Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного
этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом
ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная
экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в
хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между
их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной
интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,
обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Введение.....................3
1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4
2. Этапы интеграции.............10
3.Формы экономической интеграции......... 22
Заключение...................40
Список использованной литературы........42
секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько
это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный
резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и
потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в
качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.
Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей
силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.
Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР:
формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию,
что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя,
ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально
ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги
обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации
национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер,
предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем
самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе
наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,
Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные
группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи,
которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным
группировкам, потребуют создания и использования соответствующего
инструментария.
• Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого
экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для
перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —
экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических
разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически
отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан
к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и
Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.
Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим
образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются
совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за
ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При
несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям
ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию
ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены
должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим
установлен контроль.
Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС
предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты
— ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе
с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков
стран, входящих в ЭВС.
Другим практическим примером международной интеграции является
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано
Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации
свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать
суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками
документов Евросоюза, то очевидно главное: демонтируются не только таможенные
барьеры, НАФТА открывает путь к созданию континентального единого рынка для
свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам
специалистов не исключено, что уже через 15 лет произойдет слияние трех
национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более
375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не
созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные
существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.). Не исключено, что в
процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет
продиктовано необходимостью
Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя
значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. В
начале 90-х годов с окончанием "холодной войны" радикальным образом
изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире:
исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические позиции
России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляются
попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под
американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической
мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных
экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с
аналогичными показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно
долгого периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к
политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение
интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи
Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятельность
организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества,
просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка,
идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономического сообщества и
т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не
насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы
предупредить возможные негативные последствия.
Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве,
безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои
компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего
преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства
на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов
на своем континенте.
Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на
огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно
благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит
асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности
1вустороннихторгово-
заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика,
обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки
относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный
и южный партнеры многократно уступают США.
Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом
обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень
высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС,
доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля
Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к
выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления
интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность
канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских.
Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была
предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и
добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА
позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить
прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке.
Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления
интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком
агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери
национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще
и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные
сопровождать экономические процессы.
Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить
темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться по
уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты
решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос
объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что
мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей,
особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.
В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА,
поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время
просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой
экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет
ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные
организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.
Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой
кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и
Информация о работе Виды и этапы развития международной экономической интеграции