Коммуникации в организации, их модели и типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Одним из немаловажных аспектов успешной деятельности организации является правильное понимание и использование коммуникаций.
Руководитель тратит большую часть своего времени на коммуникацию для того, чтобы реализовать собственные роли и цели в межличностных отношениях, в информационном обмене, в процессах принятия решений, а также в управлении, планировании, мотивации деятельности подчиненных и контроле за их работой. Поскольку все виды управления построены на коммуникации, ее с полным основанием можно считать главным связующим процессом.

Содержание

Введение________________________________________________________ 3
1. Понятие, значение и функции коммуникации______________________ 4
2. Типы, виды и направления коммуникации________________________ 5
2.1. Типы коммуникаций_______________________________________ 5
2.2. Виды и направления коммуникаций_________________________ 7
2.2.1. Вертикальные коммуникации__________________________ 8
а) Нисходящие коммуникации_________________________________ 9
б) Восходящие коммуникации_________________________________ 10
в) Нарушение иерархии и некоторые положительные результаты_ 12
2.2.2. Горизонтальные коммуникации________________________ 13
3. Способы коммуникации_________________________________________ 13
4. Элементы и этапы процесса коммуникаций_______________________ 15
4.1. Элементы коммуникации__________________________________ 16
4.2. Этапы коммуникации______________________________________ 16
4.2.1. Зарождение идеи______________________________________ 17
4.2.2. Кодирование и выбор канала передачи информации_____ 17
4.2.3. Передача информации________________________________ 18
4.2.4. Декодирование_______________________________________ 18
5. Модели коммуникации_________________________________________ 19
6. Проблемы коммуникации_______________________________________ 22
Заключение_________________________________________________________ 26
Список литературы__________________________________________________ 29

Работа содержит 1 файл

коммуникации в организации, их модели и типы.doc

— 153.50 Кб (Скачать)
  • пара- и экстралингвистическая;

    Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногда обозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку» к вербальной коммуникации.

    Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.

    Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха, сам темп речи, паузы). Все эти проявления увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

  • организация пространства и времени коммуникативного процесса;

    Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

  • визуальный контакт.

    Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это  «контакт глаз», или визуальное общение.

    Визуальный  контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. И так же, как другие средства невербальной коммуникации, его проявления варьируются в различных культурах.

    Совокупность  этих средств призвана выполнять  следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных  состояний партнеров по коммуникативному процессу.

    4.Элементы и этапы процесса коммуникаций.

      Обмен информацией широко охватывает разные части организации и прямо пропорционально соотносится с ее эффективностью. Но обмен информацией не всегда так эффективен как следовало бы.. на деле люди общаются между собой менее эффективно, чем им это кажется.

    В ходе обмена обе стороны играют активную роль. К примеру, если вы как управляющий  описываете одному из подчиненных, как  нужно изменить работу, это только начало обмена. Чтобы обмен информацией стал эффективным, ваш подчиненный должен сообщить вам, как он понимает задачу и ваши ожидания в отношении результатов его деятельности. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другая воспринимает ее. Чтобы бы именно так, следует уделять пристальное внимание коммуникационному процессу.

    Коммуникационный  процесс - это обмен информацией между двумя и более людьми.

    Основная  цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Вы, конечно, сами сталкивались со случаями малоэффективного обмена информацией с друзьями, семьей, сотрудниками на работе. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

    4.1. Элементы коммуникации.

    Коммуникационный  процесс — это взаимодействие совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:

  • Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
  • Сообщение - непосредственно информация;
  • Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);
  • Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.

    4.2. Этапы коммуникации.

    При обмене информацией отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

  • Зарождение идеи или отбор информации;
  • Кодирование и выбор канала передачи информации;
  • Передача сообщения;
  • Декодирование.

    Рассмотрим  каждый из этапов подробнее. 

    4.2.1. Зарождение идеи.

      Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.

       Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.

          Этот пример показывает также связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.

    Таким образом, идея должна быть, прежде всего, адекватна цели, контингенту получателя, обстоятельствам и настроению.

      1. Кодирование и выбор канала передачи информации.

    Чтобы передать идею или информацию, отправитель кодирует ее с помощью символов и выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом – необходимо использовать сочетание разных каналов. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.

    Прежде  чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

    Отправитель должен также выбрать канал, совместимый  с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым  общеизвестным каналам относятся  передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна.

    Если  канал не слишком соответствует  идее, зародившейся на первом этапе, обмен  информацией будет менее эффективен.

    4.2.3. Передача сообщения.

    На  третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и  принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

    4.2.4. Декодирование.

    После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его.

    Декодирование  - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду  отправитель, когда формулировалась его идея.

    Если  реакции на идею не требуется, процесс  обмена информации на этом должен завершиться. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются местами. Источник коммуникации надеется, что его сигнал будет иметь высокую степень точности. Поскольку точность сигнала редко совершенна, желательно обеспечение обратной связи в коммуникационном процессе. Односторонняя связь является более оперативной, чем двусторонняя. Однако двусторонняя связь гораздо более точная. Петля обратной связи обеспечивает канал для ответа получателя информации, что позволяет источнику коммуникации определить, был ли получен сигнал. С помощью обратной связи руководитель может оценить, насколько эффективно он осуществляет коммуникацию, а также повысить точность сигналов в будущих коммуникациях.

    5.Модели  коммуникации.

      Коммуникационный процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной литературе. Модель коммуникации воспроизводит    составные   элементы        и    функциональные    характеристики коммуникационного процесса в виде схемы.

Линейные         модели        коммуникации.         

Модель  Аристотеля.

Аристотель  выделил три компонента процесса коммуникации:

“Оратор – Речь –Аудитория”. В современном варианте она выглядит так: “Коммуникатор –Сообщение – Адресат”. Данная модель универсальна — она отражает практически любой коммуникативный акт.

Модель  Лассуэлла.

    Разработана на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время второй мировой войны и раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: Кто? Сообщает что? По какому каналу? Кому? С каким эффектом?

    «Коммуникативная  формула» Лассуэлла представляет собой  одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство. 
 
 
 

Кто? Сообщает что? По какому каналу? Кому? С каким эффектом?

 

Коммуникатор     Сообщение               Канал         Получатель          Эффект  

 
Анализ  управления Анализ содержания Анализ средств  и каналов Анализ аудитории Анализ результатов

 

      Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь.

Модель  Шеннона-Уивера.

    Эта    модель   представляет собой графическое  подобие предыдущей. К. Шеннон ввел понятия шума (в дальнейшем это  стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.

    Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность  восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать    сообщение,     несмотря     на   искажения     и    недостающую информацию. Преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Избыточность в технике

Информация о работе Коммуникации в организации, их модели и типы