Виды и этапы развития международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного
этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом
ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная
экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в
хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между
их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной
интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,
обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Содержание

Введение.....................3
1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4
2. Этапы интеграции.............10
3.Формы экономической интеграции......... 22
Заключение...................40
Список использованной литературы........42

Работа содержит 1 файл

Международные экономические организации.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

секторов  экономики. Выбор  их должен осуществляться исходя из того, насколько

это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный

резонанс  после принятия соответствующих  мер, как это отразится  на нуждах и

потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в

качестве  избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей

силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.

Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР:

формирование  общих фондов содействия социальному и региональному развитию,

что подразумевает "поворот" непосредственно  к интересам и  нуждам потребителя,

ориентацию  на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально

ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги

обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации

национальных  законов. При этом особое место отводится введению системы мер,

предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем

самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе

наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,

Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные

группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи,

которые, как свидетельствует  опыт ЕС, предстоит  решать интеграционным

группировкам, потребуют создания и использования соответствующего

инструментария.

     • Строительство  ЕР должно завершиться  созданием подлинно единого

экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для

перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —

экономическому  союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических

разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически

отсутствует опыт для обобщений  и выводов. Как  известно, в Европе ЕР был создан

к началу 1993 г. Сразу  же была поставлена задача создания Экономического и

Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.

     Функционирование  ЭС в настоящее  время в схематичном виде выглядит следующим

образом. Основные направления  политики стран-членов и Союза определяются

совместно в виде решений  Совета Министров  стран-членов, который  также следит за

ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При

несоответствии  экономической политики какой-либо из стран  основным направлениям

ЕС  или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию

ЭС, Совет Министров  принимает необходимые  меры. Так, например, страны-члены

должны  избегать чрезмерного  дефицита государственного бюджета, и за этим

установлен  контроль.

     Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС

предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты

— ЕВРО, создание нового института — Единого  Центрального Банка, который вместе

с Центральными банками  стран-членов образует Единую систему центральных банков

стран, входящих в ЭВС.

     Другим практическим  примером международной  интеграции является

Североамериканская  ассоциация свободной  торговли (НАФТА). Было подписано

Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации

свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать

суть  основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками

документов  Евросоюза, то очевидно главное: демонтируются не только таможенные

барьеры, НАФТА открывает  путь к созданию континентального единого рынка  для

свободного  передвижения товаров, услуг, капитала и  рабочей силы. По подсчетам

специалистов  не исключено, что  уже через 15 лет  произойдет слияние трех

национальных  рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более

375 млн. человек. Следует  вместе с тем  иметь в виду, что  в рамках НАФТА  пока не

созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные

существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.). Не исключено, что в

процессе  сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет

продиктовано необходимостью

     Создание НАФТА  было в большей  мере инициировано решениями политиков, хотя

значение  экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. В

начале 90-х  годов с окончанием "холодной войны"     радикальным     образом

изменилась     военно-политическая и экономическая  ситуация в мире:

исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические  позиции

России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляются

попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран  АТР выйти из-под

американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической

мощи. Материалы последних  лет свидетельствуют о сравнимости суммарных

экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с

аналогичными показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно

долгого периода становления  интеграции  в  начале   90-х   годов  приступил   к

политике  "резкого  форсажа", направленной на углубление и расширение

интеграции. В то же время отмечается стремительный  рост экономической  мощи

Японии  и  ряда  стран  Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятельность

организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества,

просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка,

идут  переговоры о создании Восточно-азиатского экономического сообщества и

т.д. Такая эволюция событий  в мировой экономической  жизни не могла  не

насторожить  США, не заставить его предпринять действенные меры  с тем, чтобы

предупредить  возможные негативные последствия.

     Ведущую роль в  развитии интеграции  на североамериканском пространстве,

безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои

компании  активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего

преимущества  американской экономики  на континенте, беспрекословного лидерства

на  мировых рынках США  не слишком нуждались  в развитии интеграционных процессов

на  своем континенте.

     Отличительными особенностями  НАФТА является  то, что оно распространяется  на

огромную  территорию с населением 370 млн. человек и  очень мощным, особенно

благодаря США, экономическим  потенциалом. Североамериканская интеграция носит

асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности

1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА

заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой —  Мексика,

обладающая  большим экономическим  и демографическим  потенциалом, но все-таки

относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный

и южный партнеры многократно  уступают США.

     Экономика Канады  тесно связана  с экономикой США.  Доля США во  внешнеторговом

обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень

высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС,

доля  Германии во внешнеторговом обороте Франции  составляет менее 20%, а доля

Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в  конце 80-х годов  канадцы пришли к

выводу  о наступлении  сравнительно благоприятных  условий для углубления

интеграционных  процессов с США, имея в виду тот  факт, что эффективность

канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских.

Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была

предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и

добывающей  промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА

позволит  более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить

прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке.

Следует отметить, что в  Канаде насчитывается  много противников  углубления

интеграции  с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком

агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери

национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще

и потому, что пока не созданы сильные  юридические институты, призванные

сопровождать  экономические процессы.

     Большие надежды  связывает с НАФТА  Мексика. Она рассчитывает  резко ускорить

темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться по

уровню  своего развития к  промышленно развитым странам. Были предприняты

решительные меры по либерализации  движения капитала, начался его приток, вырос

объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что

мексиканским  компаниям будет  весьма сложно сдерживать напор северных соседей,

особенно  в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

     В настоящее время  пока трудно оценить эффективность деятельности   НАФТА,

поскольку  прошло   не  столь много времени, однако уже в настоящее  время

просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой

экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе  можно будет

ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать  определенные

организационные структуры  и  отработать механизм сотрудничества.

     Западная Европа  с точки зрения  развития торговых  отношений представляет  собой

кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и

Информация о работе Виды и этапы развития международной экономической интеграции