Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:47, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в выявлении путей снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
● выявить методы повышения конкурентоспособности продукции;
● изучить суть понятия себестоимость продукции;
● выявить возможные пути снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности;
Введение………………………………………………………………………..............3
I.Конкурентоспособность продукции
1.1 Понятие конкурентоспособности…………………………….…………………..5
1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции……..…7
1.3 Методы расчета конкурентоспособности продукции…………………………..11
II.Себестоимость продукции
2.1 Понятие, сущность и значение себестоимости продукции………………….…16
2.2 Классификация затрат на производство и реализацию продукции…………....20
2.3 Резервы снижения себестоимости продукции……………………………….….23
III.Снижение себестоимости продукции как фактор повышения конкурентоспособности продукции……………………………………………..…..28
Заключение…………………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………………33
В этих условиях важное значение имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции, то есть не изменяются при изменении объема производства. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции и общие для предприятия в целом. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства. Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (или деловой активности) компании. По мере его повышения растут и переменные затраты, и наоборот (например, заработная плата производственных рабочих, изготавливающих определенный вид продукции, затраты сырья и материалов). Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Кроме того, существуют смешанные затраты, которые содержат как постоянный, так и переменный компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а другая часть не зависит от объема производства и остается фиксированной в течение отчетного периода. Разделение затрат на производственные и периодические основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.
2.3 Резервы снижения себестоимости – источник получения прибыли
В
настоящее время при анализе
фактической себестоимости
Экономия,
обусловливающая фактическое
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
По
данной группе анализируется влияние
на себестоимость научно-
Э = (СС - СН) * АН,
где Э - экономия прямых текущих затрат;
СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия;
СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия;
АН - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.
Одновременно должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполняемой с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов внедрения до начала этого года.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала. [14,с.132]
При
улучшении использования
3.
Изменение объема и структуры
продукции, которые могут
ЭП = (Т * ПС) / 100,
где ЭП - экономия условно-постоянных расходов;
ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году;
Т - темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным годом.
Относительное
изменение амортизационных
ЭА = ( АОК / ДО - А1К / Д1 ) * Д1,
где ЭА - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений;
А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году;
К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году;
Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.
Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда. [1,с.43]
4.
Улучшение использования
5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.
Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам. Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле
ЭП = ( С1 / Д1 - С0 / Д0 ) * Д1 ,
где ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства;
С0, С1 - суммы затрат базисного и отчетного года;
Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.
Влияние на себестоимость товарной продукции изменений в размещении производства анализируется тогда, когда один и тот же вид продукции производится на нескольких предприятиях, имеющих неодинаковые затраты в результате применения различных технологических процессов. При этом целесообразно провести расчет оптимального размещения отдельных видов продукции по предприятиям объединения с учетом использования существующих мощностей, снижения издержек производства и на основе сопоставления оптимального варианта с фактическим выявить резервы. [7,с.38]
III. Снижение себестоимости продукции как фактор повышения её конкурентоспособности
С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.
Снижение себестоимости продукции выгодно всему населению, предприятию, отрасли, национальной экономике и государству в целом. В этом основное экономическое условие конкурентоспособности страны как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Снижение себестоимости продукции - основа снижения цен, а значит - основа конкурентоспособности продукции, предприятия отрасли. В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.