Западноевропейская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Для того, чтобы понять суть западноевропейской модели мы рассмотрим две модели :: Шведскую модель социализма и Немецкую модель Эрхерда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Французская модель менеджмента
2.2. Немецкая модель менеджмента
2.3. Шведская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

менеджмент 2.docx

— 26.63 Кб (Скачать)
 

 ВВЕДЕНИЕ

 1. ОСОБЕННОСТИ  ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 2. ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ  МЕНЕДЖМЕНТА

 2.1. Французская  модель менеджмента

 2.2. Немецкая  модель менеджмента

 2.3. Шведская  модель менеджмента

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

   Для того, чтобы понять суть западноевропейской модели мы рассмотрим две модели :: Шведскую модель социализма и Немецкую модель Эрхерда.

   Шведская  модель.

   Шведская  модель –  это  весь  комплекс социально- экономических  и  политических  реалий  в  стране  с  ее  высоким уровнем жизни  и  широким  масштабом  социальной  политики.

   Среди общих условий создания шведской модели, также существующих  и  в

   других  странах  Запада,  можно  выделить  политическую  демократию,  частную

   собственность,  основные  принципы  рыночной  экономики  и  независимые   от

   правительства профсоюзы и объединения предпринимателей.      

     Шведская модель исходит из  положения, что децентрализованная  рыночная

   система   производства   эффективна,   государство    не    вмешивается    в

   производственную  деятельность фирм,  а  активная  политика   на  рынке  руда

   должна свети  к  минимуму  социальные  издержки  рыночной  экономики.  Смысл

   состоит в максимальном росте  производства  частного  сектора  и  как  можно

   большем  перераспределении  государством  части  прибылей  через   налоговую

   систему и государственный сектор для  повышения жизненного уровня народа,  но

   без  воздействия  на  основы  производства.  При  этом  упор   делается   на

   инфраструктурные  элементы и коллективные денежные фонды.      

     Особенностями шведской модели  являются , в частности, высокая  степень

   ее  институционализации,  особенно   в   области   регулирования   бюджетных

   расходов,  и  гибкость  антикризисной  государственной   политики.   Частный

   капитал  при  такой  системе  как   бы   освобождается   от   многих   видов

   «непроизводительных»  для него затрат. Она стимулирует  использование  большей части прибыли на расширенное накопление капитала, так как государство  берет

   на  себя  преобладающую  часть  затрат  на  образование  ,  здравоохранение,

   развитие  инфраструктуры, научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские

   разработки  и т. д.     

     Социальная политика пронизана  идеей  равенства.  Шведская  модель,  в

   частности,  отличается  очень  высокой  по  сравнению  с  другими   странами

   степенью  выравнивания   заработной   платы   между   квалифицированными   и неквалифицированными работниками. Ее отличительная черта –  универсальность.

   Государственной системой  социального  страхования  охвачено  все  население

   Швеции, а не только его беднейшая  часть,  как  во  многих  других  странах.

   Приоритетное  внимание  уделяется  поддержанию  занятости  и  переподготовке

   рабочей силы, широкому профессиональному обучению.

   Немецкая  модель.

   Используются  в : немецких, австралийских компаниях.

   Элементы  присутствуют в : Нидерландах и Скандинавии, некоторые корпорации Франции и Бельгии (некоторые элементы и совсем недавно)

   Существенно отличается от Японской и Американской модели, но схожее черты есть.

   Схожее с Японской моделью: банки являются долгосрочными акционерами немецких корпораций - представители банков выбираются в Советы директоров.

   Отличая с Японской моделью: в немецких корпорациях  представительство банков в совете постоянно.

   Существуют  три основных особенности немецкой модели, отличающие ее от других моделей. Две из них - это состав совет директоров и права акционеров.

   Немецкие  банки и в меньшей степени  немецкие корпорации являются ключевыми  участниками в немецкой модели управления. Как и в японской модели, описанной  ранее, банк играет несколько ролей: он выступает акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях  акционеров.

   Следует обратить внимание на то, что существуют два основных отличия немецкой модели от японской и англо-американской: 
1. Численность наблюдательного совета устанавливается законом и не подлежит изменению. 
2. В наблюдательный совет входят представители рабочих (служащих) корпорации.

   Действия  корпорации, требующие одобрения  акционеров, - это распределение  чистого дохода (выплата дивидендов, использование средств), ратификация  решений Правления и наблюдательного  совета за прошедший финансовый год, выборы наблюдательного совета, назначение аудиторов. 
Утверждение решений исполнительного совета (Правления) и Наблюдательного совета по существу означает "печать одобрения" или "вотум доверия". Если акционеры хотят предпринять какие-либо юридические акции против отдельных членов или против Совета в целом, они откажутся от ратификации решений совета за прошедший год. 
В отличие от англо-американской и японской моделей акционеры не имеют права изменять численность или состав Наблюдательного совета. Размер и состав совета устанавливаются законом. 
Другими действиями, также требующими одобрения акционеров, являются: решение об осуществлении затрат (что автоматически признает преимущественные права, если только не отклоняется акционерами), сотрудничество с филиалами, поправки и изменения к Уставу (например, изменение утвержденного вида деятельности), повышение верхнего предела вознаграждения членам Наблюдательного совета. Внеочередные действия, требующие одобрения акционеров - это слияние, покупка контрольного пакета акций и реорганизация. 
В Германии предложения акционеров - это обычное дело. После оглашения повестки дня ежегодного общего собрания акционеры могут подать в письменной форме предложения двух типов: контрпредложение, т. е. противоречащее предложению Правления и / или Наблюдательного совета, включенному в повестку дня. Оно может касаться увеличения или уменьшения размера дивидендов или например, представлять альтернативную кандидатуру в Наблюдательный совет.
 

Заметное  влияние на формирование менеджмента  оказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.

Английские  ученые внесли существенный вклад в  разработку метода «исследования операций», который впервые зародился в  Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Во Франции  вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами  научного управления производством  в Германии занимался Вальтер  Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались  также вопросы привлечения работников к «участию в управлении».

Западноевропейские  ученые оказали заметное влияние  на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение  людей с точки зрения воздействия  на них группового поведения.

В 1929–1933 гг. передовые капиталистические  страны охватил мировой кризис. В  этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

Большое влияние на развитие всей Европы в  послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и  канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

  1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.
  2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Политика  Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

Определенный  интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50–60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах  мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием  в организации производства и  подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США  и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

Национальные  особенности менеджмента 
 
Сегодня в мире действуют три основные модели построения системы бизнес-образования. 
 
Первая, традиционная, которую можно назвать германской, основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность, во-вторых, повышение квалификации руководителей. Последнее ставит своей целью приобретение слушателями специальных знаний и умений, которые необходимы для конкретной работы в области управления и хозяйственной деятельности. 
 
Вторая модель, американская, основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако в американской модели, прежде чем получить законченное высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый опыт практической работы. 
 
В Японии, существует всего лишь три школы бизнеса, главным образом для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции "обучение посредством опыта", планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все - от рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших. 
 
Большинство западно-европейских стран, среди которых лидируют Италия, Франция, Испания и Нидерланды, придерживается смешанной модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской подготовки германского типа с американской. Длительность обучения меньше чем в США, но зато большее значение имеют работа над проектами, практика на фирмах и т.д. 
 

Информация о работе Западноевропейская модель менеджмента