Выявление резервов снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в выявлении путей снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

● выявить методы повышения конкурентоспособности продукции;

● изучить суть понятия себестоимость продукции;

● выявить возможные пути снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..............3

I.Конкурентоспособность продукции

1.1 Понятие конкурентоспособности…………………………….…………………..5

1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции……..…7

1.3 Методы расчета конкурентоспособности продукции…………………………..11

II.Себестоимость продукции

2.1 Понятие, сущность и значение себестоимости продукции………………….…16

2.2 Классификация затрат на производство и реализацию продукции…………....20

2.3 Резервы снижения себестоимости продукции……………………………….….23

III.Снижение себестоимости продукции как фактор повышения конкурентоспособности продукции……………………………………………..…..28

Заключение…………………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

экономика организации.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Белгородский  государственный технологический  университет

им В.Г.Шухова 
 

Кафедра экономики и организации производства 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономика организации»

Тема: «Выявление резервов снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 

                                       Выполнил: ст. гр. АБ- 21     

                                                           Коновалова Юлия

                                             Руководитель:

                                    Ярмоленко Любовь Ивановна 
               
               
               
               
               
               

Белгород 2010

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………..............3

I.Конкурентоспособность продукции

1.1 Понятие конкурентоспособности…………………………….…………………..5

1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции……..…7

1.3 Методы расчета конкурентоспособности продукции…………………………..11

II.Себестоимость продукции

2.1 Понятие, сущность  и значение себестоимости продукции………………….…16

2.2 Классификация затрат на производство и реализацию продукции…………....20

2.3 Резервы снижения себестоимости продукции……………………………….….23

III.Снижение себестоимости продукции как фактор повышения конкурентоспособности продукции……………………………………………..…..28                                                            

Заключение…………………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………………33

 

       

 

Введение

     В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. Каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

     Выпуск  конкурентоспособной продукции  и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

     Конкурентоспособность  продукции  –  это  многоаспектное  понятие, означающее  соответствие  продукции  условиям рынка, конкретным требованиям  потребителей  не  только  по  своим  качественным,  техническим,  экономическим, эстетическим  характеристикам, но и  по иным условиям ее реализации. Особое значение в управлении конкурентоспособностью имеют предпочтения потребителей, их мотивы, ценности, стимулы, влияющие на процесс совершения покупки и выбор товара. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

     Важное  направление повышения конкурентоспособности продукции — совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

      Основная  цель курсовой работы состоит в выявлении путей снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности.

      Поставленная  цель обусловила необходимость решения  ряда взаимосвязанных заданий:

      ● выявить методы повышения конкурентоспособности продукции;

● изучить суть понятия себестоимость продукции;

● выявить возможные пути снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности;

      Следует отметить довольно высокую степень  разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической  и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции.

      Курсовая  работа состоит из введения, основной части и заключения. Первая глава посвящена теоретическим аспектам понятия конкурентоспособности продукции, методам повышения её роста, факторам и критериям. Во второй главе проведен анализ понятия, сущности, значения себестоимости продукции. Третья глава посвящена разработке путей снижения себестоимости продукции как фактору конкурентоспособности. Также в работе представлены библиографический список использованных литературных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Конкурентоспособность продукции

1.1 Понятие конкурентоспособности 

      Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара. Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. [9,с.16]

      И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению  конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем  обслуживание на высшем уровне создает  большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

      Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных  составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

      Указанные составляющие конкурентоспособности  являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться  как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

      По  существу, основа современной "философии  успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной  продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

      Финансовые  результаты свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

      Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара". Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образованной фирмы. И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то она вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный процесс в развитых странах. Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке. [9,с.19]

1.2 Факторы, критерии  и показатели конкурентоспособности  продукции

      Прежде  всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий [9 с.17],это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.

    В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера вот некоторые из них:

Внешние факторы:

  1. Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  2. Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  3. Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  5. Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
  9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);

Внутренние  факторы:

  1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
  2. Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
  3. Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
  4. Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);

Информация о работе Выявление резервов снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности