Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить особенности западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент.
Объектом исследования являются модели менеджмента.
Предметом исследования - основные признаки и элементы каждой модели.
Введение
1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента
2. Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран
2.1 Немецкая модель менеджмента
2.2 "Шведская модель социализма" в условиях рыночной экономики
2.3 Другие страны Западной Европы: менеджмент и государственное регулирование экономики на макроуровне
3. Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе
Заключение
Список использованных источников и литературы
Содержание.
Введение
1. Предпосылки
формирования
2. Характеристика
менеджмента отдельных
2.1 Немецкая модель
менеджмента
2.2 "Шведская
модель социализма" в условиях
рыночной экономики
2.3 Другие страны
Западной Европы: менеджмент и государственное
регулирование экономики на макроуровне
3. Особенности
развития западноевропейской
Заключение
Список использованных
источников и литературы
Введение
За всю историю
существования менеджмента многие зарубежные
страны накопили значительные сведения
в области теории и практики управления
в промышленности, сельском хозяйстве,
торговле и другие с учетом своих специфических
особенностей. К сожалению, наша отечественная
наука управления развивалась самостоятельно
и обособленно, часто игнорируя зарубежный
опыт искусства управления. В течение
многих десятилетий в нашей стране господствовала
административно-командная система управления,
направлявшая в основном свои усилия на
критику зарубежного опыта управления.
Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления
менеджмента богат, зачастую неоднозначен
и весьма полезен для изучения. Актуальность
заключается в том, что создание собственной
модели менеджмента требует, с одной стороны,
изучения всего ценного, что содержится
в зарубежной теории и практике (но не
бездумного его перенесения на отечественную
почву), а с другой -- использования его
лучших достижений в своей деятельности.
Цель курсовой
работы - изучить особенности западноевропейской
модели менеджмента, для этого поставлены
следующие задачи: рассмотреть зарубежные
модели менеджмента и современный российский
менеджмент.
Объектом исследования
являются модели менеджмента.
Предметом исследования
- основные признаки и элементы каждой
модели.
Основные зарубежные
модели управления наиболее доступно
и полно рассматривают М.Х. Мескон,
М. Альберт и Ф. Хедоури в "Основах
менеджмента". В учебнике И.И. Семеновой
"История менеджмента" рассказано
об исторических предпосылках создания
современных моделей менеджмента. А.Б.
Бахур в статье "Особенности национального
менеджмента" произвел анализ свойств
российской модели менеджмента.
1. Предпосылки
формирования
Экономические
отношения связывают национальные
экономики и в значительной степени нейтрализуют
национальные особенности экономического
поведения. На основании этого нередко
говорят о том, что экономическая деятельность
и менеджмент как ее составная часть становятся
интернациональными, то есть утрачивают
национальную специфику.
Национальные
особенности управления организацией
важны для менеджера по следующим
мотивам:
- в настоящее
время многие организации
- опыт зарубежных
компаний может быть полезным
в других культурах. Особенно
это важно в связи с
- менеджер может
найти работу за границей. Естественно,
ему потребуются хотя бы
Понимание того,
что менеджмент - это особый аспект
функционирования организации, впервые
было осознано в США. А это означает,
что менеджмент сам по себе является
во многом американским явлением, отражающим
особенности американской картины
мира.
США вполне можно
считать страной, в которой в
наибольшей степени менеджменту
обучают.
Американский
менеджмент характеризуется жесткой
организацией управления. Для него
в наибольшей степени характерно
стремление к формализации управленческих
отношений.
Для американского
менеджмента очень характерно представление
о персональной ответственности
работника. Эффективность работы конкретного
руководителя определяется на основании
того, смог ли он лично достигнуть тех
целей, которые были ему поставлены.
Европейский менеджмент
отличается от американского в незначительной
степени. Дело в том, что Европа и США -
это достаточно близкие культуры, а поэтому
обмен достижениями между ними протекает
с меньшими трудностями.
В Европе, как
и в США, очень важную роль в
экономике играют мелкие и средние предприятия.
Этим обусловлены и некоторые особенности
европейского менеджмента. Для мелких
фирм более настоятельной является потребность
в выживании, поэтому необходимо более
быстрое реагирование на любое, даже самое
незначительное изменение ситуации, к
которому необходимо приспособиться.
Одно из существенных
отличий европейского менеджмента
от менеджмента американского
На японский
менеджмент накладывает отпечаток
самобытная культура Японии и то, что на
мировой рынок она вышла только после
Второй мировой войны. Япония переняла
у Европы и США положительные аспекты
опыта, прежде всего - ориентацию на новые
технологии и психологические методы
менеджмента. В Японии более высоко ценят
опыт работы, чем образование, поэтому
руководителей в Японии готовят непосредственно
в процессе работы. Если в Европе и США
сначала дают теоретические знания, которые
затем закрепляются практикой, то в Японии
предоставляют практику, которая только
затем переходит в знания.
Японцы очень
внимательно относятся к связям
между людьми, а также к личностным
особенностям работников, склонны подбирать
должность под человека, а не человека
под должность. Японцы избегают индивидуализма
в своих действиях, не склонны к навязыванию
персональной ответственности, практически
не контролируют эффективность действий
отдельного работника; гораздо более важной
для них является коллективная (групповая)
ответственность. Еще одна особенность
японского менеджмента состоит в том,
что руководящие работники особое внимание
уделяют технологическим нововведениям.
С этой точки зрения Япония превосходит
все страны мира.
Польза японского
опыта для российского
Наука об управлении
в России находится на стадии становления.
Существенные отличия касаются культуры
- ценностей и принципов, которые лежат
в основе нашего общества. Специфическим
является и поведение потребителей. Богатая
традиция, созданная государственными
деятелями и предпринимателями прошлых
веков, еще ждет интеграции в наши представления
об управлении.
Сегодня в мире
действуют три основные модели построения
системы бизнес-образования.
Первая, традиционная,
которую можно назвать
Вторая модель,
американская, основана на формировании
так называемого
В Японии, существует
всего лишь три школы бизнеса,
главным образом для подготовки
тех, кто намеревается работать за границей.
Руководителей готовят сами фирмы
на основе концепции "обучение посредством
опыта", планомерно перемещая их
по разным должностям. Это позволяет познать
специфику различных аспектов бизнеса
и досконально изучить свою фирму. Лишь
в возрасте около 35 лет сотрудники имеют
шанс получить первую руководящую должность.
На японских фирмах учатся все - от рабочих
до президента, и главная ответственность
за это возлагается на руководителей каждого
из подразделений, старшие учат младших.
Большинство западно-европейских
стран, среди которых лидируют Италия,
Франция, Испания и Нидерланды, придерживается
смешанной модели, в которой сочетается
традиционная европейская система вузовской
подготовки германского типа с американской.
Длительность обучения меньше чем в США,
но зато большее значение имеют работа
над проектами, практика на фирмах и т.д.
2. Характеристика
менеджмента отдельных западноевропейских
стран
2.1 Немецкая модель
менеджмента
Теоретические
истоки немецкой модели менеджмента
относятся к началу прошлого столетия.
Ее родоначальником следует
Концепция бюрократической
рационализации, разработанная М.Вебером,
явилась важной составляющей становления
классического менеджмента. Он считал,
что компании должны управляться на безличной,
сугубо рациональной основе, названной
им "бюрократической" (не следует
путать с современной трактовкой этого
термина). Бюрократия (по Веберу) - система
управления не на основе личных оценок,
а в соответствии с точным следованием
индивидов определенным правилам и процедурам.
Формальная рационализация, по М.Веберу,
подразумевала процесс, в ходе которого
выбор действующими лицами средств достижения
цели полностью был детерминирован правилами,
предписаниями и законами, имеющими универсальное
применение. Концепция включала: четкое
определение должностных обязанностей
и ответственности работников; введение
формальной отчетности; разделение функций
собственности и управления. Это были
безусловно прогрессивные базовые положения,
характеризовавшие суть менеджмента.
М.Вебером формулировались
условия реализации предложенной им
концепции:
- Должности организуются
в иерархическую структуру в
соответствии с формальными
- Отбор и продвижение
сотрудников по службе
- Все административные
(управленческие) акты и решения
оформляются в письменном виде;
ведение записей есть память
организации, обеспечивающая
- Менеджеры не
являются собственниками
- Менеджеры работают
в соответствии с четкими
- Важной характеристикой
бюрократического менеджмента
Не отрицая ряда
недостатков теории М.Вебера, следует
отметить, что она является вполне актуальной
и сегодня (особенно для таких стран, как
Россия). Теория рационализации М.Вебера
имела многих последователей, в том числе
и в менее развитых стран мира.
Наиболее часто
в сравнительных исследованиях выделяют
следующие особенности немецкой модели
менеджмента.
1) Стимулирование
профессиональной подготовки.
Характерные черты
немецкой модели менеджмента можно
обнаружить в национальной системе
профессионально-технического образования,
отличающейся вниманием к инженерному
делу, техническому обучению и ремеслам
и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей
в Европе. Она обеспечивает подготовку
молодежи в возрасте 16-21 лет в течение
3 лет с получением государственного диплома.
Образовательный процесс предполагает
как подготовку на рабочем месте (4 дня
в неделю), так и теоретическое обучение
(1 день в неделю). Содержание образовательной
программы в системе профессионально-технического
образования утверждается тремя институтами
- правительством, ассоциациями работодателей
и профсоюзами. Общее руководство осуществляется
местными торгово-промышленными палатами.
Информация о работе Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе