Концентрированное обучение истории в 5 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

Учебно-воспитательный процесс характеризуется расчленённостью на ступени, фазы, этапы, уровни, внедрением образовательных стандартов, разнообразным сочетанием приёмов, методов обучения, повышением требований к мастерству преподавателя. Это создаёт уникальную ситуацию взаимопроникновения и интеграции различных областей знаний, методики и практики обучения в единую систему, имеющую большую продуктивность на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы применения технологии концентрированного обучения………………………………………………………………………..
1.1.Сущность концентрированного обучения……………………………………
1.2.Модели организации концентрированного обучения……………………….
1.3.Учебный блок и его структура…………………………………………..
2.Результаты опытно-поисковой работы по внедрению технологии концентрированного обучения………………………………………………
2.1.Выбор модели и обоснование выбора……………………………..
2.2.Анализ документации………………………………………….
2.3.Описание учебного блока…………………………………..
Заключение…………………………………………………………..
Список используемых источников……………………………………….

Работа содержит 1 файл

концентрированное обучение.docx

— 71.22 Кб (Скачать)

Вторая модель концентрированного обучения предполагает изучение в течение  дня двух учебных предметов, имеющих  между собой межпредметные связи. В рамках учебной недели число учебных предметов сохраняется в соответствие с графиком учебного процесса по учебному плану подготовки специалистов. Например, при подготовке бухгалтеров целесообразно концентрировать изучение двух предметов «Делопроизводство» и «Бухгалтерский учет». Структура учебного дня по второй технологии концентрированного обучения выглядит следующим образом (рис. 3).


Рис. 3. Структура учебного дня по второй модели

концентрированного обучения

Обучение учащихся по третьей модели концентрированного обучения предполагает одновременное изучение тем двух – трех дисциплин образующих модуль. Модуль составляют темы учебных дисциплин, содержание которых имеют межпредметные связи. В зависимости от числа предметов, объединяемых в модуль, могут быть различные варианты реализации данной модели в учебном процессе. Например, модуль составляют содержание тем из двух предметов (А и Б), тогда структура учебного дня будет следующей рис. 4.

 


Рис. 4. Структура учебного дня по третьей модели

концентрированного обучения

Весь семестр (полугодие) разбивается на несколько модулей  от двух до пяти, в зависимости от числа дисциплин и объема их изучения. Продолжительность изучения модуля в зависимости от объема часов  может составлять 4- 5 недель. Изучение модуля завершается зачетом или  экзаменом.

Основной организационной  единицей учебного процесса при любой  модели является учебный блок. Учебный  блок – это форма организации  учебной деятельности учащихся, включающая четыре организационные структуры (лекция, самостоятельная работа учащихся, практическое занятие и контроль), объединенных общей обучающей целью. Благодаря такой организации  последовательно осуществляется усвоение учащимися учебного материала, формируются  умения и навыки, развиваются творческие способности (рис. 5).

 

 


Рис. 5. Структура учебного блока

Первым структурным элементом  учебного блока является лекция. Лекция – объяснительный способ изложения  большого по объему учебного материала. Лекция обеспечивает законченность  и целостность восприятия учебного материала. Содержание учебного материала  лекции может быть представлено планом изложения, опорными конспектами, кратким  конспектом, логическими цепочками  понятий.

Следующим структурным элементом  учебного блока является самостоятельная  работа. Самостоятельная работа может  быть индивидуальной, в парах, в группах. Она может включать работу  по заполнению листов рабочей тетради, проектирование алгоритмов действий, составление технологических и инструктивных карт, схем технологии процессов, сравнительных таблиц и других заданий, требующих творческого подхода.

Третьим структурным элементом  учебного блока является практическая занятие. Его цель – формирование умений, применение новых знаний на практике. Практические работы могут быть представлены в виде задач (типовых, комплексных, ситуационных) или лабораторной работы.

Заключительным элементом  учебного блока является зачет. Зачет  может проводиться в виде контрольной  работы, технического диктанта, карточек программированного контроля, тестов и т.д. 

1.3.Учебный блок и его  структура.

Основной учебно-организационной  единицей при концентрированном  обучении является учебный блок. Учебный блок - это занятие, включающее как правило, четыре урока (по 40 минут), объединенных общей целью. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений, развитие творческих способностей учащихся. Структура учебного блока включает следующую последовательность форм: лекция - самостоятельная работа - практическое занятие – зачет.

На лекции учащиеся знакомятся с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Ведущая форма обучения - фронтальная. Общий метод обучения - монологический, сочетающий в себе информационный и объяснительный методы преподавания, которые реализуются через сообщение, объяснение, демонстрацию, показ, постановку информационных и проблемных вопросов и т.д. Материал лекции, а также основное содержание лекции и последующих организационных форм обучения готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта, схемы и т.п. После первого предъявления следует более сжатое второе, а в конце лекции - третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов лекции.

Изложение и объяснение материала  сопровождается применением приемов  активизации и поддержания внимания учащихся: сочетание слов и наглядности, постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций, предложение небольших  практических заданий и т. д.

На лекции происходит первое знакомство учащихся с новым знанием, его восприятие и первичное осмысление. Но, в отличие от традиционного  подхода, воспринятый студентами материал - это не раздробленные сведения, а целостный блок знаний по логически  завершенной теме, предъявляемой  концентрированно.

На следующем занятии - самостоятельной работе - педагогом  ставится задача проработать материал учебника (указываются параграфы) так, чтобы учащиеся смогли ответить на контрольные вопросы. Самостоятельная  работа может быть индивидуальной или  в парах. По окончании самостоятельной  работы учащиеся отвечают на контрольные  вопросы.

На этом занятии в результате самопогружения учащихся в изучение предмета осуществляется более углубленное усвоение лекционного материала, его осмысление. Важно также, что формируются самообразовательные умения и навыки: работа с книгой, умение выделять главное в прочитанном, составлять планы, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Третий структурный элемент  учебного блока - практическое занятие. Цель практической работы заключается в формировании умений применять знания на практике. При разработке и проведении практической работы составляется алгоритм ее выполнения, используются инструкционные карты.

На зачете - последнем  этапе блока - проверяется степень  усвоения основных понятий и ведущих  идей, формирование навыков работы, общих и специальных умений. При этом активно применяются самоконтроль, взаимоконтроль и самооценка. Зачет может проводиться в виде теста, который подразумевает испытание обучаемого с целью выявления уровня знаний и умений. Тест состоит из задания и эталона ответа, который остается у преподавателя. [Практикум, с.31].

Как видим, суть учебного блока  состоит в том, что учащиеся в  течение дня изучают материал по двум изучаемым одновременно дисциплинам.

2. Результаты опытно-поисковой работы по внедрению концентрированного обучения.

2.1. Выбор модели и  обоснование выбора.

Господствующая  и поныне классно-урочная система  организации учебного процесса не только все явственнее обнаруживает свои принципиальные недостатки, но она перестала расти и развиваться, медленно ведя к функциональной неграмотности учащихся.

Положение усугубляется тем, что модель образования при традиционной системе предполагает обучение отдельным дисциплинам. Это ведет к оторванности дисциплин друг от друга, их разобщенности, замкнутости, порождает фрагментарность, бессистемность знаний и умений, затрудняет формирование мировоззрения учащихся.

Учащиеся не видят  логических связей между предметами, снижается интерес к предметам. Логическая связь теряется и между  разделами, темами, так как курс растянут по времени. Если проанализировать учебный план, то увидим, что более половины учебных дисциплин,  встречается чаще двух раз в неделю, а треть - один раз. Такая низкая частотность и нерегулярность занятий делает учебную деятельность малоэффективной, поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятие информация до следующего раза большей частью забывается. Пройденный материал забывается, так как уроки повторяются с редкой периодичностью. Очевидно, что подобное крайне растянутое по времени изучение предметов - это неэффективный, противоречащий закономерностям физиологии и психологии восприятия и запоминания информации способ организации учебного процесса.

Другой, объективно присущий классно-урочной системе  обучения, недостаток состоит в калейдоскопичности предметов в течение учебного дня. Учащиеся в течение одного дня изучают не менее четырех разнотипных предмета. Если учесть еще и домашнюю подготовку к урокам на завтра, то число предметов увеличивается до шести - восьми. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, ведет к дробности в знаниях.

Третий заметный недостаток сложившейся классно-урочной  формы организации учебного процесса состоит в том, что она не в состоянии учитывать закономерности динамики работоспособности учащихся в течение дня, недели.

Рост информационных потоков и современных высоких технологий приводит к возрастанию количества изучаемых предметов, к сложности их содержания и одновременно к уменьшению объемов учебных часов, отведенных на их изучение. Многопредметность захлестнула современную школу. Многопредметность ведет к поверхностному изучению предмета, а значит и столь же поверхностному усвоению сути, значимости, цели предмета. 

В направлении  модернизации образования с учетом новых требований рынка труда введена стандартизация образовательных программ. Педагогическая практика последних десятилетий показала, что мероприятия по стандартизации образования существенно не изменяют реального положения дел, так как кардинально не решают вопрос - как достичь запланированных результатов обучения? Одним из возможных выходов видится технологизация педагогического процесса. Под этим понимается разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и средств, а также посредством оценки применяемых методов.

2.2. Анализ учебно-программной  документации.     

Главной целью изучения курса  истории древнего мира является - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые служат одной из основ их общей образованности. 
Основными  образовательными задачами курса являются:

  • формирование исторического мышления учащихся.
  • развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом.
  • формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на  фактологические и проблемные вопросы.
  • формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий.
  • формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи.
  • формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире.
  • формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  • формирование правовой культуры школьников.
  • формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений,  (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.).
  • развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними.
  • формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм.
  • развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

 

 

В курс истории древнего мира входят следующие  разделы:

  • Жизнь первобытных людей
  • Древний Восток
  • Древняя Греция
  • Древний Рим

В ходе обучения предполагается использование следующих  средств обучения: 
- Вигасин А.А.,  Годер Г.И., И.С. Свенцицкая « ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» для 5-го класса. 
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. Вып.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток.; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим. 
- Настенные исторические карты 
- по возможности родителей атлас по истории Древнего мира для 5-го кл. любое издание и автор. 

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

  • умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;
  • умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходства и различия;
  • умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умение спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умение  под руководством учителя и с его  помощью анализировать исторический источник;
  • умение оперировать  историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явление;
  • умение оперировать историческими  терминами и понятиями;
  • умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Информация о работе Концентрированное обучение истории в 5 классе