Корпоративная культура, источники и традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность корпоративной культуры.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- вникнуть в суть понятия «корпоративная культура»;
- рассмотреть её типы и структуру;
- проанализировать собранный материал;
- изучить особенности истоков корпоративной культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….….2
1. Корпоративная культура: понятие и сущность термина ………….....5
1.1 Типы и структура корпоративной культуры …………………….….9
1.2 Историко – культурные истоки корпоративной культуры…….15
1.3 Элементы корпоративной культуры………………………………...17
1.3.1Система ценностей, стандарты поведения………………….……17
1.3.2 Девизы, лозунги, символы……………………………...…….…..19
1.3.3 Мифы, легенды, герои…………………………………...……….20
1.3.4 Ритуалы, традиции, мероприятия…………………………...…...21
2. Корпоративная культура ЗАО «Рольф» ……………………………23
2.1 Факторы формирования корпоративной культуры на ЗАО «Рольф»………………… …………………………………...………………..…25
3. Совершенствование корпоративной культуры ЗАО «Рольф»…………………………………………………………………………..30
Выводы ………………………………………………………..………….36
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - теория организаций.doc

— 506.00 Кб (Скачать)

     Деловое кредо организации - это концентрированное  выражение ее философии и политики, провозглашаемых и реализуемых  высшим руководством и разделяемых  сотрудниками компании.

     1.3.2 Девизы, лозунги, символы

     Основные  ценности и убеждения находят выражение не только в программных документах, сводах законов, кодексах чести, книгах о внутрифирменных стандартах по ведению бизнеса, но и в девизах, лозунгах. Являясь одним из элементов корпоративной культуры, они в емкой и лаконичной форме подчеркивают наиболее сильные, значимые стороны той или иной компании:

     “IBM - означает сервис”;

     Дженерал  Электрик - “Наш важнейший продукт - прогресс”;

     Du Pont - “Лучшие продукты для лучшей  жизни с помощью химии”;

     Samsung -“Хорошо там, где мы есть”;

     Электролюкс - “сделано с умом”.

     Следующий элемент корпоративной культуры - это символы. Они так или иначе  связаны с системой корпоративных  ценностей. В данной работе в качестве примера рассмотрим символ “Мерседеса”. Всем знакома трехконечная звезда “Мерседеса” в кольце, но мало кто знает, что основатели компании “Даймлер Бенц”, которая теперь выпускает автомобили, трактовали ее, как “господствующее положение в воздухе, на воде и на земле”.

     Таким образом, становится понятной большая  значимость лозунгов и символов для большинства компаний, как для их руководства, так и для рядовых сотрудников. Для Украинской практики бизнеса характерны случаи неточно выбранных, “пустых” лозунгов, ничего не выражающих фирменных знаков. Складывается впечатление, что роль этих элементов корпоративной культуры сильно недооценивается в нашей стране, концептуальный знак и лозунг, ясно и просто выражающий философию компании, являются сильнейшими элементами, вокруг которых строится корпоративная культура.

 

      1.3.3 Мифы, легенды, герои

     Развитые  корпоративные культуры вырабатывают довольно разнообразную мифологию. Мифология предприятий существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют  на предприятии. Обычно они связаны  с основателем предприятия и  призваны в наглядной, живой, образной форме довести до служащих ценности компании.

     Видное  место в мифологии предприятия  отводится “героям”: “рожденные герои” оказывают влияние на деятельность предприятия в течение длительного  времени. Это “отцы- основатели”  компании, а также менеджеры, служащие, которые принесли ей наибольший успех. “Герои ситуации” - это служащие, добившиеся наибольших успехов на том или ином временном отрезке. Эти “герои” дают возможные образцы поведения, они определяют тип, норму достижения. В мифологии предприятия могут циркулировать также “герой-экспериментатор”, “герой-новатор”, “герой-все время отдающий компании”.

     Приведем  несколько имен людей, ставших героями-легендами  не только своих фирм, но и вошедших в историю международного бизнеса  и менеджмента: Томас Уотсон (IBM), Альфред Слоун (Дженерал Моторс), Ли Якокка (Форд), Эндрю Гроув (Интел), Билл Гейтс (Майкрософт).

 

      1.3.4 Ритуалы, традиции, мероприятия

     Видимыми  проявлениями корпоративной культуры являются ритуалы. Ритуал - это повторяющаяся  последовательность деятельности, которая  выражает основные ценности любой организации, отвечая на следующие вопросы: “Какие поставленные цели наиболее существенны?”; “Какие люди наиболее цены для организации, а какие только начинают приобретать вес?”.

     Ритуалы служат средством для наглядной  демонстрации ценностных ориентаций фирмы, они призваны напоминать сотрудникам  о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются компанией.

     “Ритуалы  поощрения” - призваны показать одобрение компанией чьего-то достижения или определенного стиля поведения, вписывающегося в рамки корпоративных культурных ценностей. “Одобряя что-либо в человеке или просто обращая на это внимание, мы эту черту умножаем и развиваем”. Это могут быть вечеринки по поводу успешной реализации проекта, традиционные обеды в честь того, кто отличился, или долго и продуктивно работает для компании. Например, в одной фирме по сложившейся традиции каждый сотрудник в день своего рождения может получить получасовую аудиенцию у президента компании и задать ему любые вопросы. Такой ритуал поощряет интерес сотрудника к своей фирме, подчеркивает доступность высшего руководства, обеспечивает обратную связь, позволяющую руководству получить информацию о своих подопечных.

     “Ритуалы  порицания” - сигнализируют о неодобрении в отношении человека, ведущего себя не в соответствии с нормами данной корпоративной культуры. Официальными ритуалами порицания являются увольнение, понижение в должности, снижение заработка. Менее формальным ритуалом такого плана может быть неприглашение на регулярное мероприятие, где собирается весь коллектив. Ритуалы порицания помогают сохранять целостность компании. Когда люди осознают, что последствия определенного нежелательного поведения одинаковы для любого члена команды и наказания применяются справедливо, они начинают испытывать уважение к организации как к единому целому.

     “Ритуалы интеграции” - те действия руководства, которые собирают служащих компании вместе и помогают им осознавать, что между ними есть общее. В контексте работы - это конференции, семинары, деловые игры, и так далее. Это различные светские мероприятия, вечеринки, совместные поездки, занятия спортом.

     В рамках культуры предприятия ритуалы  занимают важное место. Однако необходимо постоянно проверять, действительно  ли при их помощи передаются ценностные ориентации, актуальные для повседневной реальности.

 

      2. Корпоративная   культура  ЗАО «Рольф» 

     В создании ЗАО «Рольф» значимость  корпоративной   культуры  как мотивационного и интеграционного фактора обусловливалась еще несколькими причинами. Все они так или иначе приводили к тому, что команде приходилось решать слабоструктурированные задачи.

     Во-первых, экономические условия в России были такими, что предвидение событий  на какой-либо достаточно глубокий срок было невозможно, а реагировать на события приходилось мгновенно. И если предпринимательство как таковое всегда связано с умением управлять повышенными рисками, то условия трансформирующейся российской экономики максимально эти риски повышали.

     Во-вторых, никто из членов команды ЗАО «Рольф»  не располагал навыками действия не только в трансформирующейся экономике, но даже просто в рыночных условиях. Более  того, специалисты в автодилерской  деятельности составляли, по причинам, описанным ниже, меньшинство в команде и штате автодилера.

     В-третьих, цели, которые ставились перед  автодилером на тот или иной период, всегда выдвигались в логике развития рынка, а не возможностей команды  или даже бизнеса. Цели всегда определялись интуитивно и часто воспринимались как практически недостижимые. Постановка этих целей не могла быть логически или статистически доказуемой. Конечно, каждая из них опиралась на сбор информации, ее анализ и обсуждение в команде. Однако и ситуация в экономике, и принципиальная неполнота получаемой в те годы информации делала эту цель рискованной.

     Принцип «ставить стратегические задачи в логике развития рынка, причем с большим  опережением», идти от «надо», а не от «могу», стало центральным звеном  корпоративной   культуры  автодилера. «Все невозможное возможно» - этот принцип не только вдохновлял своим романтическим отношением к бизнесу, но и был высоко конфликтогенным. Это сказалось при переходе ко второму этапу развития автодилера, экспансии на рынке.

     Высокая рискованность деятельности становилась мощным фактором эмоционального сплочения команды, требования полного доверия друг к другу в личном и профессиональном плане, а также способствовала появлению в команде «мы-чувства» и первых признаков  корпоративной   культуры.

       Центральной интегрирующей идеей  корпоративной   культуры  ЗАО «Рольф» стала ориентация во всех аспектах деятельности автодилера на западные ценности. Корпоративная   культура  ЗАО «Рольф» формировалась в ее начальный период вокруг интуитивного чувства «мы – другие», «мы можем то, чего другие не могут». Подчеркивание социальной дистанции как центрального звена  корпоративной   культуры  постепенно привело к формированию некоего идеала – западного стиля. Это, конечно, был условный Запад. Основная смысловая нагрузка этой идеи была: западное, то есть не советское. Даже сама ориентация на Запад родилась из известной анти-ценности «преклонения перед Западом», то есть имело вполне советское происхождение.

       Корпоративная   культура  ЗАО «Рольф» указывала вектор желательного общественного развития: к лучшим достижениям западной цивилизации. В  корпоративной   культуре  ЗАО «Рольф» удалось создать позитивные образцы и ценности, причем действующие и привлекательные сразу в трех средах: внутренней (для коллектива автодилера), контактной (партнеры и клиенты) и широкой социальной среде (через рекламу и PR ). 
 
 
 

     2.1 Факторы формирования  корпоративной   культуры на ЗАО «Рольф»

     Распределение работы и структура

     Неструктурированность задач, необходимость принимать  решения в условиях высокой неопределенности, быстро реагировать на изменчивость рынка - все это обусловило еще  одну существенную особенность работы ЗАО «Рольф» на первом этапе его развития. Речь идет о принципиальной неформализованности отношений и обязанностей сотрудников ЗАО «Рольф». Вплоть до весны 1994 года автодилер работал и развивался, не имея ни одной должностной инструкции.

     Такая организация – упрощенная, по сравнению с функционально-иерархической – не только привела к сплоченности коллективов подразделений автодилера, но и повысила состязательность внутри них, дала возможность потенциальным лидерам проявить себя. Первоначально каждая из команд, действующая на своем сегменте рынка, представляла собой группу равных по статусу работников с одним лидером во главе. Очень скоро в условиях максимизации выполняемых задач стала заметна неравномерность профессионального, да и личностного роста членов команд. Рост автодилера, дробление задач и коллективов, приводил к тому, что на новые должности руководителей назначались сотрудники, уже проявившие способность решать слабоструктурированные задачи, брать на себя ответственность за групповую задачу, лидировать в ее выполнении. Тем самым официальной должностью закреплялся высокий неформальный статус. Это иногда порождало обиды (группа привыкла идентифицировать себя с плоской структурой), но в целом стимулировало состязательность.

     Такая организационная структура предъявляла особые требования к менеджерам. Их основным ресурсом становилось личное лидирование. Интересно, что проведенное уже в 1995 году психологическое тестирование высших и средних менеджеров ЗАО «Рольф» показало их отличия на значимом уровне от контрольных групп по тем психологическим признакам, которые как раз и отличают потенциального лидера. У менеджеров ЗАО «Рольф» оказалась очень высокой мотивация достижения, высокой и средней склонность к риску, то есть стремление брать на себя ответственность за решения в ситуации неопределенности, низким порог активности, то есть способность эффективно работать в стрессовых условиях, средний уровень аффилиативной тенденции и низкая чувствительность к отвержению – два последних показателя говорят об относительной независимости от окружения, способности к непопулярным решениям, если этого требует логика решения групповой задачи.

       Управление и система оценки

     Сегодня становится ясно, что многое в системе  управления ЗАО «Рольф» первого  периода развития было продиктовано стремлением противопоставить ценности  корпоративной   культуры  ценностям советских учреждений. При этом две культуры соотносились не как прошлое и будущее, а скорее пространственно, подобно небольшому оазису среди наступающих песков.

    • Отсюда агрессивность и жесткость, с которой внедрялась и охранялась идея порядка. Была введена система ощутимых штрафов за опоздание и нарушение распорядка;
    • Использовалось жесткое планирование деятельности, а невыполнение плана сопровождалось значительным снижением премии;
    • Заработок, большую часть которого составляла премия, зависел фактически не от трудового вклада, должности, образования или усердия, а от результата, дохода, который приносил работник или подразделение автодилеру;
    • Запрет на обсуждение заработной платы соблюдался очень жестко.

Информация о работе Корпоративная культура, источники и традиции