Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного
этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом
ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная
экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в
хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между
их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной
интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,
обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Введение.....................3
1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4
2. Этапы интеграции.............10
3.Формы экономической интеграции......... 22
Заключение...................40
Список использованной литературы........42
К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской
Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины,
Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1
трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50%
совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного
объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась
отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле
между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении
третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация
политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи,
согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения к
таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного
внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров.
Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г. отмену нетарифных
ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли
вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными
металлами, предметами культурного национального достояния).
Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы
управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;
исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со
штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе
общего рынка, в функции, которых входят вопросы внешней торговли, таможенное
регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая
политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское
хозяйство и энергетика. Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об
определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность
становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг.
увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств —
участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос
немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем,
объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.
Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР
распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например,
японская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение
автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена
выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих
автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия,
производимые бразильскими предприятиями.
Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше
тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на основе
соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как
ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве между
МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла, Колумбия,
Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой перспективе
южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА, простирающейся от Панамского
канала до Магелланова пролива.
Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и
противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о
полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально
намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в
установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран.
Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов
МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых
у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производства компьютеров
и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг.
Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами
на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого
машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай,
опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за
минимальные пошлины.
Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные.
На пути дальнейшего развития странам — участницам этой группировки предстоит
преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических
потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей
ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона, еще
недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием
корпораций США.
Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:
• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).
Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в
Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям
импульс к «более высокой степени интеграции»;
• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас,
Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли,
предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении
третьих стран;
• КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран
Карибского бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет
ряд единых внешних тарифов.
Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации
Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества
(АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План
постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в течение
34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже существующие
субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА,
ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им,
их всемерному укреплению и усилению скоординированность их деятельности.
Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия» субрегиональных
африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.
В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности
Экономического - сообщества западне африканских государств
(ЭКОВАС), ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе.
ЭКОВАС создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе
18-го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу
обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с которым
ряд государств этого субрегионах связывают надежды на дальнейшую активизацию
сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем реализации
договоренностей о свободном перемещении людей и товаров, развитии торговли и
транспортной сети, создании единого Парламента и совместного Трибунала,
введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление планов Сообщества
наталкивается на значительные трудности, обусловленные различием в уровнях
экономического развития государств, их неодинаковыми подходами к использованию
властных и рыночных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и
иных задач. Повышению эффективности ЭКОВАС в немалой степени препятствуют
соперничество между франко и англоязычными странами субрегионах и их более
тесная, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также
внутренние проблемы в Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств,
«локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке.
В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о
преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной
Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах
которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г.,
сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Идея
создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки
(САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне
(Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций —
в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем создание Общего рынка в
этом африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается
значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны политическая
обстановка и валютно-финансовая сфера.
Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический
региональный блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации
развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время
в САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие
сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости
Информация о работе Виды и этапы развития международной экономической интеграции