, что персонал, руководители плохо знают, чего от них организация хочет: дальние цели, приоритеты, критерии оценки, границы дозволенного. Сами руководители, в т. ч. высшие, тоже зачастую плохо представляют, чего именно требовать от подчиненных и как эти требования довести до них. Конечно, так или иначе - в приказах, устных и письменных распоряжениях, на совещаниях, через поощрения и взыскания - руководители называют свои приоритеты, но происходит это непоследовательно и противоречиво, к тому же и неустойчиво. Поэтому требуются более прецизионные способы согласования целей по линии руководства-подчинения.
Итак, выше сформулированная проблема подлежит решению. Теперь поставим несколько задач при поиске этого решения.
Первая. В практике мотивации абсолютно доминирует заработок, т. е. то или иное манипулирование зарплатой, премиями, бонусами, тарифами фактически исчерпывает мотивационные средства. Поощрения сводятся к премированию, а наказания - к депремированию. Что странно само по себе. Депремирование - чисто советское изобретение, когда премия рассматривалась как прямое и регулярное продолжение заработной платы и никаким поощрением не выглядела. Именно тогда появились "датские" премии, на большинстве предприятий неумолимо следовавшие к некоторым торжественным датам. Ведь если трудящиеся женщины привыкли к премиям по признаку пола к 8 Марта, то попробуй новый директор ограничиться по этому случаю лишь благодарностью и серийными комплиментами - это вызвало бы изумление в глазах сотрудников, так и в глазах начальства. Поэтому такие отступления вряд ли имели место. Так называемые моральные стимулы были опошлены неуклюжим применением, что еще больше укоренило руководителей в убеждении: все, кроме денег, - пустое. Отсюда задача - найти такие внематериальные стимулы к труду, которые были бы вполне сопоставимы с действием денег.
Вторая. У нас очень распространены аттестации. Довольно тяжелое и крайне неоперативное средство мотивации. Аттестации проводятся раз в год, иногда и реже. Проходят довольно болезненно. Главный же недостаток аттестации - их обращенность в прошлое, т. е. оценка работников в них происходит постфактум, за уже сделанное, что тоже слабо ориентирует работников в требованиях руководства на ближайшее время. Значит, появляется задача разработать оперативные, гибкие, быстро перестраиваемые средства оценки, которые в большей мере ориентировали бы на будущее.
Третья. Мотивация и оценка чаще всего отделены одна от другой, что тоже затрудняет работу с персоналом. Поэтому третья задача - попытаться соединить их методически и практически.
Четвертая. На практике, по моим наблюдениям, мотивация очень общо и грубо связана с целями фирмы. Между тем в бизнес - организациях мотивация работников на достижение общефирменных целей (если они, конечно, качественно определены) и есть главный смысл управленческого труда. Значит, еще одна задача - выстроить мотивационную систему, максимально завязанную на весь комплекс целей организации. Ведь мы не можем позволить себе ограничиваться абсолютизацией только одной какой-то цели, скажем, прибыль, обороты.
Глава 2. Эффективность управления
2.1 Понятие эффективности управления
Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно реализуется процесс мотивирования.
При рассмотрении сущности и содержания эффективности управления организациями надо исходить из общего и частного понимания эффективности человеческой деятельности в разных сферах. «Эффективное» означает действенное, результативное, производительное и происходит от слова «эффект». Эффектом обладает любое взаимодействие, имеющее какой-то результат, и в этом смысле эффект можно рассматривать как абсолютное свойство любого взаимодействия или процесса, характеризующее их результат.
Эффективность характерна не для всякого взаимодействия, а лишь для целенаправленного; поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает прежде всего степень достижения преследуемых целей. В отличие от эффекта эффективность — это всегда определенное соотношение (результата с целями или результата с затратами на его получение), то есть величина относительная.
Термин «эффективность» применяется для измерения степени достижения организации ее целей. «Эффективный» в этом смысле понимается как «имеющий высокий уровень эффекта или результата» и характеризуется оптимальным Термин «эффективность» применяется для измерения степени достижения организации ее соотношением между такими параметрами, как производство, соотношение между выпуском и затратами исполнение обязательств, адаптивность и развитие. Таким образом, термин «эффективность» более полно характеризует успешность работы, учитывая не только экономичность производства продукции или услуг, но и характеристики взаимоотношений с внешней средой, оказывающие существенное влияние на развитие организации.[9]
Эффективность управления достигается качеством разработанных документов по мотивации сотрудников, ясностью действий и коллективностью «маневра» для остальных подразделений (прежде всего, основных, функциональных) и, конечно, безупречностью действий в этом вопросе высшего руководства фирмой.
Высшее руководство обязано ежегодно декларировать как правила игры на этом поле (а они могут регулярно меняться — сегодня мы много внимания уделяем социальной поддержке, завтра уходим на сокращение издержек на персонал, на систему комиссионных выплат за результат и т.п.), так и реальные суммы, затрачиваемые бюджетом фирмы на поощрение. Кроме того, важно декларировать, и, главное, выполнять основной девиз нормальной системы поощрения: «Все решает руководитель линейного подразделения на основе объективной оценки работы сотрудника».
Отдельными распоряжениями должны прописываться взаимодействие подразделений при аттестации сотрудников на звания и категории, при карьерном передвижении, поощрении за участие в совершенствовании работы фирмы, социальной поддержке работников. Перечень таких правил (процедур) должен быть утвержден Правлением фирмы, где и определяется весь механизм их выполнения.
В работе по реализации систем мотивации сотрудников, оценки их эффективности важна прозрачность многих процедур и правил (естественно, в рамках существующих на фирме ограничений по сведениям на зарплату и денежные выплаты). Речь идет о том, что многие сотрудники зачастую не понимают созданной системы, лично, на себе, не испытывают результатов воздействия
В одном из опросов сотрудников крупной фирмы был получен результат, что свыше 60% сотрудников уверены, что получают они премии не за достижения и результаты, а в качестве нерегулярного дополнения к зарплате. Свыше 70% сотрудников этой фирмы полагали, что в других местах им бы больше платили за ту же работу, а большая группа сотрудников вообще не слышала о социальной поддержке. В этом исследовании было большим сюрпризом, так это заключение сотрудников, что с увеличением опыта и стажа работы сотрудников фирмы все большее количество из них начинает считать, что ни руководитель, ни руководство фирмы не ценят их труд, не отвечают адекватно на прибавку опыта, знаний и навыков.
Проблема мотивации сотрудников, являясь одной из ключевых в работе фирмы, требует неустанного внимания сотрудников кадровой службы, руководителей подразделений, отделов, служб. Следует отслеживать эффективность действующих на фирме форм и методов мотивации, заниматься их коррекцией с учетом современных требований и подходов.
Кадровая служба обязана ориентироваться в современных методах и формах мотивации сотрудников, хорошо разбираться в теоретических проблемах этой деятельности. Разнообразие теории мотивации (иерархия потребностей по А. Маслоу, двухфакторная мотивация Герцберга, теория ожидания Врума и ряд других) позволяют во всем многообразии приемов работы с людьми выбрать тот, который наиболее всего подходит к данному типу личности, его ожиданиям, квалификационным возможностям, перспективам роста.
При организации работы по мотивации сотрудников необходимо иметь четкую позицию высшего руководства фирмы — на какие ценности сотрудников и возможности руководителей подразделений они, т.е высшие руководители хотят опираться в этой работе, в чем видится конечный результат у фирмы для поощрения людей. Ключевым моментом, является проблема саморазвития личности работника, желание его узнать побольше, быть сильным профессионалом и свои знания вложить в процветание своей фирмы.
Основным приемом эффективной мотивации сотрудников является оценка труда сотрудников (ежемесячная производственная, аттестации при передвижении в должности, по итогам испытательного срока). Оценка работы персонала имеет свою технологию, свою систему, свои принципы реализации.
2.2 Мотивация и закрепление перспективных кадров предприятием
В современных условиях, когда высокие технологии активно проникают во все сферы жизнедеятельности, все большее значение для производства имеют квалифицированные кадры.
Объектом изучения стали перспективные работники, которые играют ключевую роль в обеспечении благополучия предприятия. Многие представители этой группы персонала интенсивно продвигаются по служебной лестнице и в большинстве случаев выполняют управленческие функции. Они передают свой опыт другим сотрудникам. Сказанное является достаточным основанием для того, чтобы не экономить на инвестициях в эту важную с точки зрения будущего существования предприятия категорию сотрудников.