Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного
этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом
ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная
экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в
хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между
их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной
интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,
обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Введение.....................3
1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4
2. Этапы интеграции.............10
3.Формы экономической интеграции......... 22
Заключение...................40
Список использованной литературы........42
интеграционных процессов, как между отдельными странами, так и группами стран
3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются меры по
постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех
инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.
Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на
препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где
расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные
различия в экономическом и социальном развитии, расстановке внутренних и
внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и личные амбиции
некоторых государственных лидеров. Естественно, характер субрегионального
развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически самой сильной страны
в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что трансформация САДК в
действительно крепкую интеграционную группировку требует определенного
времени.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично
развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет
в своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля
возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе
совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный
союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк
государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников
платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного
сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд
солидарности.
К проблемам развития данной экономической группировки следует отнести разный
уровень экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию
национальных экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность
в ряде стран. Это отнюдь не способствует решению важнейших задач, определенных
в Договоре: свобода движения капиталов (постепенной ликвидацией таможенных
барьеров внутри ЮДЕАК к 2000 г.), налаживание промышленной кооперации,
создание СП и др. В марте 1994 г. члены Союза приняли решение о постепенной
трансформации ЮДЕАК в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход
на более высокий уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много
проблем.
Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и
среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует
Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую
Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман
(«нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации
экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО),
которая, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего
Центрально-азиатского общего рынка, который должен включать и мусульманские
республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.
Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к интеграции,
следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы еще весьма слабы и
различаются между собой по характеру, движущим факторам, темпам развития.
Большинство развивающихся стран практически находятся вне процесса интеграции в
ее подлинном смысле, т.е. процесса постоянно развивающихся непосредственных
межстрановый связей на уровне как отдельных фирм и предприятий, так и
национальных хозяйств в целом. Экономическое сотрудничество развивающихся
стран, провозглашение ими интеграционных целей является лишь подготовительной
ступенью реального интеграционного процесса. Многие из провозглашенных
интеграционных группировок в силу незрелости социально-экономических
отношений, примитивности и структурной недифферинцированности национальных
хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой инфраструктур обрекали эти
формирования либо на откровенное прозябание, либо на полную неудачу.
Интеграционная развития СНГ
Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные
части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение
труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития
производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был
очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах—членах СНГ
в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).
Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции
среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках
оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от
дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области,
где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на
состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и
т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг. усилились стремления к
интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими
основными факторами:
· разделением труда, которое невозможно было изменить
целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще
нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени
соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
· желанием широких масс населения в странах — членах СНГ
поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных
браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового
барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
· технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные тенденции,
определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских
республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою
государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и
соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если
интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая
интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым
органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение
суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые
интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как
попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно
противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая расту финансовую и
политическую зависимость стран — членов СНГ от Запада, это не могло не
препятствовать интеграционным процессам.
Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что
определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже
этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против
участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от
России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и
«войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в
поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ.
Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины,
Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно — со стороны
Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана. Поэтому многие из них
рассматривали СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного развода»,
стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким
образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей
и избежать эксцессов. Задача реального сближения стран отодвигалась на второй
план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное выполнение принятых решений.
Ряд стран пытались использовать механизм интеграционной группировки для
Достижения своих политических задач.
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято
президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием
Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ
присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе
определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в
экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать
контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и
предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения
других стран.
Заключение
Международная экономическая интеграция — характерная особенность
современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным
инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и
повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц
интеграционных группировок.
Между странами — участницами интеграционного объединения, прежде всего
снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда
наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный
Информация о работе Виды и этапы развития международной экономической интеграции