Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение ипотечного жилищного кредитования как способа улучшения жилищных проблем.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
- определить сущность и методы ипотечного кредитования;
- сравнить состояние ипотечного кредитования России с другими странами;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретические и методологические основы развития ипотечного кредитования
1.1. История развития ипотеки……………………………………………..6
1.2. Теоретические основы ипотечного кредитования……………………8
1.3. Существующие модели развития ипотечного кредитования……….15
ГЛАВА 2. Особенности управления ипотечным жилищным кредитованием в РФ.
2.1. Система мероприятий разработанных на уровне РФ, направленных на развитие ипотечного кредитования…………………………………………………19
2.2. Собственная модель……………………………………………………30
2.3. Решение ипотечного вопроса в России (2012 год)…………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. …39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….41
Современная государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на нужды социально не защищенных групп населения сделать новый акцент на решении жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими жилье в собственности в результате бесплатной приватизации. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование.
Основная задача государства
в становлении системы
Государственное бюджетное финансирование будет направлено на непосредственную поддержку граждан, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия, в форме предоставления им целевых адресных безвозмездных субсидий на приобретение жилья.
В условиях резкого сокращения
бюджетных расходов в жилищном секторе
государство сосредоточило
Определяя основные направления и подходы к созданию эффективного рыночного механизма жилищного финансирования, позволяющего обеспечить комплексное решение жилищной проблемы, необходимо выделить следующие основные взаимосвязанные блоки:
- долгосрочное ипотечное
жилищное кредитование
- кредитование жилищного строительства;
- государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением (система целевых адресных субсидий).
Долгосрочное ипотечное жилищное кредитование населения.
Концепция предполагает создание целостной системы ипотечного жилищного кредитования, которая включает в себя предоставление долгосрочных жилищных ипотечных кредитов коммерческими банками и иными кредиторами гражданам - заемщикам, а также механизм обеспечения кредиторов необходимыми долгосрочными ресурсами для кредитования.
Расширение операций по долгосрочному ипотечному кредитованию со всей необходимостью ставит задачу привлечения достаточного объема долгосрочных ресурсов с финансового рынка и рынка капиталов, что определяет важность отработки надежного механизма финансирования кредиторов и обеспечения гарантий надежности инвесторам, направляющим свои капиталы на рынок долгосрочных жилищных ипотечных кредитов.
Обеспечение финансовыми
ресурсами долгосрочных кредитов для
населения возможно как за счет средств,
привлекаемых кредиторами самостоятельно
на первичном рынке (одноуровневая
система ипотечного жилищного кредитования),
так и за счет средств, привлекаемых
на вторичном рынке через
Ключевыми условиями для
привлечения кредитных ресурсов
в сферу долгосрочного
Кредитование жилищного строительства. В рамках это го важнейшего блока в системе жилищного финансирования предлагается стимулировать инвестиции в строительство на основе предоставления застройщикам банковских кредитов на строительство жилья (строительных кредитов). Эти кредиты выдаются банком - кредитором частями на оплату выполненных строительно - монтажных работ при строгом контроле за ходом строительства, сроками и качеством работ. Застройщики - получатели кредитов имеют возможность погашать полученные кредиты в соответствии с графиком их погашения после завершения строительства и реализации объекта.
Данный механизм эффективно
сопрягается с ипотечным
Государственная
бюджетная поддержка
Доступность жилья, то есть
способность граждан
Государственная поддержка граждан, желающих получить ипотечные кредиты на стандартных банковских условиях, но не располагающих достаточными доходами, может быть организована через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (например, через государственные жилищные сертификаты), что сократит необходимый размер кредита. Такая система финансирования приобретения жилья гражданами с помощью государства, при которой на долю собственных средств граждан в стоимости квартиры приходилось бы 30 процентов, на долю государственной субсидии (в зависимости от категории населения) в среднем - 20 - 50 процентов и оставшаяся часть - на ипотечный кредит, повысит доступность ипотечных кредитов для граждан и будет стимулировать платежеспособный спрос на жилье.
Указанные субсидии предоставляются
в соответствии с бюджетными возможностями
в размере от 5 до 70 процентов рыночной
стоимости жилья по социальной норме
в зависимости от категории граждан,
уровня дохода и времени ожидания
после постановки на учет по улучшению
жилищных условий. Для определенных
законодательством категорий
Главная цель развития долгосрочного ипотечного жилищного кредитования - создать эффективно работающую систему обеспечения доступным по стоимости жильем российских граждан со средними доходами, основанную на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.
Создание указанной системы позволит:
- увеличить платежеспособный
спрос граждан и сделать
- активизировать рынок жилья;
- вовлечь в реальный
экономический оборот
- привлечь в жилищную
сферу сбережения населения и
другие внебюджетные
- обеспечить развитие строительного комплекса;
- оживить экономику страны в целом.
Система ипотечного жилищного кредитования должна опираться в первую очередь на эффективное использование привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков - кредиторов, инвесторов, а не на финансирование со стороны государственного бюджета. Темпы и масштабы развития системы ипотечного жилищного кредитования в регионах должны определяться объективной экономической ситуацией в регионе, платежеспособным спросом на жилье и его предложением, а также наличием (или отсутствием) необходимой региональной нормативно - правовой базы и инфраструктуры.
Для становления и развития системы ипотечного жилищного кредитования необходимо предусмотреть решение следующих основных задач:
- совершенствование
Наш рынок недвижимости не развит. У нас пока нет культуры строить, зато есть культура зарабатывать. Задача власти - создать условия, в которых будет развиваться культура созидания, а не зарабатывания.
Увеличение темпов строительства жилья за счет возведения малоэтажных домов вполне реально. Но прежде чем запускать новый проект, надо создать в нем потребность населения. В Перми такую потребность не создали. Пермяки даже не знают о преимуществах такого типа жилья. Для большинства это не более чем бараки, хотя эти дома по качеству и технологии возведения значительно опережают те, которые строятся сейчас. Это точно такая же ситуация, что была с ипотекой. В 2004 году ипотека совсем не развивалась, потому что людям просто не рассказали о ней. Поэтому, если мы планируем увеличивать темпы строительства за счет возведения малоэтажного жилья, надо, прежде всего, начать с создания информационного поля.
- создание и внедрение
универсального механизма
- создание инфраструктуры,
обеспечивающей эффективное
- налоговое стимулирование
граждан, получающих ипотечные
кредиты, кредиторов и
- создание равных условий
для свободной конкуренции
- создание механизмов
социальной защиты заемщиков
от неправомерных действий
При формировании стратегии создания системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования следует учитывать следующие аспекты:
- ориентация ипотечного
кредитования в настоящее
- возможность оплаты части
нового жилья за счет продажи
уже имеющегося в
- предоставление
Слабое развитие кредитной системы, низкие доходы и, соответственно, недостаточный платежеспособный спрос граждан на жилье в совокупности с отсутствием накоплений заставили органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также строительные компании искать промежуточные решения проблемы финансирования строительства жилья.
Можно выделить следующие основные подходы к решению проблемы привлечения средств населения в жилищную сферу и повышения доступности жилья.
Долевое строительство и продажа жилья в рассрочку.
Инициатива использования этих вариантов привлечения средств населения принадлежит застройщикам. В условиях снижения платежеспособного спроса на жилье и ограниченности банковского кредитования застройщики, решая проблемы обеспечения ликвидности построенного жилья и собственного выживания, стали самостоятельно напрямую привлекать денежные ресурсы населения на условиях долевого участия в строительстве или путем продажи в рассрочку уже готового жилья. Рассрочка предоставляется в среднем на 1 - 2 года на сумму от 30 до 50 процентов стоимости жилья.
В данной схеме существует реальная возможность неоправданного затягивания возведения жилья, что позволяет строителям фактически бесплатно пользоваться привлеченными средствами граждан. Существует также риск незавершения строительства или удорожания жилья в ходе строительства. В случае предоставления рассрочки право собственности на жилье переходит к покупателю лишь после полной его оплаты.
Информация о работе Ипотека и её роль в решении жилищной проблемы