Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:42, курсовая работа
В данной работе рассмотрены цена, как экономическая категория, ее виды и основные функции, состав цены по элементам, а также процесс обоснования цены компанией. На примере туристической компании ООО «Подевюс» отражены внешние и внутренние факторы, влияющие на определение и динамику цен.
Введение 3
Глава 1 Определение цены, ее виды, функции и экономическое обоснование……………..4
1.1 Сущность и функции цены 4
1.2 Виды цен. Состав цены по элементам 6
1.3 Обоснование цены на предприятии 10
Глава 2 Анализ внутренних факторов, влияющих на уровень и динамику цен туристической компании ООО «Подевюс» 12
2.1 Рыночная стратегия и тактика фирмы 12
2.2 Специфика производимых продуктов 12
2.3 Специфика жизненного цикла продукта 13
2.4 Особенности продвижения товаров на рынок……………………………………….14
2.5 Емкость рынка и его динамика………………………………………….……............15
2.6 Имидж товаропроизводителя………………………………………………………….16
Глава 3 Анализ внешних факторов, влияющих на уровень и динамику цен туристической компании ООО «Подевюс» 17
3.1 Состояние экономической жизни Республики Беларусь, уровень доходов потребителей 17
3.2 Государственное регулирование цен в Республике Беларусь 19
3.3 Влияние внешних факторов ценообразования на ценовую политику ООО "Подевюс"……………………………..………………………………………………………….22
Заключение 24
Список использованных источников 25
Рис 1. Виды цен по стадиям товародвижения
Отпускная цена предприятия-изготовителя — цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями, за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия при последующей перепродаже.
Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.
Розничная цена — цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.
Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена — отпускную цену оптового предприятия.
По способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны государственных органов управления. Они неизбежны в условиях переходного периода и применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Отдельные виды продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий, и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартирная плата, тарифы на электроэнергию и услуги коммунального хозяйства для населения).
Договорные (свободные) цены устанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Свободные цены используются также на биржах, аукционах, тендерах. Эти цены формируются в первую очередь под воздействием соотношения
спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.
Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются по мере формирования рыночной среды и в зависимости от складывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией в период перехода к рыночной экономике является постоянное увеличение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.
В отечественной практике хозяйствования
широкое распространение
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары). Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары.
В зависимости от сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены. Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса.
Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства, и сбыта, а также в периоды высокой инфляции. Первоначально согласованная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована с учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов. Такие цены применяются с целью страхования продавцов от ценовых рисков.
Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а последней — могут лишь возмещать затраты на производство или их часть. Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам (периодам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг. [1, с.362]
Дифференциация цен может
Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии: планово-расчетные и учетные. Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях, в объединениях в расчетах между цехами и подразделениями, предприятиями. Они являются элементом внутрипроизводственного планирования.
Учетные цены применяются для оценки движения материальных ресурсов, готовой продукции на предприятии. В зависимости от выбранной и оговоренной в приказе предприятия учетной политики в учете товаров могут использоваться покупные или продажные цены, средневзвешенные или последнего приобретения.
Цена любого товара, услуги состоит из ряда обособленных элементов. Она имеет типовой набор составляющих, который определяется условиями простого и расширенного воспроизводств, действующей системой налогообложения. В общем виде цена любого товара или услуги включает издержки производства и обращения, прибыль и косвенные налоги. Розничная цена товара, реализуемого на внутреннем рынке Беларуси в настоящее время, приведена на рис.2. [1, с.364]
Рис 2. Состав розничной цены по элементам
Себестоимость как основной элемент цены представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему сегодня в Беларуси законодательству она включает также целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, экологический, отчисления на социальные нужды, в инновационный фонд и др.). В любой экономике предприятия и предприниматели заинтересованы в том, чтобы в цене были возмещены их затраты.
Прибыль в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление на предприятиях, а также уплаты налогов за счет прибыли (на прибыль, недвижимость, местных).
В тех случаях, когда государственные органы регулируют цены в сторону уменьшения (например на отдельные социально значимые товары или услуги), изготовителю должна выплачиваться дотация, возмещающая часть затрат и обеспечивающая прибыль, необходимую предприятию для расширенного воспроизводства.
Косвенные налоги и неналоговые
платежи устанавливаются
Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфике своих свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами облагаются такие товары, как спирт гидролизный технический, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо, автомобили легковые и микроавтобусы.
Ставки акцизов могут быть установлены твердые (специфические), т.е. в евро или рублях за физическую единицу, или адвалорные (процентные). Если действует твердая ставка в евро, то сумма акциза определяется путем перевода евро по курсу в рубли.
Оптовая и розничная торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они схожи с отпускной ценой предприятия-изготовителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль, а также косвенные налоги, предусмотренные законодательством государства и уплачиваемые торговой организацией. Сумма торговой наценки может определяться на основе установленных или согласованных в процессе переговоров между продавцами и покупателями размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято выражать в процентах к отпускной, а торговую скидку — в процентах к розничной цене.
Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним затрат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если основная станка НДС составляет 20 % , то на социально значимые продукцию, услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги (в силу своей особой социальной значимости, экспортируемые товары) вообще освобождаются от уплаты налога.
Налоги на продажу в розничной торговой сети дано право устанавливать местным Советам депутатов на своей территории. Такой налог представляет собой часть розничной цены товара.
1.3 Обоснование цены на предприятии
Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Ценообразование на предприятии в условиях рыночных отношений выступает одним из важнейших элементов маркетинга, определяется в тесной увязке с планированием товара и услуг, выявлением запросов потребителей, организацией сбыта, стимулированием продаж. Маркетинговая ценовая политика включает не только обоснование цен на выпускаемую продукцию, предлагаемые услуги, но и подразумевает гибкость цен соответственно меняющейся рыночной ситуации, взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, включает процесс принятия предприятием управленческих решений, имеющих своей целью достижение наибольшей прибыли в рамках сложившейся рыночной конъюнктуры. [1, с.366]
Цена должна быть установлена таким
образом, чтобы, с одной стороны,
удовлетворить нужды и
Технология обоснования цены на предприятии состоит из нескольких этапов. Она включает изучение рынка, на который поступит товар, выбор цели и задач ценообразования, анализ спроса, расчет издержек, изучение цен конкурентов, выбор метода ценообразования, разработку стратегии и тактики ценообразования, учет психологических факторов при установлении окончательной цены.
Ценовая политика продавца будет, прежде всего, начинаться с изучения рынка и зависеть от типа рынка, на который поступит его товар. Многие закономерности формирования рыночных цен, как уже отмечалось ранее, определяются конкурентной структурой рынка.
После изучения рынка можно перейти к выбору целей и задач ценообразования. Они вытекают непосредственно из анализа рынка, положения на нем предприятия и общих его целей. Исходя из них, в дальнейшем разрабатываются стратегия и тактика ценообразования в долгосрочном и краткосрочном периодах.
Предприятие может преследовать одну
или несколько целей
Долгосрочные цели, основанные на сбыте, предполагают решение задач по максимизации объема продукции предприятия, завоеванию большей доли рынка. Это позволяет относительно снижать издержки производства в части условно-постоянных расходов и соответственно цену, получать большую совокупную прибыль, т.е. иметь экономию на масштабе.
Часто, особенно в условиях отсутствия политической стабильности в государстве, предприятия преследуют краткосрочные цели, одной из которых является максимизации текущей прибыли. Такую цель ставят и некоторые отечественные предприятия, которые стремятся сегодня любыми средствами, в том числе и за счет установления высоких цен, получить больше прибыли, не заботясь о долгосрочной перспективе.
В условиях жесткой конкуренции на рынке, когда быстро меняются потребности покупателей, нередко возникает проблема выживаемости. Преследуя такую цель, которая относится к разряду краткосрочных, предприятия вынуждены идти на максимальное снижение цен, порой покрывающих только издержки производства продукции. [1, с.367]
На этапе анализа спроса в большинстве случаев определяется верхняя граница цены товара. Поэтому предприятия для качественного проведения такого анализа должны стремиться получить необходимую информацию, проводя экспериментальным путем замеры спроса, соответственно изменяющимся ценам на товар. Конкретные данные о том, как реагирует спрос на изменение цены, дают показатели эластичности.
Анализ эластичности спроса имеет важное практическое значение. Если спрос на товар эластичен, то увеличить объем продаж, а соответственно и прибыль, можно путем уменьшения цены, т.е. используя ценовую конкуренцию. В случае неэластичности спроса достигнуть ту же цель изменением цен невозможно. Для этого лучше активнее использовать рекламу, улучшать качество продукции, обслуживание покупателей, т.е. использовать приемы неценовой конкуренции.
Расчет издержек при производстве товара дает возможность определить его минимальную цену. Любой предприниматель заинтересован в том, чтобы его цена покрывала все затраты предприятия. Вместе с тем в условиях жесткой конкуренции в краткосрочном периоде считается, что производство имеет смысл даже в том случае, если цена возмещает только переменные затраты.
На конкретное значение цены в реальной ситуации оказывают влияние не только затраты и спрос, определяющие ее максимальную и минимальную границы, но и цены конкурентов. Анализ цен конкурентов можно проводить различными методами: опросить покупателей, сделать сравнительные покупки у конкурентов и сопоставить цены и достоинства товаров между собой, изучить прейскуранты конкурентов и т.д. Такое сравнение дает возможность более конкретно сориентироваться при установлении цены между ее верхней и нижней границами.