Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Введение
1. Становление западноевропейской системы менеджмента
Теоретическое наследие А. Файоля
Теория рациональной бюрократии М. Вебера
Развитие системного подхода
2. Современная западноевропейская система менеджмента
Преимущества и недостатки западноевропейского менеджмента на современном этапе
Вопросы социальной ответственности бизнеса
2.3 Сравнительный анализ западноевропейской, американской и японской систем менеджмента
3. Основные уроки западноевропейской системы менеджмента и возможность их использования в практике управления организациями Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Становление западноевропейской системы менеджмента
2. Современная западноевропейская система менеджмента
2.3 Сравнительный анализ западноевропейской, американской и японской систем менеджмента 3. Основные уроки западноевропейской системы менеджмента и возможность их использования в практике управления организациями Республики Беларусь Заключение Список использованных источников
|
5
|
ВВЕДЕНИЕ
За всю историю
существования менеджмента
Однако, опыт ведения
бизнеса и осуществления
Цель курсовой работы – изучить особенности западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный белорусский менеджмент.
Объектом исследования являются модели менеджмента.
Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели.
1 СТАНОВЛЕНИЕ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ
Крупный вклад в теорию управления Анри Файоль внес, разработав «общий подход» к администрации и сформулировав некоторые принципы административной теории. Им определены функции, принципы и элементы управления.
В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации. [19, c. 120]
В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный.
Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.
Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.
Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности, присутствующих во всех промышленных предприятиях:
- техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);
- коммерческая (закупка, продажа, обмен);
- финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);
- охранная (охрана собственности и физических лиц);
- учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);
- административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Из шести видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает. [3, c. 129]
В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта.
В представлении способностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том что каждый менеджер будет нуждаться в “специальном знании”, которое является специфическим для любой функции будь-то техническая, финансовая или любая другая. В общем же, каждый менеджер нуждался в следующих качествах и способностях:
- физические качества: здоровье, энергия, ловкость.
- умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться.
- моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициативу, лояльность, такт, достоинство.
- общее образование: общее знакомство с вопросами, не принадлежащими исключительно к выполняемой функции.
- специальное знание: специфическое для функции будь это техническая, коммерческая, финансовая, организаторская, и т.д. [49, c.312]
Файоль сформулировал
концепцию непрерывности
Эти функции представляют собой самые общие направления, каждое из которых относительно самостоятельно, но, в то же время, соотносится с другими направлениями в рамках процесса управления.
Планирование - менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своей организации, причем это должны быть не просто голубые мечты, но вполне реалистичные и в то же время не слишком заниженные цели и задачи.
Организация - менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработанным целям и задачам в максимальной степени.
Мотивация - менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такие условия, чтобы работники, как и он сам, стремились к достижению поставленных перед организацией целей и задач.
Контроль - наконец, менеджер не должен ни на минуту пускать организационные процессы, что называется, на самотек, постоянно контролируя деятельность организации и производя корректировки в планах, организационной структуре или работе в области мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворять сложившейся ситуации.
Координация - одно из основных условий успешной деятельности организации - согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. [9, c. 88]
Файолю принадлежит еще один внушительный список. Этот список – не что иное, как правила эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «четырнадцать принципов управления»:
- разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.
- полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.
- дисциплина: необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
- справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать принять беспристрастное решение.
- вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
- единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
- единство цели – единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
- централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип – не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.
- принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль – «скалярную цепь», по терминологии Файоля, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
- общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
- порядок: всему свое место и свое место для всего.
- стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
- корпоративный дух: сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целей организации.
- инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера, в разумных пределах должны присутствовать и инициатива. [7, c. 62]
Файолевские четырнадцать принципов представляют строительные блоки в его обсуждении элементов управления. Они были предназначены для руководства в качестве гидов в теории и практике и не исчерпывали все возможности и не интерпретировались как жесткие в применении. Ранняя фабричная система отразила многие из этих принципов на практике, но вклад Файоля в том и состоял, что он сумел объединить их в концептуальной схеме. И сделал это так, что многое из нашей существующей литературы управления было построено на идеях и терминологии Файоля. В этом мы не можем не видеть уникальность его понимания. Для его времени и в контексте недостатка литературы по управлению его идеи были новыми, свежими, освещающими вехи на пути развивающейся дисциплины управления.
Предложенная
Файолем классификация
Таким образом, Файоль был сторонником сочетания школы, практического обучения, а также природных талантов и наклонностей. Файоль настаивал на том, что удачливый руководитель должен обладать высокой цельностью и нравственностью, что в современном мире морального релятивизма представляется на первый взгляд чем-то чрезмерно претенциозным и старомодным. Однако более внимательное рассмотрение этого положения показывает, что Файоль говорит здесь о моральном основании деловой активности, необходимость которого становится в последнее время все более очевидной.
1.2 Теория
рациональной бюрократии М.
Понятие «рационализация» являлось основным понятием анализа современного капитализма, предложенного Максом Вебером, обозначая множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.
Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:
- в области экономической организации - организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли посредством систематических бухгалтерских процедур;