Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:27, курс лекций
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновид¬ность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кад¬ровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией ли¬нейных руководителей различного уровня и ранга, а также ра¬ботников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительско
Следует
учитывать, что указанные парадигмы
кадрового менеджмента XX в. коренятся
в глубинных культурных архетипах, детерминирующих
социокультурную динамику современного
глобального мира.
Основные культурные архетипы
Культура консолидации
Синхронные
организационные системы. Коллективистская
управленческая форма. Органическая организационная
культура. Преобладают формы организации
совместно взаимодействующей деятельности.
Область целеопределения — интересы различных
социальных групп. Тип хозяйствования
— непроизводственная деятельность, балансирование
на грани выживания, связанное с необходимостью
восполнения убывающих источников «природных
даров» (собирание плодов, охота, рыболовство;
в более развитых хозяйственных формациях
— добыча ископаемых и других видов сырьевых
ресурсов). Общественные, коллективные
формы собственности. Властный механизм
— общественное мнение референтной группы
(«Тот, кто не с нами, тот — против нас»);
основная функция — саморегуляция жизни
и деятельности социальных групп. Экономический
механизм — очередь. Политическая культура
— традиционалистского или радикального
типа; общее для широкого спектра политических
культур данного типа (религиозные, социально-классовые,
этнонациональные, феминистские, молодежные,
социокультурные) — наличие коллективистских
механизмов социальной мобилизации. Основная
этическая ценность — социальная справедливость,
меру которой определяет авторитет (религиозный,
духовный, политический). Базовый морально-психологический
принцип — коллективизм.
Культура конфронтации
Закрытые организационные системы. Бюрократическая управленческая форма. Бюрократическая организационная культура. Преобладают формы организации совместно-последовательной деятельности. Область целеопределения — интересы «верхов». Тип хозяйствования — применение технологий, использующих открытые человеком природные закономерности. Государственная форма собственности. Властный механизм — единоначалие с бюрократическим аппаратом («Ты — начальник, я — дурак; я — начальник, ты — дурак»); основная функция — перераспределение ресурсов. Экономический механизм — рационирование. Политическая культура — консерватизм (партия власти); механизмы социальной мобилизации — принудительные. Основная этическая ценность — чинопочитание (иерархия). Базовый морально-психологический принцип — конформизм.
Культура конкуренции
Случайные организационные системы. Рыночная управленческая форма. Предпринимательская организационная культура. Преобладают формы организации совместно-индивидуальной деятельности. Область целеопределения — извлечение прибыли. Тип хозяйствования — рыночное хозяйство. Частная форма собственности. Властный механизм — рыночный обмен («Ты — мне, я — тебе»); основная функция — распределение товаров, услуг, капиталов и труда. Экономический механизм — аукцион. Политическая культура — либерализм. Основная этическая ценность — личная свобода как гарантия успеха. Базовый морально-психологический принцип — индивидуализм.
Культура кооперации
Открытые
организационные системы. Демократическая
управленческая форма. Партиципативная
организационная культура. Преобладают
формы организации совместно-творческой
деятельности. Область целеопределения
— законные интересы большинства народа
при обязательном учете интересов меньшинства.
Тип хозяйствования — развивающееся хозяйство,
ориентированное на использование возобновляемых
ресурсов, в первую очередь — человеческих.
Долевые (кооперативная, акционерная)
формы собственности. Властный механизм
— разделение властей («система сдвижек
и противовесов»); основная функция —
регулирование различных сторон общественной
жизни. Экономический механизм — распределение
по вкладу (трудовому, капитала) и перераспределение
по общественно-признанным потребностям.
Основная этическая ценность — равенство
всех перед законом. Базовый морально-психологический
принцип — гуманизм.
Резюме
1. Актуальность профессионализации кадрового менеджмента связана с профессиональной революцией, развернувшейся в конце XX в. и обретающей глобальный масштаб. Это третья по счету профессиональная микрореволюция Нового времени. Первая микрореволюция (XVI—XVII вв.) привела к секуляризации знания и возникновению свободных профессий и образованию профессиональных сообществ, ориентированных на рост многообразных рынков.
Вторая профессиональная микрореволюция разворачивалась в конце ХVIII в. — начале XX в. и сопровождалась технологическими переворотами (промышленная революция), основанными на стандартизации профессиональной деятельности и мышления. Ее результат — появление и воспроизводство массовых профессий, сорганизованных в вертикальные и горизонтальные профессиональные союзы.
Третья профессиональная микрореволюция в наши дни проявилась в возникновении нового типа профессионалов — транспрофессионалов, ориентированных на «кастомизацию» сложноорганизованной деятельности, которая путем трансдисциплинарного синтеза знаний обеспечивает комплексное решение, как правило, уникальных проблем. Формой социальной организации транспрофессионалов являются профессиональные сети, позволяющие в случае необходимости формировать специальные и многофункциональные междисциплинарные команды. Основная проблема, с которой сталкиваются работники кадровых служб в начальный период третьей профессиональной микрореволюции, — проблема профессиональной ресоциализации.
В связи с этим профессиональная миссия менеджера по персоналу в современных условиях может быть сформулирована следующим образом: находить и выращивать транспрофессионалов, формировать из них разно-профильные команды и обеспечивать успешное решение ими комплексных проблем. Чтобы реализовать эту миссию, менеджер по персоналу должен освоить техники созидания и воспроизведения форм совместно-творческой деятельности.
2.
Генезис совместно-творческой
Императивы совместно-творческой деятельности таковы:
принцип индивидуального творчества — постоянное развитие способностей каждого индивидуума (через обучение действием, включенностью в системы непрерывного образования и самообразования);
принцип социального творчества — разработка и институционализация необходимых для решения стоящих задач социальных структур;
принцип культурного творчества — ориентация в совместной деятельности на высшие культурные достижения, на инновационные процессы и изобретательства;
принцип морального творчества означает готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе.
3. В течение XX в. в зависимости от того, какой тип организационной культуры доминировал в корпорации, в кадровом менеджменте возникли четыре парадигмы кадрового менеджмента со своим культурным архетипом:
1) научная организация труда — бюрократическая культура (культурный архетип конфронтации);
2) человеческие отношения — органическая культура (культурный архетип консолидации);
3) контрактация индивидуальной ответственности — предпринимательская культура (культурный архетип конкуренции);
4)
командный менеджмент
— партиципативная культура (культурный
архетип кооперации).
Контрольные вопросы
1.
Какую роль сыграла
2.
Охарактеризуйте форы
3.
В чем заключается новая
4.
Покажите взаимосвязь
5.
Охарактеризуйте основные
6.
Каковы организационно-
7.
Проанализируйте совместимость
культурных архетипов в жизни
и деятельности современных
2.
Эволюция кадрового
менеджмента
В
становлении кадрового
1) доктрине научного управления, или научной организации труда;
2) доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала организаций.
Гораздо
сложнее дать одномерную классификацию
для подходов, применявшихся в работе
с персоналом во второй половине XX в. Появление
множества школ (в том числе национальных)
в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной
однозначную классификацию этих подходов.
Скорее, можно говорить о парадигмальной
направленности происходящих «тектонических»
сдвигов в доминирующих концептуальных
схемах управленческого мышления. Проникновение
идей гуманистической психологии, образцы
предпринимательского героизма, максимальное
вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация
стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции,
услуг и рабочей среды персонала, инвестирование
в человеческий капитал, многофункциональные
рабочие и управленческие команды — таков
неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их истоки — в трансформации
форм организации совместной деятельности
в XX в.
2.1.
Модели и особенности
кадрового
менеджмента
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как новых технологий менеджмента, так и специфических подходов к кадровой работе.
Подлинная революция в кадровой работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента — управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента, и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Основные модели кадрового менеджмента
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента3.
1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским идеям конца XIX — начала XX вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников.