Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель исследования: выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть большинство разработанных на данный момент теорий мотиваций и оценить их современность.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1.1 общие сведения
1.2 потребности и мотивационное поведение. Вознаграждения
1.3 содержательные теории мотивации
§1.Теория иерархии потребностей А. Маслоу
§2.Теория потребностей макклелланда
§3. Двухфакторная теория Герцберга
1.4 процессуальные теории мотивации
§1. Теория ожиданий
§2. Теория справедливости
§3. Комплексная процессуальная теория
1.5 методы индивидуальной и групповой мотивации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как
вывод ниже представлена таблица, содержащая
краткую характеристику теории МакКлелланда
[4, с. 256].
Сущность теории | Рекомендации к применению |
|
|
§3. Двухфакторная теория Герцберга
Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».
Согласно
выводам Герцберга, полученные ответы
можно подразделить на две большие категории,
которые он назвал «гигиеническими
факторами» и «мотивацией»
(см. след. табл.).
Гигиенические факторы | Мотивации |
Политика
фирмы и администрации
Условия работы Заработок Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными Степень непосредственного контроля за работой |
Успех
Продвижение по службе Признание и одобрение результатов работы Высокая
степень ответственности Возможности творческого и делового роста |
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации — с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Теория
мотивации Герцберга имеет
Согласно
теории Герцберга, наличие гигиенических
факторов не будет мотивировать работников.
Оно только предотвратит возникновение
чувства неудовлетворенности
Хотя
эта теория эффективно использовалась
в ряде организаций, в ее адрес
раздавались и критические
Суммируя результаты обзора 31 исследования, посвященного теории Герцберга, Хаус и Вигдор отмечают: «Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот». Таким образом, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы [3, с. 414].
В
качестве вывода ниже представлена таблица,
содержащая краткую характеристику
теории Герцберга [4, с. 255].
Сущность теории | Рекомендации к применению |
|
|
мотивация маслоу потребность
Таким
образом, хотя Герцберг и сделал важный
вклад в понимание мотивации, его
теория не учитывает многих переменных
величин, определяющих ситуации, связанные
с ней. Впоследствии исследователям стало
понятно, что для того, чтобы объяснить
механизм мотивации, необходимо рассмотреть
многочисленные поведенческие аспекты
и параметры окружающей среды. Реализация
этого подхода привела к созданию процессуальных
теорий мотивации.
1.4
Процессуальные теории
мотивации
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Имеется
три основные процессуальные теории
мотивации: теория ожиданий, теория справедливости
и модель Портера-Лоулера.
§1. Теория ожиданий
Теория ожиданий, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда — результатов (З-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, коммивояжер может ожидать, что если он обзвонит на 10 человек больше в неделю, чем обычно, объем продаж возрастет на 15%. Менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет все справки и отчеты, требуемые начальством. Рабочий на заводе может ожидать, что если он будет производить продукцию высокого качества с минимальным количеством отходов сырья, это позволит ему повысить свой разряд. Конечно, во всех приведенных примерах люди могут и не рассчитывать на то, что их усилия приведут к желаемым результатам. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.
Ожидания в отношении результатов — вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Продолжая приведенные выше примеры, отметим, что при повышении объема продаж на 15% коммивояжер может ожидать 10% премии или права вступить в привилегированный клуб. Менеджер может ожидать, что в результате предпринятых им усилий, он будет оценен руководством как высококвалифицированный специалист и получит продвижение по службе и связанные с этим льготы и привилегии. Рабочий может ожидать, что, повысив свой разряд, он будет получать более высокую заработную плату или станет бригадиром [3, с. 416].
В этом случае, также как и в предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать. Так, например, если коммивояжер будет уверен, что 10 дополнительных звонков в день действительно приведут к увеличению объема продаж на 15%, то он может и не звонить, если считает, что вероятность адекватного вознаграждения за достигнутые результаты достаточно мала. Аналогично, если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация и в этом случае будет слабой.
Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания — это валентность или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность — это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Продолжим наши примеры. За выполненную работу менеджер может получить прибавку к жалованию, в то время как он рассчитывал на продвижение по службе или более интересную и сложную работу, или же на большую степень уважения и признания его заслуг. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать [8, с. 45].
Если
значение любого из этих трех критически
важных для определения мотивации
факторов будет мало, то будет слабой
мотивация и низки результаты труда. Соотношение
этих факторов можно выразить следующей
формулой:
Мотивация
= З-Р × Р-В ×
валентность,
где З-Р – ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;
Р-В – ожидания того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение;
валентность – ожидаемая ценность вознаграждения.
Менеджерам,
которые стремятся усилить
Поскольку
разные люди обладают различными потребностями,
то конкретное вознаграждение они оценивают
по-разному. Следовательно, руководство
организации должно сопоставить предлагаемое
вознаграждение с потребностями сотрудников
и привести их в соответствие [3, с. 417].
Информация о работе Классическая теория мотивации: возможности практического применения