Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………….4
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………..10
2.1 Немецкая модель менеджмента 10
2.2 "Шведская модель социализма" в условиях рыночной экономики 18
2.3 Западноевропейская модель менеджмента…………………………….22
3. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ОБЗОР РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 122.53 Кб (Скачать)
 

     РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

     ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

     ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 

     КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА 

     2 курс очного отделения

     специальность 080502

     «Экономика  и управление на предприятии (Культуры и искусства)»

     группа 27 РГБ

     К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А

     по  дисциплине «Менеджмент» 

на  тему: Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе. 
 

     Исполнитель: Жадько К.К.

                                               Научный руководитель: проф. Москвитин Г.И. 
 

     Москва 2010

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРЕДПОСЫЛКИ  ФОРМИРОВАНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ  МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………….4

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………..10

2.1 Немецкая модель менеджмента 10

2.2 "Шведская модель социализма" в условиях рыночной экономики 18

2.3 Западноевропейская модель менеджмента…………………………….22

3. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО  МЕНЕДЖМЕНТА: ОБЗОР  РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ  ЭТАП 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       За  всю историю существования менеджмента  многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сфер с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

       Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления  менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной  стороны, изучения всего ценного, что  содержится в зарубежной теории и  практике (но не бездумного его перенесения  на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.

       Цель  курсовой работы – изучить особенности  западноевропейской модели менеджмента, для этого поставлены следующие  задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент.

       Объектом исследования являются модели менеджмента.

       Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели. 

       Основные  зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают  М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури  в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента. А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ свойств российской модели менеджмента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ  ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ  МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

       Экономические отношения связывают национальные экономики и в значительной степени  нейтрализуют национальные особенности  экономического поведения. На основании  этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная  часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

       

Национальные особенности управления организацией важны для менеджера  по следующим мотивам: 

       

в настоящее  время многие организации активно  взаимодействуют с зарубежными  фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут возникать  проблемы, связанные с тем, что  его участники действуют в  соответствии с традициями, принятыми  в их культуре

        опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в  связи с формированием мировой  экономики и усложнением связей между экономиками отдельных  стран

       менеджер  может найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как  принято управлять деятельностью  людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями1

       Рис. 1.1 Национальные особенности управления

       Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А  это означает, что менеджмент сам  по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

       США вполне можно считать страной, в  которой в наибольшей степени  менеджменту обучают.

       Американский  менеджмент характеризуется жесткой  организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

       Для американского менеджмента очень  характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность  работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично  достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.2

       Европейский менеджмент отличается от американского  в незначительной степени. Дело в  том, что Европа и США – это  достаточно близкие культуры, а поэтому  обмен достижениями между ними протекает  с меньшими трудностями.

        В Европе, как  и в США, очень важную роль в  экономике играют мелкие и средние  предприятия (Рисунок 1.2). Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться. 
 

       Рис.1.2 Приоритет предприятий

       Одно  из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского  состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов  и компаний дочерние компании сохраняют  заметную долю самостоятельности. Эта  самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями  в Европе более актуальны, чем  в США.3

       На  японский менеджмент накладывает отпечаток  самобытная культура Японии и то, что  на мировой рынок она вышла  только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США  положительные аспекты опыта, прежде всего – ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому  руководителей в Японии готовят  непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала  дают теоретические знания, которые  затем закрепляются практикой, то в  Японии предоставляют практику, которая  только затем переходит в знания.4

       Японцы  очень внимательно относятся  к связям между людьми, а также  к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность  под человека, а не человека под  должность ( Рисунок 1.3). Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие  

 

Рис. 1.3. Подборка должностей для человека 

работники особое внимание уделяют технологическим  нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.

       Польза  японского опыта для российского  менеджмента заключается прежде всего в связи с мягкой интеграцией  лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США. Профессия  «менеджер» одна из самых популярных и, что даже более важно, одна из наиболее востребованных.

       Наука об управлении в России находится  на стадии становления. Существенные отличия  касаются культуры – ценностей и  принципов, которые лежат в основе нашего общества. Специфическим является и поведение потребителей. Богатая  традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями  прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления об управлении.

       Сегодня в мире действуют три основные модели построения системы бизнес-образования (Рисунок 1.4).5

       

         

       Рис. 1.4. Основные модели

       Первая, традиционная, которую можно назвать германской, основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность, во-вторых, повышение квалификации руководителей. Последнее ставит своей целью приобретение слушателями специальных знаний и умений, которые необходимы для конкретной работы в области управления и хозяйственной деятельности.

       Вторая модель, американская, основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако в американской модели, прежде чем получить законченное высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый опыт практической работы.

       Третья, японская, основана главным образом для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции "обучение посредством опыта", планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму.

       Большинство западно-европейских стран, среди  которых лидируют Италия, Франция, Испания  и Нидерланды, придерживается смешанной  модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской  подготовки германского типа с американской. Длительность обучения меньше чем в  США, но зато большее значение имеют  работа над проектами, практика на фирмах и т.д.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ  МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Немецкая модель  менеджмента

 

       Большое влияние на развитие немецкой модели менеджмента оказал немецкий ученый, политик, министр экономики Людвиг Эдхард.

         Людвиг Эрхард (1897–1977 гг.) – ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50–60 гг. ХХ столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразившую социально-экономическую жизнь страны. «Сегодняшняя система, – писал Эрхард, – должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма»6. Реформа основывалась на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала, прежде всего, выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности. Эрхард полагал, что нет никакого социального рынка без экономического прогресса. Ставка была сделана на развитие производства, а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его мнению, укрепить положение на мировом рынке можно было только при условии обеспеченности стабильности валюты. Социальное рыночное хозяйство предусматривало увеличение номинальных доходов посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, инвестирование, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов – все это обеспечивало защищенность и свободу граждан.

Информация о работе Западноевропейская модель менеджмента. Особенности ее развития на современном этапе