Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:14, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление основных мотивов деятельности человека и рассмотрение их роли в осуществлении реального управления.
Курсовая состоит из двух глав. В первой главе рассматривается механизм менеджмента (понятие, принципы формирования), а так же понятие мотивации и ее основные теории.
Во второй главе раскрывается сущность эффективности управления и описывается технология закрепления перспективных кадров предприятием.
Введение_______________________________________________________
Глава 1. Механизм менеджмента___________________________________
1.1. Понятие механизма менеджмента и принципы его формирования_________________________________________
1.2. Понятие мотивации и ее основные теории__________________
1.3. Мотивационный процесс_________________________________
1.4. Методы мотивации______________________________________
1.5. Факторы влияющие на удовлетворение работой и мотивацию__
Глава 2. Эффективность управления__________________________________
2.1. Понятие эффективности управления__________________________
2.2. Мотивация и закрепление перспективных кадров предприятием___
Заключение________________________________________________________
Список использованных источников и литературы______________________
Приложения________________________________________________________
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. Механизм менеджмента___________________
1.1. Понятие механизма менеджмента и принципы его формирования__________________
1.2. Понятие мотивации и ее основные теории__________________
1.3. Мотивационный процесс_______________________
1.4. Методы мотивации_____________________
1.5. Факторы влияющие на удовлетворение работой и мотивацию__
Глава 2. Эффективность управления____________________
2.1. Понятие эффективности управления____________________
2.2. Мотивация и закрепление перспективных кадров предприятием___
Заключение____________________
Список использованных источников и литературы____________________
Приложения____________________
Введение
Августин
Организация-это социотехническая система и человеческий фактор играет в ней огромное значение. Управление людьми - одна из наиболее важных областей управления организацией. Люди являются важнейшим ресурсом любой организации. Они создают новые продукты, контролируют качество, используют финансовые ресурсы. Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. Их возможности и инициатива безграничны.
Чтобы реализовать намеченные планы, нужно заинтересовать работников в достижении поставленных целей. Руководители всегда осознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Чтобы человек захотел выполнять некую работу, у него должны сформироваться мотивы деятельности - интеллектуальные, физиологические и психологические.
Побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить и они чрезвычайно сложны. Но зная современные модели мотивации и успешно применяя их на практике, руководитель может значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника к выполнению определенных задач.
Мотивация – чрезвычайно сложная проблема, которая не может иметь однозначного решения.
Руководители всегда осознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно просто материального вознаграждения. Но деньги не всегда побуждают человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить и они чрезвычайно сложны. Но зная современные модели мотивации и успешно применяя их на практике, руководитель может значительно расширить свои возможности
в привлечении образованного, обеспеченного работника к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.
Целью моей курсовой работы является выявление основных мотивов деятельности человека и рассмотрение их роли в осуществлении реального управления.
Курсовая состоит из двух глав. В первой главе рассматривается механизм менеджмента (понятие, принципы формирования), а так же понятие мотивации и ее основные теории.
Во второй главе раскрывается сущность эффективности управления и описывается технология закрепления перспективных кадров предприятием.
Глава 1. Механизм менеджмента
1.1 Понятие механизма менеджмента и принципы его формирования
Система и процесс управления являются необходимыми, но недостаточными условиями его осуществления. Ведь может быть все: и функционирование системы управления, и разработка, и принятие управленческих решений. Конечно, разрабатывая решения, менеджер не может вообще не учитывать в той или иной мере интересы человека, его потребность в деятельности как средстве самоутверждения, потребность в управлении, потому что успех его индивидуальной деятельности зависит от согласованности с деятельностью других. Именно знание интересов для опытного менеджера является тем ключиком, которым он открывает деятельностную активность человека. Этот «ключик»- своеобразное средство, рычаг воздействия. А какие существуют ещё рычаги? Как их обнаружить и можно ли использовать?
Нужно более обстоятельно разобраться в мотивах деятельности человека, увидеть, какую роль эти мотивы играют в осуществлении реального управления. Для управления помимо цели, функций, системы управления и управленческих решений, необходимо, чтобы у персонала существовали определенные интересы и мотивы трудовой активности и эти мотивы учитывались при разработке решений, в организации функционирования системы управления, во всех действиях менеджера. В этом случае мотивы и выступают как средства воздействия, являются тем приводом, который позволяет, как бы переводить воздействия в трудовую активность. Мотив становится рычагом управления. А вся совокупность мотивов деятельности человека, на которую опирается менеджер, представляется собой механизм управления. Общее представление о механизме заключается в том что это устройство, благодаря которому происходит передача энергии трансформация движения. Механизм - это сцепление, определяющее возможность движения.
Таким образом, есть все основания утверждать, что в управлении, помимо системы и процесса управления, существует и понятие механизм управления которое отражает очень важные, реально существующие явления, признаки и факторы управления. В более конкретном представлении определение понятия «механизм управления» можно построить следующим образом: механизм управления - это совокупность мотивов деятельной активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, от которых зависит восприятие воздействия.[1]
Как бы разработаны ни были эти мотивы, они действуют вместе со многими качествами человека, характеризующими его сознание, волю, способности, психологические особенности, знания. Таким образом, получается, что в понятие «механизм управления» следует включить как минимум такие качества человека, как интересы, ценности, опасения, чувства долга, социально – психологические установки. Все это может быть использовано и реально используется в качестве средств воздействия. Конечно, существуют моральные ограничения для менеджера в использовании некоторых из этих средств.
Практика управления показывает, что механизм управления можно формировать в соответствии с определенными принципами целями, подходами и приоритетами. Это формирование проявляется в работе с персоналом, начиная с его подбора, расстановки, специальной подготовки, аттестации и пр., в установлении коммуникаций, в поиске и выборе вариантов организации совместного труда, при разработке управленческих решений. Особенность механизма управления заключается в том, что он характеризует средства воздействия, но эти средства не являются застывшими, раз навсегда данными, они меняются в процессах управления по структуре, соотношению, важности.
В практическом отношении механизм управления – это видение и понимание менеджером ценностей и мотивов, стимулов и установок, опасений и устремлений, в соответствии с которыми управляемые им люди воспринимают его решения и реализуют его в своей практической деятельности. Каждое решение, принимаемое менеджером, должно содержать оценку относительно того, на какие интересы человека они опираются, какие ценности запускает в работу, те ли это мотивы, которые обеспечат производительный труд и творческое отношение к работе.
Следует сформулировать ряд принципов формирования механизма управления: |
1.Механизм управления должен соответствовать целям и задачам фирмы. Это значит, что среди средств воздействия, которые предполагается использовать в управлении, должны быть такие, которые могут работать на данные цели. Например, может быть заинтересованность в творчестве, в образовании или действовать только материальная заинтересованность. Может быть разное соотношение интересов. Когда оно возникает и чем определяется? В одном случае необходима сильная материальная заинтересованность, но в другом — творческая, иногда даже в ущерб материальной. Эти варианты определяются целью управления.
2. Механизм управления должен формироваться не по чувствительности к средствам воздействия каждого человека в отдельности, а по групповой динамике. Это означает, что человек должен рассматриваться в определенной социальной среде и в процессах возможных изменений, которые реально происходят при функционировании социально-экономической системы.
3.Условия деятельности также имеют мотивационную ценность. Условия, в которых работает человек, могут быть либо мотивом, либо препятствием для хорошей работы. Механизм управления — это и то, что окружает человека и создает определенное отношение его к работе и функциям, к коллегам и руководству.
4.Механизм управления должен быть ориентирован на определенные способы использования средств управления, т. е. методы управления. Те средства, которыми располагает менеджер, должны давать возможность использования наиболее эффективных методов управления.
5.Механизм управления должен содержать потенциал своего совершенствования и развития. В силу различных обстоятельств меняются и система ценностей, и мотивы, и интересы. Эти изменения не всегда являются предсказуемыми. Надо ориентировать механизм управления на распознавание вновь возникающих средств воздействия, обогащение существующих или их замену новыми. Нельзя полагать, что, однажды сформированные и найденные средства воздействия в дальнейшем не изменятся. Необходима регулярная корректировка механизма управления.
6.Механизм управления определяет большую часть стиля управления. Только внешне кажется, что стиль управления — это индивидуальность менеджера. По многим своим признакам стиль управления формируется в соответствии с механизмом управления, который определяет возможности использования тех или иных методов управления.
7.Необходимо, чтобы в механизме управления была заложена определенная полнота и сбалансированность средств воздействия. Это важнейшее условие эффективного использования механизма управления. Деформация средств воздействия снижает возможности управления в успешном решении проблем.
8.Наконец, принцип нравственности. Средства и методы управления могут быть и порочными, например, страх, шантаж, моральное давление, манипулирование сознанием и пр. Это ведь тоже средства управления, но они противоречат принципу нравственности, который должен также быть заложен в механизм управления. Сама конструкция механизма управления должна исключать возможность использования этих рычагов.[2]
1.2 Понятие мотивации и ее основные теории
Представление о механизме менеджмента нельзя раскрыть полностью, не затрагивая понятие мотивация.
Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах.[3] Опыт лидеров современного бизнеса показывает, что они добиваются успеха, если признают людей главным источником эффективного развития организации, в то же время неудачи в реализации их замыслов чаще всего связаны с отсутствием поддержки со стороны персонала. Узким местом является разобщенность планирования деятельности организаций и управления человеческими ресурсами и, прежде всего, в части мотивации персонала. Между тем в современных условиях, как никогда раньше, необходимо, чтобы весь персонал организации действовал как сплоченная команда с четким видением будущего, ясным представлением о своем значении и мотивацией на самостоятельные действия для достижения поставленных целей. Хорошо обученный, организованный и мотивированный персонал реально определяет судьбу предприятия.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно "работают" на бумаге, то они так же хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике принципы мотивации.
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.[4]
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Процесс мотивации очень сложен. Существует достаточное количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.