Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного
этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом
ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная
экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в
хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между
их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая
интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной
интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так,
обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Введение.....................3
1. Сущность предпосылки и цели интеграционных процессов..................4
2. Этапы интеграции.............10
3.Формы экономической интеграции......... 22
Заключение...................40
Список использованной литературы........42
ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим. Эти решения
уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая
скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения
международные договоренности обретают преференциальное по отношению к
внутренним законодательным актам положение.
Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это,
естественно, внешняя торговля.
При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих
процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.
Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не
всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий
отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу
для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех
из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и
качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства
велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со
своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты.
Следует, однако, отметить, что возникает опасность закрепления иностранных
компаний в промышленных структурах "страны пребывания".
• Следующей ступенью международной экономической интеграции является
таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении
таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В
соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких
таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и
создание единого внешнего таможенного тарифа.
Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются
недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае
предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных
барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю
между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между
странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в
союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не
предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения
различия между понятиями ЗСТ и ТС". Своеобразные правила игры устанавливаются
самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной
внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в
части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более
совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят
серьезные изменения И структуре производства и потребления стран-участниц.
Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным
тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют
товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в
свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и
производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС
производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных
преимуществ".
Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах
ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа,
существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже.
Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится отказываться от более
дешевого внешнего источника снабжения в пользу внутрисоюзных ресурсов, более
дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений,
например, из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к
интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы
уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков
технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки
ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать
дополнительные резервы и т.д.
Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф
стран-участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их
внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для
усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если необходимо
"подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной
продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа определенным
образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает,
что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие
внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста
цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками
импортных товаров в рамках ТС. Большое значение для ТС имеет наличие в составе
союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически
решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами.
"Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для
привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное
воздействие на экономический рост. Функционирование ТС требует изменений в
подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше,
деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих
органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.
Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению
координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию
многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима
координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что
ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности.
В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только
таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних
рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании
наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать,
контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.
Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого.
Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не
предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра
производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на
этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.
Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне,
обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в
валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на
первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего
фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки,
страховые компании играют второстепенную роль.
Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной
политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность,
отдельные отрасли энергетики и др.
• Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок
(ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в
Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические
выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед
других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие
этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.
Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими
факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение будет верно и для
последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не
только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных
препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах,
законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании
ТС, например, в Европе, не предвиделось возникновения подобных трудностей. В
период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д.
Эксперты подчеркивают, что создание "действительно единого" внутреннего рынка
требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся
многих сфер деятельности.
Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма
сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха
необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление
наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7
обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако
именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами
и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим
странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно.
Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и
Информация о работе Виды и этапы развития международной экономической интеграции