Теоретические основы конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;
-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 110.72 Кб (Скачать)

     - выводы и предложения.

     Факторный анализ результата финансово-хозяйственной  деятельности проводится в следующей  последовательности:

     1. Оценка изменения устойчивости  финансового состояния.

     2. Оценка степени влияния на  финансовую устойчивость изменения  величины внеоборотных активов, материальных оборотных средства и собственного капитала.

     3. Оценка степени влияния на  финансовую устойчивость использования  ресурсов.

     4. Оценка степени влияния на  финансовую устойчивость полученного  в отчетном периоде дохода.

     5. Оценка степени влияния на  финансовую устойчивость расхода  отчетного периода.

     6. Оценка степени влияния на  финансовую устойчивость эффективности  деятельности предприятия.

     Устойчивость  финансового состояния определяется отношением величины собственного капитала к сумме внеоборотных активов и материальных оборотных средств. В оценке устойчивости финансового положения «участвует» только часть экономического потенциала, при этом определенной степени устойчивости соответствует платежеспособность предприятия, что следует из балансового равенства.

     Инвестиции  собственного капитала прежде всего осуществляются во внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые и нефинансовые вложений). Оставшийся после инвестиций собственный капитал авансируется в материальные оборотные средства. Наличие внеоборотных и материальных оборотных активов должно быть обосновано. В свою очередь, потребность в собственном капитале должна обеспечиваться в основном за счет эффективного использования имеющихся на предприятии активов. Таким образом, определяется модель финансовой устойчивости.

     Оценка  финансового состояния хозяйствующего субъекта по такому синтетическому показателю, как коэффициент обеспеченности активов собственным капиталом, позволяет рассматривать финансовое состояние организации как результат  финансово-хозяйственной деятельности.

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

      3.1 Определение конкурентоспособности  (предприятия) организации

         Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

      Предприятия, имеющие более низкие издержки производства, получают большую величину прибыли, что позволяет расширить масштабы производства, повысить его технический  уровень, экономическую эффективность  и качество продукции, а также  совершенствовать систему сбыта. В  результате конкурентоспособность  предприятия и выпускаемой им продукции повышается, что способствует увеличению ее доли на фоне других предприятий, не имеющих таких финансовых и  технических возможностей.

      Важное  значение имеет анализ издержек обращения, производимый путем отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.

      Анализ  эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

      Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности  предприятия, можно свести к следующим:

- обеспечение  технико-экономических и качественных  показателей, создающих приоритетность  продукции предприятия на рынке;

- изменение  качества изделия и его технико-экономических  потенциалов с целью учета  требований потребителя и его  конкретных запросов, повышение  внимания к надежности продукции;

- выявление  и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

- выявление  преимуществ и недостатков товаров  – аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование  этих результатов на своем  предприятии;

- изучение  мероприятий конкурентов по совершенствованию  аналогичных товаров, с которыми  они выступают на рынке, и  разработка мер, дающих преимущества  по сравнению с конкурентами;

- определение  возможных модификаций продукта  путем повышения качественных  характеристик, например, таких как  долговечность, надежность, экономичность  в эксплуатации, улучшение внешнего  оформления;

- выявление  и использование ценовых факторов  повышения конкурентоспособности  продукции, в том числе, применяемых  предприятиями- конкурентами;

- нахождение  и использование возможных приоритетных  сфер применения продукции, в  особенности новой продукции;

- приспособление  продукции к работе в различных  условиях;

- дифференциация  продукции, обеспечивающая относительно  устойчивое предпочтение покупателей,  отдаваемое определенным видам  взаимозаменяемых товаров; значение  ценовой  конкуренции в этих  условиях снижается, поскольку  покупатели руководствуются сложившимися  предпочтениями в отношении качества  продукции, особенностей ее эксплуатации, репутации предприятия- производителя и другого;

- воздействие  непосредственно на потребителя  путем искусственного ограничения  поступления на рынок новых  и более прогрессивных товаров,  проведение активной рекламной  деятельности, предоставление денежного  или товарного кредита, в частности,  путем рассрочки платежа.

      Таким образом, оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке  или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности  предприятия и мероприятия, которые  предприятие должно предпринять  для обеспечения конкурентных позиций  на конкретном рынке.

      Такая оценка должна содержать следующие  показатели: потребность в капиталовложениях  фактических и на перспективу, как  в целом, так и по отдельным  видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной  продукции, ее объемы и стоимость; набор  рынков или их сегментов для каждого  продукта; потребность  в средствах  на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приемов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии  у покупателей, выпуск высококачественной и надежной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных  разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

      В современных условиях конкурентоспособность  на рынке является главным критерием  эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

      В настоящее время отсутствует  общепринятая методика оценки конкурентоспособности  предприятия. Вообще, в теоретическом  плане проблема достижения конкурентоспособности  различных  объектов в условиях Белоруской экономики находится в настоящее время почти на нулевом уровне.

      Методика  оценки конкурентоспособности предприятия  заключается в следующем:

- уровень  конкурентоспособности считать  как средневзвешенную величину  по показателям конкурентоспособности  конкретных товаров на конкретных  рынках;

- отдельно  производить анализ эффективности  инновационных проектов эффективности  деятельности предприятия, исходя  из конкурентоспособности конкретных  товаров на конкурентных рынках;

- отдельно  считать показатель устойчивости  функционирования предприятия;

- прогнозировать  перечисленное, при комплексных показателях, минимум на 5 лет.

      Конкурентоспособность предприятия можно определять в  статистике и динамике. В статистике она определяется с учетом весомости  товаров и рынков, на которых они  реализуются (формула 3.1): 

,                                              (3.1) 

  где - конкурентоспособность предприятия;

      - удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, i=1,2,…,n;

      - показатель значимости рынка,  на котором представлен товар  организации. (Для промышленно развитых  стран значимость рынка предлагается  брать равной 1,0; для остальных стран-0,7; для внутреннего рынка- 0,5);

      - конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

      Удельный  вес конкретного товара организации  в объеме продаж за анализируемый  период можно определить, используя  формулу 3.2 

,                                                                  (3.2) 

      где - удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, i=1,2,…,n;

           - объем продаж i-го товара, тыс.руб.

           - общий объем реализации товаров  в организации, тыс. руб.

      Конкурентоспособность любого товара может быть  определена только в результате сравнения, и  поэтому является относительным  показателем. Она представляет собой  характеристику товара, отражающую его  отличие от товара – конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.

      Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя  по приобретению, потреблению и утилизации продукции.

      Для определения конкурентоспособности  товара Р.А. Фатхутдновым разработано четыре основные методики:

  1. Методика оценки конкурентоспособности однопараметрических машин и оборудования (для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта, необходима качественная информация, характеризующая: 1) полезный эффект данного объекта и конкурирующих объектов за нормативный срок их службы; 2) совокупные затраты за жизненный цикл объектов.)
  2. Методика оценки конкурентоспособности товара по системе 11111-55555 (конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору).
  3. Экспертная оценка конкурентоспособности товара (услуги) (Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов, численностью не менее пяти человек).
  4. Методика анализа конкурентоспособности товара по многоугольнику и экспертному методу.
 
 

      3.2 Повышение качества выпускаемой  продукции 

     Конкурентоспособность предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством.

     Низкое  качество продукции может оказаться  причиной отказа покупателя от приобретения товара, понижения финансовой устойчивости предприятия и, как следствие, банкротства  предприятия. Предприятия последовательно  применяют различную тактику  управления качеством, или, как его  чаще называют, контролем качества.

      По  мере увеличения масштабов производства и удовлетворения покупательского  спроса населения требования к качественным параметрам молочной продукции постоянно  повышаются. Сегодня во всем мире больше внимания стало уделяться вопросам здорового образа жизни – проблема качества и безопасности продуктов  питания встала со всей актуальностью.

Информация о работе Теоретические основы конкурентоспособности