Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:27, курс лекций
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновид¬ность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кад¬ровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией ли¬нейных руководителей различного уровня и ранга, а также ра¬ботников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительско
2) нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников корпорации;
3) коллективы сотрудников корпорации, чья деятельность определяется моральным климатом организации;
4) индивидуальные мотивы сотрудников корпорации, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.
При построении системы кадрового менеджмента следует учитывать, что этические принципы и общепризнанные моральные нормы, как правило, фиксируются в официальных документах корпорации — миссия корпорации, корпоративный этический кодекс (моральные институции), а неформальные механизмы моральной регуляции определяются господствующими реально-психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера
4.1.
Корпоративный этический
кодекс
Этический кодекс, ценности и миссия организации
Уровень
морального развития как отдельно взятой
личности, так и организации в
целом в настоящее время
• «внешние пределы» — уяснение проблемы биофизических пределов существования человека на Земле, гармонизация взаимоотношений человека с природой;
• «внутренние пределы» — исследование физических и психологических возможностей человека;
• защита и сохранение культурных особенностей народов и наций;
•
«мировое сообщество» — выявление
путей постепенного преобразования
системы эгоцентрических
• среда обитания, генеральный всемирный план человеческих поселений;
• производственная система.
Корпоративные
этические кодексы могут
утилитаристский принцип — предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
индивидуалистический принцип — направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.
Введение
абстрактных положений о
Существует точка зрения, что, в конечном счете, повышение степени социальной ответственности способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно им.
Приведем аргументы «за» и «против» социальной ответственности организации
«За»
1) социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации;
2)
добровольная социальная
3)
общественность одобряет
4)
действуя соответствующим
5)
создаваемые организациями
6)
организации стремятся
7) организации морально обязаны помогать обществу.
«Против»
1)
ценой такого поведения
2)
компания, которая несет большую
долю социальной
3)
расплата за социальную
4)
принятие социальной
5)
принятие социальной
6) ответственность за социальные проблемы лежит на индивидуумах, а не на корпорациях;
7)
руководители корпораций не
Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями — достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, и, наоборот, тот, кто руководит, искренне считает этику бесполезной и абстрактной наукой.
Деловой этикет
Это тот раздел корпоративного этического кодекса, который легче других поддается контролю и регламентации. Иногда от всей административной деловой этики остается только этикет. Этикет не относится к. собственно моральным способам регуляции поведения, поэтому в философских этических словарях нет даже статей о нем. Строго регламентируя формы внешнего поведения, этикет не оставляет человеку свободы выбора. Кроме того, выполнение норм этикета касается только внешнего поведения и не затрагивает сферы морального сознания. «Чем более цивилизованны люди, тем больше они актеры», — говорил И. Кант15.
Слово «этикет» означает установленный порядок поведения и определенной социальной сфере: придворный, дипломатический, военный, этикет высшего общества, церковный, спортивный, научных сообществ; в сфере предпринимательства и управления — деловой этикет. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости, включающих формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия, культуру речи и умение вести беседу, правила поведения за столом, поздравления, подарки и т.д. Все ни ситуации в деловом этикете дополняются правилами поведения при устройстве на работу и перемене места работы, правилами обращения начальника с подчиненными, правилами разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отношения мужчин и женщин в процессе делового общения.
Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя имеют и некоторые национальные и корпоративные особенности.
В организации деловой этикет зависит от того, какой стиль делового общения и руководства (авторитарный, демократический, либеральный или попустительский) характерен для делового общения в организации в целом, а также от деятельности организации, от вкусов ее руководства и от традиций.
Конкретные
рекомендации относительно правил этикета
можно почерпнуть из специальной литературы.
Здесь же приведем шесть
основных заповедей
делового этикета,
сформулированных американской исследовательницей,
социологом, пропагандистом правил вежливости
в деловом общении Джен Ягер.
Основные заповеди делового этикета
1. Делайте все вовремя!
Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Прийти вовремя иногда значит прийти не слишком рано, не раньше своего начальства. Главное в вашем дневном расписании — прийти вовремя утром. Если вдруг случится так, что вам необходимо задержаться и вы знаете об этом заранее, позвоните в офис, и пусть ваш секретарь или кто-нибудь из начальства обязательно будет в курсе дела.
Специалисты,
изучающие организацию и
2. Не болтайте лишнего!
Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера.
Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.
3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!
Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно. Кому нравится работать с людьми брюзгливыми, подозрительными и капризными? Достичь вершины вам позволит только дружелюбное отношение к окружающим (что вовсе не означает дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы). Если все вокруг твердят, что вы умеете понравиться, значит, вы на верном пути. Один из важных элементов воспитанности и доброжелательности — искусство сказать то, что нужно. Вам надо придерживаться того же принципа в своих поступках, а они отражаются в ваших речах.
4. Думайте о других, а не только о себе!
Какое бы дело вы ни делали, потребность выяснить точку зрения клиента или покупателя позволит вам выдвинуться практически в любой отрасли экономики — от промышленности и издательского дела до медицины и телекоммуникаций. Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы; покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
5. Одевайтесь как положено!
Самый главный принцип, о котором ни в коем случае не следует забывать, — прежде всего вы должны стремиться вписаться в ваше окружение на службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Некоторые специалисты советуют одеваться на работу так, как вам хочется, а не «как положено», но этому совету лучше не следовать. На каких бы ролях ни находились вы в фирме сейчас, вам надо «вписаться», но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, тщательно подбирать аксессуары: от туфель до галстуков.
6. Говорите и пишите правильно!
Что
значит правильно пользоваться устным
и письменным словом? Это значит, что все
произносимое, а равно написанное вами:
будь то внутренние записки или любые
письма, отправляемые за пределы фирмы
кому бы то ни было, должны быть изложены
хорошим языком, а все имена собственные
должны быть переданы без ошибок. Следите
за тем, чтобы никогда не употреблять бранных
слов: может случиться, что разговор, на
ваш взгляд, совершенно приватный, на горе
вам невольно услышит человек, от мнения
которого зависит вся ваша карьера. Если
по каким-либо причинам вы повторяете
скверные слова, употребленные третьим
лицом, — в качестве цитаты или при разборе
какой-то ситуации, — не произносите самого
бранного слова. Существует способ указать,
что в тексте опущено бранное слово, например,
произносится слово эксплетив.
4.2.
Неформальные
уровни моральной
регуляции поведения
работников
Моральный климат организации