Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель исследования: выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть большинство разработанных на данный момент теорий мотиваций и оценить их современность.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1.1 общие сведения
1.2 потребности и мотивационное поведение. Вознаграждения
1.3 содержательные теории мотивации
§1.Теория иерархии потребностей А. Маслоу
§2.Теория потребностей макклелланда
§3. Двухфакторная теория Герцберга
1.4 процессуальные теории мотивации
§1. Теория ожиданий
§2. Теория справедливости
§3. Комплексная процессуальная теория
1.5 методы индивидуальной и групповой мотивации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.
Рекомендуется установить
5. Обеспечение в отделе климата взаимного доверия, уважения и поддержки.
6.
Обеспечение каждого
7. Установление четких целей и задач, а также справедливых норм выработки.
8.
Предоставление всем равных
9. Формирование таких стандартов поведения, которые побуждали бы сотрудников к единению, искренности и честности.
10.
Признание необходимости
Для оценки и справедливого распределения вознаграждения в коллективе можно использовать принципы «справедливой компенсации», сформулированные Шепли-Эрроу.
Таким образом, деятельность работника и группы оценивается по следующим показателям:
- достигнутым результатам труда (экономическая эффективность);
-
степени согласованности
- степени удовлетворенности результатом деятельности и взаимоотношениями в процессе достижения этих результатов.
Глава 2. Практическая
часть
2.1
Бизнес-ситуация
Введение
«Босфор» продает пластиковые окна и двери в Ставропольском крае 9 лет и входит в четверку крупнейших игроков этого рынка в области. Три года назад в регионе резко вырос спрос на строительные и отделочные материалы: начала активно развиваться курортная база, строятся многочисленные коттеджные поселки. Благодаря этому с 2002 года продажи компании ежегодно росли на 30%. Естественно, что потенциал края заставил активизироваться всех крупных игроков рынка пластиковых окон и дверей и привлек новых. Например, 2 года назад в Пятигорске появилась компания «Окна плюс», которая также наладила собственное сборочное производство и имеет все шансы стать серьезным конкурентом. Чтобы не сдавать позиции, «Босфору» нужна сплоченная команда. С этим-то и возникли сложности.
Компания работает с немецкими профилями KBE. Комплектующие закупаются в Германии и на принадлежащем немцам заводе в Воскресенске, а собирается продукция в пятигорском цехе «Босфора». Готовые окна и двери продаются через дилеров и собственное розничное подразделение. Ко многим отделам компании - продаж, монтажных работ - претензий нет. Единственным проблемным звеном были и остаются замерщики.
«Подозрения, что некоторые из них „сливают” заказы конкурентам, возникли давно, - рассказывает руководитель отдела продаж компании „Босфор” Марина Черноусова. - Но с этого года, когда начала действовать своя служба безопасности, мы получили подтверждения. Нам стали известны случаи, когда наши замерщики приезжали к потенциальным клиентам и рекомендовали услуги другой компании, которая выполнит проект „быстрее и дешевле”. Только в августе на сторону ушло не меньше десятка заказов».
Сколько
всего заказов было потеряно из-за
этого, в компании подсчитать не могут.
Но если раньше количество отказов
от продолжения сотрудничества с
«Босфором» после общения с замерщиком
не превышало 3–4% в год, то за последние
полгода оно выросло до 10%.
Проблема
Плохое вознаграждение
Первой мыслью было сразу же выгнать нарушителей. Но потом руководство «Босфора» решило разобраться, почему так происходит, и дать провинившимся шанс исправиться.
Проштрафившиеся объясняли: работаем много, а получаем мало. Дело в том, что в задачи замерщика входит не только техническая работа (обмер, расчеты и т. д.) и составление подробного отчета. Он должен провести небольшую презентацию: рассказать, в чем преимущество предлагаемых «Босфором» профилей, какой вариант подойдет в конкретном случае, насколько серьезная переделка потребуется для установки новых дверей или окон. Если клиент соглашается, далее им занимается менеджер по продажам, который составляет контракт и получает определенный процент.
Замерщикам выплачивается фиксированный оклад 12–15 тыс. руб. в месяц при средней нагрузке не менее 150 замеров в месяц. «Это неплохие деньги для нашего региона, - говорит Марина Черноусова. - Кроме того, если сотрудник был сильно загружен и выполнял сложные проекты, ему полагается премия 1,5–2 тыс. руб. в месяц или подарок от компании: новые жалюзи, помощь в установке окон или ремонте машины. Решение о поощрении принимала я лично, поскольку владела всей информацией о том, какой объем работы каждый проделал за месяц».
В высокий сезон, начинающийся в мае и заканчивающийся в ноябре, сотрудники получали премии и подарки практически каждый месяц. Но для некоторых это оказалось менее выгодным, чем передать клиента другой компании и получить за это свой процент.
Выяснилось,
что в сговоре с замерщиками находились
и некоторые дилеры компании: зачастую
именно им нечистоплотные замерщики отдавали
заказы, а те выставляли цены ниже «Босфора»
(в компании признаются, что их цены не
самые низкие на рынке, поскольку включают
значительные накладные расходы, которыми
небольшие полулегальные артели не обременены).
«К сожалению, договориться по-хорошему
с дилерами не удалось, а давить на них
мы не можем: грозятся уйти к другому производителю,
- поясняет Марина Черноусова. - Для нас
это потеря денег и брешь, которую наша
розничная сеть, продающая всего 40% произведенной
нами продукции, не закроет. На расширение
собственной розницы нет средств».
Премия для нарушителей
Размышляя над тем, с кем бороться в первую очередь - с внешним врагом или внутренним, в компании все же решили сконцентрироваться на собственном персонале: если у работника не будет стремления увести заказ, то и проблема взаимоотношений с партнерами отпадет сама собой. Идею создания службы контроля в компании отвергли: она затратна, и не совсем понятен механизм работы этой службы. «Босфор» решил сделать ставку на разработку эффективной мотивации сотрудников, при которой станет невыгодно работать на конкурента.
Первым этапом создания мотивационной схемы должен был стать отказ от субъективной оценки результатов труда и введение четких стандартов. В качестве основных критериев выбрали дальность поездок (чтобы добраться до клиента, иногда приходится ехать 40–100 км), количество заказов в день и уровень их сложности. Но, как признает Марина Черноусова, четкой шкалы не создали: практически каждый заказ обладал какой-либо спецификой. В итоге вместо стандартов получился приблизительные описания, с помощью которых проблему решить не удалось.
Следующим шагом стало стимулирование рублем. За каждый выезд к клиенту замерщику независимо от результата начали платить дополнительно по 15 руб. Если встреча заканчивалась подписанием договора, гонорар возрастал вдвое. При удачном раскладе выходило около 2 тыс. руб. в месяц.
В
какой-то момент в «Босфоре» решили,
что неправильно разрабатывать решения
наверху, и предложили самим замерщикам
придумать критерии оценки и способы стимулирования.
Но из этой затеи ничего не вышло. Сотрудники
просили увеличить зарплату до тысячи
долларов, но при этом четко не могли объяснить,
какой объем работ они готовы за это выполнить.
Пока шел обмен мнениями, несколько заказов
снова достались конкурентам. Поэтому
в конце августа двоих сотрудников пришлось
уволить. С одной стороны, это стало примером
для других. С другой стороны, идти по такому
пути в компании не хотят: найти квалифицированную
замену не так просто, а обучать неопытных
новичков времени нет.
Продолжение поисков
Исчерпав запас идей, в «Босфоре» обратились к практике других игроков: с подобными проблемами в той или иной степени сталкиваются все продавцы пластиковых окон и дверей. Как выяснилось, в крупных компаниях стараются, чтобы замерщик был заинтересован в подписании контракта. Например, он выезжает к клиенту с ноутбуком, на котором установлено программное обеспечение, позволяющее точно рассчитать стоимость проекта, заключает контракт и наряду с менеджером по продажам получает 1–3% от суммы заказа. При этом за день выходит не более двух-трех выездов на место.
Однако «Босфору» такой опыт не подошел. «У нас нет возможности приобрести ноутбуки всем замерщикам: слишком дорого», - говорит Марина Черноусова.
Пока на бизнесе утечка заказов заметно не сказывается: продажи продолжают расти. Но руководство «Босфора» сильно беспокоит то, что страдает имидж компании. У потребителя складывается далеко не самое лучшее впечатление о фирме, если ее же представитель советует обратиться к кому-нибудь другому.
Как
сделать, чтобы сотрудники не искали
возможности заработать на стороне?
В компании считают, что ответ
на этот вопрос стоит искать в системе
мотивации [10].
2.2
Решение
К сожалению, ситуация, которая складывается на предприятии «Босфор», типична для многих Российских предприятий. Поэтому грамотное построение политики мотивации является архиважным аспектом в деятельности подобных компаний. При этом необходимо разработать такую систему мотивации сотрудников, «при которой станет невыгодно работать на конкурента». Или перефразируя: «станет выгодно работать на свою компанию».
Исходя из уже имеющегося опыта компании «Босфор», выстраивать политику мотивации стоит по принципу «кнута и пряника». Необходимо выстроить всю цепочку мотивационных действий, начиная с момента трудоустройства замерщика и вплоть до его последнего дня в компании. Но естественно понимать, что все меры должны быть нацелены не на то, чтобы уволить как можно больше «смотрящих на сторону» сотрудников, а, прежде всего, удержать их в компании, создав команду профессионалов. И здесь необходимо найти компромисс, так как слишком суровые меры будут непременно вести к вынужденному увольнению (исходящему либо со стороны «Босфора», либо со стороны сотрудников), а слишком мягкие и благоприятные условия навряд ли принесут требуемый результат и разбудят ответную благодарность со стороны замерщиков.
Ниже приведены предлагаемые шаги по построению системы мотивации, и конкретные решения задач, которые возникли у компании «Босфор» в ходе построения системы мотивации сотрудников:
1.
Все сотрудники компании, которые
владеют информацией о заказах,
2.
Так как именно замерщики
3.
Но чтобы обучение не было
какой-то принудительной мерой,
4.
Следующим шагом должно быть
построение грамотной и
Информация о работе Классическая теория мотивации: возможности практического применения