Теоретические основы конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;
-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 110.72 Кб (Скачать)

      Для каждого товара необходимо оценить  его уровень конкурентоспособности  для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику.

      Оценка  конкурентоспособности включает в  себя следующие этапы:

- анализ  рынка и выбор наиболее конкурентоспособного  товара;

- определение  сравнительных параметров образцов  товара;

- расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  оцениваемого товара.

      Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию.

      В отличие от конкурентоспособности  товара, которая может измениться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность  предприятия достигается в течение  длительного периода.

      В связи с этим следует отметить тот факт, что сельскохозяйственное предприятие в силу специфики  аграрного рынка функционирует  в условиях совершенной (чистой) конкуренции. Это означает, что на таком рынке  действует большое количество предприятий, производящих, распределяющих и продающих  однородную (стандартизированную) продукцию, которая не отличается по своим химико-биологическим и физическим параметрам, органолептическим признакам. Рынок чистой конкуренции дает возможность новым производителям таких товаров относительно легко войти в данную сферу рынка.

      На  конкурентном рынке отдельные предприятия  не могут осуществлять должный контроль над ценой продукции. Это существенная особенность сельскохозяйственных товарных рынков. Объясняется этот факт тем, что в силу многочисленности аграрных предприятий, отдельные предприятия  производят весьма незначительную часть  продукта от общего его объема по данному  товарному рынку. Предприятие вынуждено  продавать товар по средней цене, сложившейся на данный момент в целом  по рынку.

      Рыночная  конкуренция базируется на полной самостоятельности  предприятий, имеющих определенные средства для производства качественной, отвечающей требованиям рынка, продукции, что обеспечивает спрос на нее. Помимо этого конкуренция создает предпосылки  к повышению заинтересованности предприятий в выпуске такого товара, который обеспечивал бы получение  прибыли, достаточной для воспроизводства  производственного процесса. Наряду с этим конкуренция требует функционирования стабильной кредитно-финансовой системы, способной обеспечивать деятельность большого числа производителей материальных благ.

      В современных условиях конкурентной борьбы придание аграрному предприятию  конкурентной устойчивости на рынке  за счет предложенных направлений является актуальной проблемой как в краткосрочном периоде, так и в перспективе.

      Конкурентной  устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем  больше разрыв между организацией управления предприятием и техническим уровнем  производства, тем быстрее оно  теряет свою конкурентоспособность.

Производство  и реализация конкурентоспособных  товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной  продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

      Применение  интенсивных технологий, высокий  уровень механизации – это  необходимые условия для получения  дохода от произведенной продукции.

      В сельском хозяйстве эффективное  использование производственных ресурсов, и особенно земли, возможно лишь на основе сочетания отраслей. Эту особенность  необходимо учитывать и в условиях рынка при выборе наиболее экономически выгодных видов производства. Поэтому  конкурентоспособность сельскохозяйственного  производства целесообразно оценивать  в целом, что позволяет сочетать экономический интерес собственника с производственными особенностями  сельскохозяйственного производства.

      Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование  прогрессивной технологии, современных  методов менеджмента, своевременное  обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности  и ритмичности процессов.

      Для того чтобы производить товар  на уровне мировых стандартов, необходимы новые технологии и современное  оборудование. Это требует значительных инвестиций, способных обеспечить не только высокое качество российских товаров, но и создать новые рабочие  места.

      Процесс формирования конкурентоспособности  представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

      Обеспечение конкурентоспособности предприятия  достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования  факторов, воздействующих на эффективность  и конкурентоспособность производства.

      К основным принципам конкурентоспособности  предприятия относятся:

- принципы  превосходства качества товара  на рынке;

- принципы  преобладания товара на рынке;

- принципы  минимизации издержек труда и  материально-денежных средств на  единицу товарной продукции;

- принцип  экономической выгоды.

      Основными рыночными факторами, способствующими  повышению конкурентоспособности  отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являются:

1) создание  инфраструктуры рынка;

2) сокращение  количества посредников в системе  реализации продукции и переход  преимущественно на кооперативные  формы организации торгово-закупочной  деятельности;

3) увеличение  вложений в сферу переработки  продукции в целях расширения  ее ассортимента и качества, позволяющих  удовлетворять спрос потребителей.

      Оценка  конкурентоспособной продукции  отражает соответствующие функциональные задачи: изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), определение набора потребительских  и экономических показателей  конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), выбор  базы для сравнения конкурентов  (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального показателя конкурентоспособности).

      В аграрном секторе производства предприятие  должно четко определить стратегию  своего конкурентного поведения  на соответствующем товарном рынке. Для этого предприятие должно найти свое конкурентное преимущество, что создаст для него определенное превосходство по сравнению с  предприятиями-конкурентами.

      Известно, что конкурентное преимущество предприятия  может быть внешним, если оно основано на особых, отличительных качествах  товара. Особые свойства товара позволяют  предприятию воздействовать на рынок, продав этот товар по более высокой  цене. За счет качественных параметров товара цена будет выше, чем у  конкурента, который не обеспечил  получение товара соответствующего отличительного качества. Однако стратегия, обусловленная внешними конкурентными  преимуществами, носит для аграрного  предприятия ограниченный характер, и большого влияния на формирование цены не оказывает в силу объективных  предпосылок, изложенных выше.

      Для сельскохозяйственного предприятия  стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе, – наиболее предпочтительна, ибо она основана на доминировании  на рынке по издержкам производства. При такой стратегии преимущество предприятия будет проявляться  в меньшей себестоимости продукта, чем у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество позволяет добиться более  высокой эффективности производства, обеспечивающей предприятию большую  рентабельность и более надежную устойчивость при снижении цен реализации товара, диктуемых рынком.

      Процесс формирования конкурентоспособности  представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в  соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

      В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.

      Суть  первого – более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать  по ценам более низким, чем конкуренты.

      Второй  тип конкурентоспособности основывается на удовлетворении особых потребностей покупателя, его запросов за премиальную  цену. Применительно к аграрному  предприятию это, прежде всего, означает производство продукции особо высокого качества, ее сортировку, упаковку, поставку в удобное для покупателя время  и в особом виде и т.д.

      Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов  хозяйствования на рынке товаров  и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными  и используемыми ресурсами.

      Конкурентная устойчивость предприятия будет зависеть от объема и ассортимента производимой продукции, размера и издержек производства этой продукции и цены товара. Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, следовательно, должен быть осуществлен по следующим показателям:

- объем  производства продукции;

- стоимость  валовой продукции;

- валовые  издержки производства;

- совокупный  экономически чистый доход (прибыль  или убыток).

      Максимизация  прибыли при оптимизации объемов  производства продукции и издержек – это тот критерий конкурентоспособности  аграрного предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции, когда цена за товар остается неизменной и зависит только от конъюнктуры рынка.

      В долгосрочной перспективе интерес  аграрного предприятия должен сосредоточиться  на устойчивости его функционирования. Для этого необходимо производить  мониторинг показателей эффективности  работы предприятия, которые в определенной мере служат индикаторами конкурентоспособности  предприятия в будущем. 

      1.3 Сравнительный анализ методов  оценки конкурентоспособности предприятия 

      Существует  немало методов определения конкурентоспособности  организаций, однако единой концепции, позволяющей охватить все аспекты  конкурентоспособности, пока еще нет.

      Рассмотрим  наиболее известные методики оценки конкурентоспособности предприятия. П. Бакли, Л. Кристофер и К. Прескотт в основе своего способа измерения конкурентоспособности видели:

- результат  деятельности, который оценивается  показателями следующих величин:  прибыли, рентабельности. доли рынка, баланса торговли, а также значение показателя сравнительного преимущества RCA (Revealed  Comparative Advantage);

- конкурентный  потенциал, определение которого  дает возможность выявить наличие  дешевых сырьевых ресурсов, современных  технологий;

- конкурентный  процесс, оценка которого дает  возможность конкурентный потенциал  перевести в конкурентные достижения.

      М. Портер определяет конкурентоспособность  предприятия как способность  успешно оперировать  на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособной продукции  и услуг. На основе выделенных им факторов и преимуществ проводиться анализ сильных и  слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз, который объединяет SWOT-анализ. [9,с 124.]

      Развивая  и совершенствуя модель М. Портера, американская ассоциация управления (АМА) на основе SWOT-анализа разработала более систематизированную модель сравнительного анализа. С ее помощью можно оценить сильные и слабые стороны конкурентоспособности, которая оценивается по шести блокам: финансы, производство, организация, управление, кадровый состав, технология.

Информация о работе Теоретические основы конкурентоспособности