Выявление резервов снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в выявлении путей снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

● выявить методы повышения конкурентоспособности продукции;

● изучить суть понятия себестоимость продукции;

● выявить возможные пути снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..............3

I.Конкурентоспособность продукции

1.1 Понятие конкурентоспособности…………………………….…………………..5

1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции……..…7

1.3 Методы расчета конкурентоспособности продукции…………………………..11

II.Себестоимость продукции

2.1 Понятие, сущность и значение себестоимости продукции………………….…16

2.2 Классификация затрат на производство и реализацию продукции…………....20

2.3 Резервы снижения себестоимости продукции……………………………….….23

III.Снижение себестоимости продукции как фактор повышения конкурентоспособности продукции……………………………………………..…..28

Заключение…………………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

экономика организации.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

      Необходимо  отметить, что во всех приведенных  классификациях факторов конкурентоспособности  продукции можно выделить одну общую  особенность, а именно: их деление  на внешние и внутренние.

      В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.

      Всякий  товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности  к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью критериев, существенных с точки зрения потребителя. Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т. д.) [10,с.21]

Виды  показателей качества товара:

1. Показатели назначения товара, характеризуют его отдачу, использование на конкретные цели.

2. Показатели надежности товара, отражают сохраняемость свойств и долговечность товара.

3. Показатели экологичности и безопасности применения товара оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду.

4. Показатели транспортабельности товара, обусловленные его габаритными и весовыми параметрами.

5. Показатели эргономичности товара используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям.

6. Показатели технологичности товара характеризуют уровень соответствия требованиям существующей технологии и организации производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта.

7. Показатели эстетичности товара оценивают влияние на чувственное восприятие человеком изделия в целом, а также его внешнего вида.

8. Показатели стандартизации и унификации используются для оценки уровня конструктивной унификации, как самого товара, так и его отдельных элементов.

9. Патентно-правовые показатели товара используются для оценки его патентной защиты и патентной чистоты. [10,с.20]

При этом качественные показатели можно разделить  на две категории параметров: «жесткие»  и «мягкие».

      «Жесткие» параметры описывают важнейшие  функции товара и связанные с  ним основные характеристики, изменение, и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности. Для сельскохозяйственной продукции это могут быть параметры безопасности, сохранности, вкусовые параметры. Особую группу «жестких» параметров составляют параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т. д., при чем для товаропроизводителя этот аспект чрезвычайно важен, так как, прежде всего, необходимо оценит принципиальную возможность реализации производимого товара на рассматриваемом рынке с позиции соответствия характеристик товара нормативным параметрам, регламентируемым нормативными стандартами и нормами. Если не все параметры производимого изделия соответствуют регламентированным требованиям покупателя, то это свидетельствует о его не конкурентоспособности.

      «Мягкие»  параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т. д.). В настоящее время, когда  рынок заполнен разнообразными товарами, в том числе со схожими «жесткими» параметрами, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Причем данная тенденция проявляется не только на рынках массового спроса, но и для товаров производственного назначения. Для сопоставления величины различных показателей, характеризующих конкурентоспособность товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.). При этом по совокупности критериев самый высокий уровень конкурентоспособности товар имеет на этапе роста и зрелости.

1.3 Методы расчета  конкурентоспособности  продукции

      Конкурентоспособность товара определяется как отношение  полезного эффекта к совокупным затратам[14,с.13]:

      

      Исходя  из этого сводный показатель конкурентоспособности  рассчитывается по формуле:

      

      Расчету сводного показателя предшествует расчет двух частных параметрических индексов: индекса конкурентоспособности  по техническим параметрам и индекса конкурентоспособности по экономическим параметрам. Оба этих показателя рассчитываются путем соотнесения характеристик рассматриваемого товара и товара-эталона:

      

      где Ai - значения технических параметров рассматриваемого изделия; Ai этал - значения технических параметров товара-эталона; d i - удельный вес (коэффициент значимости) параметра; Цизд - цена рассматриваемого изделия; Рэк.и зд - расходы по эксплуатации рассматриваемого изделия.

      В случае отсутствия данных о том, какая  модель товара признана потребителем эталоном, расчеты конкурентоспособности по техническим параметрам производятся по каждому товару в отдельности из всей изучаемой совокупности изделий по формуле, записанной в числителе. На основании результатов расчетов в качестве товара-эталона выбирается тот, у которого показатель максимальный. Затем производится сравнение остальных товаров с выбранным товаром-эталоном по техническим и экономическим параметрам и определяются сводные показатели конкурентоспособности.

      Если Jконк > 1, сравниваемый товар более конкурентоспособен, чем эталон; Jконк < 1, сравниваемый товар менее конкурентоспособен, чем эталон; Jконк = 1, сравниваемый товар и эталон одинаково конкурентоспособны .Качество является главным фактором конкурентоспособности товара. Низкокачественный товар обладает низкой конкурентоспособностью.

      Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно  через показатель конкурентоспособности. Известно несколько способов определения  конкурентоспособности.

      Первый  способ. Критерием для вычисления конкурентоспособности техники считается цена потребления этого товара: [14,с.25]

      Цп = Цпр + Ип ,

где Цп – цена потребления; Цпр – цена приобретения новой техники; Ип –  издержки у потребителя, связанные  с использованием новой техники  за весь нормативный срок ее службы.

      Для покупателя все расходы делятся  на две категории. Во-первых, постоянные затраты, которые осуществляются единовременно  и в дальнейшем не изменяют своей  величины, т.е. покупная цена изделия, расходы  на установку, монтаж и пр. Во-вторых, переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

      На  основе этих противоположных тенденций  формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает  своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный  уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

      С выработкой данного ресурса потребитель  должен прекратить пользоваться изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.-е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амор­тизационного списания. Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь, как этот товар проявит себя при эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность. Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид. Технические параметры при таком методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления).

      Второй  способ. При определении конкурентоспособнос-ш  товара учитываются два критерия: цена реализации товара и уровень  его качества.

Явно  более конкурентоспособным считается  тот товар, у которого цена минимальная, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-конкурентом. При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным принимается тот, у которого ниже цена реализации.

      Третий  способ. Основан на сопоставлении  товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены. Вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле:

КП = Кпэ ∙КПт ∙ КПн,

где КП – комплексный показатель уровня качества товара; Кпэ – комплексный  показатель эстетико-эргономического уровня; КПт – комплексный показатель технического уровня; КПн – комплексный показатель надежности.

Далее исчисляются показатели конкурентоспособности  сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения: [14,с.43]

ПКi = КП / Цi; ПКб = КПб / Цб

где ПКi ПКб – показатель конкурентоспособности  сравниваемого образца и товара-эталона; КП, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца  и товара-эталона; Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если  ПКi > ПКб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если ПКi < ПКб – менее конкурентоспособным; ПКi = ПКб – конкурентоспособность  одинакова.

      Наиболее  наглядное представление дает относительный  показатель конкурентоспособности (ОПк):

ОПк = ПКi / ПКб,

Если  ОПк > 1, то показатель конкурентоспособности  рассматриваемого образца превышает  или равен показателю конкурентоспособности  базового.

Недостаток  данного метода заключается в  том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.

      Четвертый способ. Уровень конкурентоспособности  определяется из сопоставления как  технических, так и экономических  параметров. Из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе выявляются сводные параметрические индексы (IТП) по каждому сравниваемому изделию: [14,с.56]

      IТП = ∑ Ii ∙ аi,

      где Ii – индивидуальный индекс i-го технического параметра, аi – вес i-го параметра. Создание весовой базы технических параметров – наиболее ответственная и сложная часть всего анализа конкурентоспособности. Основным источником данных для построения весовой базы служат рыночные исследования – спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей. Сопоставление сводных технических параметров по каждому изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение IТП – максимальное.

Информация о работе Выявление резервов снижения себестоимости продукции с целью повышения её конкурентоспособности