Виды и этапы развития международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного
этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом
ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная
экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в
хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между
их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной
интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,
обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Содержание

Введение.....................3
1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4
2. Этапы интеграции.............10
3.Формы экономической интеграции......... 22
Заключение...................40
Список использованной литературы........42

Работа содержит 1 файл

Международные экономические организации.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

     К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской

Америки следует отнести  Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины,

Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1

трлн. долл. ВНП. В нем  сосредоточено 45% населения  этого континента, свыше 50%

совокупного ВВП, 40% прямых иностранных  инвестиций, более 60% совокупного

объема  товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской  Америки.

     Договором о создании  МЕРКОСУР, заключенным  в 1991 г., предусматривалась

отмена  в перспективе  всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле

между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении

третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация

политики  в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи,

согласование  стратегии в валютно-финансовой сфере.

     В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения к

таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного

внешнеторгового оборота будут  полностью освобождены  от любых тарифных барьеров.

Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г. отмену нетарифных

ограничений на подавляющее большинство  товаров (за исключением  торговли

вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными

металлами, предметами культурного национального достояния).

     Для руководства  процессом интеграции  были созданы наднациональные органы

управления: Совет общего рынка  в составе министров  иностранных дел;

исполнительный  орган — Группа общего рынка, функционирующая  постоянно, со

штаб-квартирой  в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе

общего  рынка, в функции, которых входят вопросы  внешней торговли, таможенное

регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая

политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское

хозяйство и энергетика. Итоги  функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют  об

определенных  успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность

становления таможенного союза. Объем внутри блокового  экспорта в 1991-1997 гг.

увеличился  почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств —

участников  итерационной группировки  в третьи страны за этот период возрос

немногим  более, чем на 30%. При  этом доля внутри блокового  экспорта в общем,

объеме  вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.

Расширение  взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР

распространяется  и на иностранные  инвестиции из третьих  стран. Например,

японская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение

автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена

выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих

автомобилей намечено вывозить в  Бразилию в обмен на комплектующие изделия,

производимые  бразильскими предприятиями.

     Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше

тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на основе

соглашения  о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как

ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве между

МЕРКОСУР  и Андской группой, куда помимо Боливии  входят Венесуэла, Колумбия,

Перу, Эквадор. В плане  МЕРКОСУР — создание в недалекой перспективе

южноамериканской  зоны свободной торговли — САФТА, простирающейся от Панамского

канала  до Магелланова пролива.

     Интеграционные процессы  в МЕРКОСУР развиваются  не без трудностей  и

противоречий  между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о

полной  отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально

намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в

установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран.

Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран  — членов

МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых

у себя высокотехнологичных  отраслей промышленности — производства компьютеров

и телекоммуникационного  оборудования. В частности, в середине 90-х гг.

Бразилия  выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами

на  продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого

машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай,

опасающиеся технологической  зависимости от Бразилии и Аргентины, были за

минимальные пошлины.

     Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные.

На  пути дальнейшего  развития странам  — участницам этой группировки предстоит

преодолеть  существующие противоречия, значительную разницу  в экономических

потенциалах, найти оптимальные  сочетания рыночных механизмов с регулирующей

ролью государства в  условиях специфики латиноамериканского региона, еще

недавно находившегося под  властью авторитарных режимов и под  сильным влиянием

корпораций США.

     Из числа других  интеграционных объединений континента можно выделить:

     • Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).

Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию  в

Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям

импульс к «более высокой  степени интеграции»;

     • Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас,

Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной  торговли,

предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении

третьих стран;

     • КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран

Карибского  бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет

ряд единых внешних тарифов.

    Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.   

     С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации

Договора  о поэтапном создании Африканского экономического сообщества

(АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План

постепенного  — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в течение

34 лет. При этом, поскольку главными  элементами АфЭС  являются уже существующие

субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА,

ЮДЕАК, в первые 20 лет  первоочередное внимание планируется уделить  именно им,

их  всемерному укреплению и усилению скоординированность их деятельности.

Создание  АфЭС объективно зависит  от дальнейшего «самочувствия» субрегиональных

африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.

     В Западной Африке  наиболее заметна  некоторая активизация деятельности

Экономического - сообщества западне  африканских государств

(ЭКОВАС), ставящего своей  целью поэтапное  создание общего  рынка в регионе.

ЭКОВАС  создано в 1975 г., в  состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе

18-го  саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу

обновленного  Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с которым

ряд государств этого  субрегионах связывают  надежды на дальнейшую активизацию

сотрудничества  и углубление интеграции, в частности, путем реализации

договоренностей о свободном перемещении  людей и товаров, развитии торговли и

транспортной  сети, создании единого  Парламента и совместного  Трибунала,

введении  к 2006 г. единой валюты. Осуществление планов Сообщества

наталкивается на значительные трудности, обусловленные различием в уровнях

экономического  развития государств, их неодинаковыми подходами к использованию

властных  и рыночных рычагов  для решения экономических, финансовых, торговых и

иных  задач. Повышению  эффективности ЭКОВАС в немалой степени препятствуют

соперничество между франко и  англоязычными странами субрегионах и их более

тесная, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также

внутренние  проблемы в Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств,

«локомотивом» интеграционных процессов  в Западной Африке.

     В ноябре 1993 г.  в г. Кампале  (Уганда) был подписан  Договор   о

преобразовании   Зоны   преференциальной торговли стран Восточной  и Южной

Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА),  в планах

которого  формирование Общего рынка к  2000 г., Валютного союза  — к 2020 г.,

сотрудничество  в  экономической, юридической и  административной сферах. Идея

создания  Общего рынка предусматривала  слияние Сообщества развития Юга Африки

(САДК) и  ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе  1994 г. на саммите   САДК в г.  Габороне

(Ботсвана) было принято решение   о раздельном  существовании двух  организаций —

в южной и восточной  Африке соответственно. Вместе с тем создание Общего рынка в

этом  африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается

значительный  «дифферанс» в  экономическом развитии, не стабильны политическая

обстановка  и валютно-финансовая сфера. 

     Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический

региональный блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации

развития  стран  Юга Африки (САДКК), существовавшей с  1980 г. В настоящее  время

в САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие

сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости

Информация о работе Виды и этапы развития международной экономической интеграции