Виды и этапы развития международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного
этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом
ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная
экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в
хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между
их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной
интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,
обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Содержание

Введение.....................3
1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4
2. Этапы интеграции.............10
3.Формы экономической интеграции......... 22
Заключение...................40
Список использованной литературы........42

Работа содержит 1 файл

Международные экономические организации.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

интеграционных  процессов,  как  между отдельными странами, так и  группами стран

3 внутри  Сообщества. В настоящее время  в Сообществе предпринимаются  меры по

постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех

инвестиционного климата, налогового и таможенного  законодательства.

     Интеграционные процессы  на Юге Африки  идут весьма нелегко,  наталкиваясь на

препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе, где

расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются серьезные

различия  в экономическом и социальном развитии, расстановке внутренних и

внешнеполитических  приоритетов, на что  часто накладываются и личные амбиции

некоторых государственных лидеров. Естественно, характер субрегионального

развития  во многом определяется позицией ЮАР, экономически самой сильной  страны

в регионе. Не будет  ошибкой, если сказать, что трансформация  САДК в

действительно крепкую интеграционную группировку требует определенного

времени.

     В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично

развивался  Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет

в своем составе 6 стран. За 30 лет существования  внутрирегиональная торговля

возросла  в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе

совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный

союз  Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк

государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников

платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют  также органы кредитного

сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд

солидарности.

     К проблемам развития  данной экономической  группировки следует отнести разный

уровень экономического развития стран, однородность и слабую диверсификацию

национальных  экономик, неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность

в ряде стран. Это отнюдь не способствует решению  важнейших задач, определенных

в Договоре: свобода  движения капиталов (постепенной ликвидацией таможенных

барьеров  внутри ЮДЕАК к 2000 г.), налаживание промышленной кооперации,

создание  СП и др. В марте 1994 г. члены Союза  приняли решение  о постепенной

трансформации ЮДЕАК в Экономическое  и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход

на  более высокий  уровень интеграции. Впрочем, предстоит  решить еще много

проблем.

     Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному  сотрудничеству отмечается  и

среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует

Совет по сотрудничеству ряда  арабских государств,  включающий Саудовскую

Аравию,  Кувейт,  Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман

(«нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации

экономического  сотрудничества  центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО),

которая, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего

Центрально-азиатского общего рынка, который должен включать и мусульманские

республики  СНГ — среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.

     Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к интеграции,

следует иметь в виду, что  реальные интеграционные процессы еще весьма слабы и

различаются между собой по характеру, движущим факторам, темпам развития.

Большинство развивающихся стран  практически находятся вне процесса интеграции в

ее  подлинном смысле, т.е. процесса постоянно  развивающихся непосредственных

межстрановый  связей на уровне как  отдельных фирм и  предприятий, так  и

национальных  хозяйств в целом. Экономическое сотрудничество развивающихся

стран, провозглашение ими  интеграционных целей  является лишь подготовительной

ступенью реального интеграционного процесса. Многие из провозглашенных

интеграционных  группировок в  силу незрелости социально-экономических

отношений, примитивности и  структурной недифферинцированности национальных

хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой инфраструктур  обрекали эти

формирования  либо на откровенное  прозябание, либо на полную неудачу.

                   Интеграционная  развития  СНГ                  

     Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные

части были очень тесно  связаны друг с  другом, хотя внутрисоюзное  разделение

труда отнюдь не всегда было оправданным с  точки зрения развития

производительных  сил. Разрыв сложившихся  связей в результате распада СССР был

очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения  ВВП в  странах—членах СНГ

в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

     Сразу же после  распада Советского  Союза возникли  интеграционные тенденции

среди бывших советских  республик. На первом этапе они проявлялись в попытках

оградить, хотя бы частично прежнее  единое экономическое  пространство от

дезинтеграционных процессов. Эти попытки  в первую очередь  затрагивали области,

где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на

состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и

т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг. усилились стремления к

интеграции  на новых основах  с учетом возникших  реалий.

     Интеграционные тенденции  на постсоветском  пространстве порождаются  следующими

основными факторами:

·         разделением труда, которое невозможно было изменить

целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще

нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени

соответствовало природно-климатическим  и историческим условиям развития;

·        желанием широких масс населения в странах — членах СНГ

поддерживать  достаточно тесные связи  из-за смешанного населения, смешанных

браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового

барьера, заинтересованности в свободном перемещении  людей и т.п.;

·        технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

     Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные тенденции,

определявшиеся  прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских

республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою

государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и

соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если

интеграционные  меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая

интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым

органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение

суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые

интеграционные  процессы на постсоветском  пространстве и рассматривавший  их как

попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно

противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая расту финансовую и

политическую  зависимость стран  — членов СНГ от Запада, это не могло  не

препятствовать  интеграционным процессам.

     Готовность бывших  советских республик к интеграции была различной, что

определялось  не столько экономическими, сколько политическими и даже

этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против

участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от

России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и

«войти  в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в

поддержании и развитии экономических  связей со странами — членами СНГ.

Сдержанное  отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины,

Грузии, Туркменистана и  Узбекистана, более  положительно — со стороны

Белоруссии, Армении, Киргизии и  Казахстана. Поэтому многие из них

рассматривали СНГ, прежде всего  как механизм «цивилизованного развода»,

стремясь  осуществить его  и укрепить собственную  государственность  таким

образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся  связей

и избежать эксцессов. Задача реального  сближения стран  отодвигалась на второй

план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное выполнение принятых решений.

Ряд стран пытались использовать механизм интеграционной группировки для

Достижения  своих политических задач.

     Решение о создании  Содружества Независимых  Государств (СНГ)  было принято

президентами  России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием

Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к  СНГ

присоединились  все бывшие советские  республики, кроме  прибалтийских. В  Уставе

определены  цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в

экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать

контакты  и сотрудничество между людьми, государственными институтами и

предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для  присоединения

других  стран.

                            Заключение                           

     Международная экономическая интеграция — характерная особенность

современного  этапа мировой  экономики. В конце XX в. она стала мощным

инструментом  ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и

повышении конкурентоспособности  на мировом рынке стран — участниц

интеграционных  группировок.

     Между странами  — участницами  интеграционного  объединения,  прежде  всего

снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда

наряду  с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается  единый таможенный

Информация о работе Виды и этапы развития международной экономической интеграции