Выявление резервов снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в выявлении путей снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

● выявить методы повышения конкурентоспособности продукции;

● изучить суть понятия себестоимость продукции;

● выявить возможные пути снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..............3

I.Конкурентоспособность продукции

1.1 Понятие конкурентоспособности…………………………….…………………..5

1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции……..…7

1.3 Методы расчета конкурентоспособности продукции…………………………..11

II.Себестоимость продукции

2.1 Понятие, сущность и значение себестоимости продукции………………….…16

2.2 Классификация затрат на производство и реализацию продукции…………....20

2.3 Резервы снижения себестоимости продукции……………………………….….23

III.Снижение себестоимости продукции как фактор повышения конкурентоспособности продукции……………………………………………..…..28

Заключение…………………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

экономика организации.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) находится из выражения: [14,с.58]

Iэп = ЦПi / ЦПб,

где ЦПi, ЦПб – цена потребления соответственно сравниваемого и базового образцов. Если Iэп < 1, то сравниваемый образец более конкурентоспособный по сравнению с базовым по экономическим параметрам, Iэп > 1 – наоборот; Iэп = 1 – изделия равнозначны. Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

Ки = Iтп / Iэп,

где Iтп – сводный индекс по техническим  параметрам; Iэп – сводный индекс по экономическим параметрам.Данный метод более предпочтительный по сравнению с предыдущим, так как  позволяет учитывать, насколько  хороши сравниваемые изделия в эксплуатации. [14,с.64]

II. Себестоимость продукции

2.1 Понятие, сущность  и значение себестоимости  продукции

      Выпуск  продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.

     Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления. [11,с.298]

      Себестоимость - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции).[1,с.20]. В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

     Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения себестоимости как экономико-правовой категории.

     Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость. [13,с.215]

     Конкретный  состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и  обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).

     В соответствии с п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 №661 (Положение о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

     Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд важнейших  функций:

     • учет и контроль, всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

     • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

     • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

     • определение оптимальных размеров предприятия;

     • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др. [5,с.13]

     Предприятие в процессе своей деятельности совершает  материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

     Необходимо  различать общую себестоимость всей произведенной продукции – общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава; индивидуальную себестоимость – затраты на производство только одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится); и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

     В зависимости от объема включаемых в  себестоимость затрат различают себестоимость операционную, цеховую, производственную и полную.

     Операционная (технологическая, агрегатная) отражает затраты на выполнение данной технологической операции.

     Цеховая себестоимость включает затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы. Цеховая себестоимость является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета.

     Производственная  себестоимость (себестоимость готовой продукции) охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

     Полная  себестоимость (себестоимость реализованной (отгруженной) продукции) включает все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов (коммерческие затраты – затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу) и исчисляется только по товарной продукции. Следует иметь в виду, что эти расходы зависят от объема отгруженной продукции и являются переменными. [7,с.41]

     Её  реальное определение на предприятии  необходимо для:

  • маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
  • определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • ценообразования;
  • правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.

2.2 Классификация затрат  на производство  и реализацию продукции

      Существует  обширная классификация затрат. Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий организации внутрихозяйственного расчета. Непосредственное управление и контроль за хозрасчетной деятельностью этих подразделений осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения и центрам ответственности. По экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяются на основные и накладные. [12,с.12]

      Основными называются затраты, непосредственно  связанные с технологическим процессом производства: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.

      Накладные расходы образуются в связи с  организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из комплексных общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями.

По способу  включения в себестоимость продукции  затраты подразделяются на прямые и  косвенные. [12,с.25]

      Прямые  затраты связаны с производством  определенного вида продукции и  могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и  непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.

      Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты  по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость  конкретных изделий с помощью  специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых, а накладные – косвенных, но они не являются тождественными. Группировка затрат на прямые и косвенные необходима при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство.

На практике затраты предприятия традиционно  группируются и учитываются по составу  и видам, местам возникновения и носителям.

      По  составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.

      Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента,- материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты  независимо от их места возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.

      Комплексными  называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские  расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

Установлен  единый для всех предприятий перечень экономически однородных элементов  затрат:

-материальные затраты;

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

 -амортизация основных фондов;

 -прочие затраты.

    Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить  на отдельные составляющие. Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме затрат. Она позволяет определять и анализировать структуру текущих издержек производства и обращения. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того  или иного элемента в общей сумме затрат. Группировка затрат по экономическим элементам представляет собой величину текущих издержек производства или обращения, произведенных организацией за данный отчетный период независимо от того, закончено ли изготовление продукта, выполнена ли работа. Значимость данной классификации возрастает по мере создания предпосылок для разделения учетной системы предприятий на финансовую (бухгалтерскую) и внутреннюю (производственную, управленческую) подсистемы. [12,с.29]

      Для исчисления себестоимости отдельных  видов продукции производственные предприятия используют группировку  затрат по статьям калькуляции.

<

Информация о работе Выявление резервов снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности