Теоретические основы конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;
-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 110.72 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время термин «конкурентоспособность»  стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

      За  рубежом проблематика конкурентоспособности  занимает одно из центральных мест в экономическом анализе различных  видов хозяйственной деятельности различных субъектов. Прежде всего, это связано с объективным ростом международной и внутренней конкуренции в течение нескольких последних десятилетий.

      Фундаментальные изменения структуры мирового рынка, связанные с переходом группы стран от плановой к рыночной экономике, привели к драматичным последствиям в первую очередь для стран бывшего Советского Союза. Отсутствие последовательных шагов по реформированию внутреннего рынка привело к свертыванию национального производства и сокращению экспорта и как следствие потере сфер влияния этих стран на международных рынках.

      Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной  продукции во всем мире рассматриваются  как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного  развития страны и ее национальный престиж.

      В настоящее время в условиях либерализации  торговли, все более ощутимой для Беларуси (в связи с интенсификацией переговорного процесса о присоединении страны к ВТО), сдерживание «нежелательной» импортной экспансии будет ограничено принятыми международными правилами.

        Поэтому тема конкурентоспособности  отечественной продукции приобретает  особую актуальность.

      Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции.

      Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     -раскрыть сущность конкурентоспособности  товаров; 

   -показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

     -изучить методы оценки конкурентоспособности  продукции;

     -дать характеристику предприятия,  указать перспективы в области качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

      1.1  Понятие конкуренции и конкурентоспособности. 

      В условиях постоянно меняющегося  состояния маркетинговой среды  предпринимательские структуры  оказываются в сфере конкуренции.

      Конкуренция- соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [15]

      Конкуренция выступает также инструментом в  устранении и предотвращении монополий.

      Содержательная  характеристика конкуренции дана авторами И.Бернаром и Ж.-К. Колли в работе [1, с. 42-51], где эта категория рассматривается как состояние взаимоотношений, когда происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех хозяйствующих субъектов в плане, как предложения, так и спроса на товары и услуги. При проведении статистического анализа конкуренции принципиально важной является сформулированная здесь идея сопоставления.

       Конкуренция- процесс соперничества между субъектами рынка (юридическими или физическими), которые осуществляют предпринимательскую деятельность и заинтересованы в достижении аналогичной цели. Этой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей осуществлять активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция- двигатель прогресса.

       В последнее время в Беларусии явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее, на многих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать.

      Конкурентоспособность производства продукции основывается на совокупности потребительских и  экономических характеристик товара, обеспечивающих в условиях конкурентного  рынка на основе удовлетворения потребностей покупателей получение прибыли  в объемах, позволяющих вести  расширенное воспроизводство. Покупателя на конкурентном рынке интересует совокупность потребительских и стоимостных  характеристик товара с точки  зрения эффективности потребления, а производителя – возможность  его эффективного производства, общество – экологическая безопасность производства.

      Рассматривая  конкурентоспособность производства как целевую функцию формируемого экономического механизма, необходимо определить, как и в какой степени механизм в целом и его отдельные элементы воздействуют на результирующие факторы и показатели конкурентоспособности, что требует их формализации и количественного определения. Большинство требований к показателям будут общими для всех видов аграрного производства, однако некоторые зависят от специфики производственного процесса и производимой продукции.

      Основополагающим  свойством конкурентоспособности  производства любого вида сельскохозяйственной продукции является способность  сельхозпроизводителей и отрасли  в целом устойчиво обеспечивать ее расширенное воспроизводство.

      Конкурентоспособность производства сельскохозяйственной продукции - это способность сельхозпроизводителей  производить продукцию, которая  реализуется на конкурентном рынке, при этом:

• цена реализации превышает полные издержки (включая альтернативную стоимость  ресурсов);

• уровень  рентабельности выше уровня инфляции и эффективной кредитной ставки;

• объемы прибыли достаточны для реализации инвестиционных программ, обеспечивающих интенсификацию производства на инновационной  основе;

• выполняются  требования к безопасности продукции и ее производству. Рассматривая конкурентоспособность сельскохозяйственного производства, необходимо учитывать конкуренцию не только на рынке продукции, но и ресурсов, поэтому следует рассматривать конкурентоспособность относительно основных ресурсов (труд, земля, капитал). Потенциальная конкурентоспособность свидетельствует о способности кон-курировать, определяется объективными факторами, базируется на абсолютных и сравнительных преимуществах и производственно-экономическом потенциале.  Потенциальный уровень конкурентоспособности производства продукции:

- характеризуется  показателями конкурентоспособности  при полной реализации абсолютных, сравнительных и максимальном  формировании конкурентных преимуществ;

 - определяется природно-климатическими, рыночными, демографическими и т.п. условиями производства, а также инновационным потенциалом: производственным, маркетинговым, финансовым, кадровым, научным, инфраструктурным (логистическим) и т.п. Реализованные инновации в сельскохозяйственном производстве способны трансформировать избирательные конкурентные недостатки в дополнительные конкурентные преимущества.

        Временной признак – важнейший  при оценке конкурентоспособности.  От того, является ли конкурентоспособность  производства продукции краткосрочной  (оперативной, конъюнктурной), среднесрочной  (тактической) или долгосрочной (стратегической), во многом зависит инвестиционная  привлекательность, возможность  осуществлять устойчивое развитие  отраслей АПК.  Конкурентоспособность производства продукции в долгосрочном периоде – конкурентоустойчивость (по функциональным областям управления):

 -    маркетинговая (изменения на глобальном рынке);

-    логистическая (изменение потоков товародвижения);

    - технологическая (технологические изменения + изменения природно-   климатических условий, в том числе глобальное потепление);

    -    кадровая (кадровый резерв, способность сохранять кадры при быстром развитии других отраслей экономики);

    - финансовая (способность привлечения инвестиций (капитала) в условиях финансового кризиса, риски и т.п.).

        Важнейшим требованием к системе  показателей является отсутствие  противоречий между общими целями  государственного управления и  частными целями сельскохозяйственных  производителей как субъектов  рыночных отношений.  Ключевые показатели конкурентоспособности:

• прибыль  в расчете на единицу основного  производственного ресурса отрасли ;

• уровень  рентабельности производства продукции.

      В расчетах показателей конкурентоспособности  необходимо учитывать как основную продукцию, так и сопряженную (в  молочном животноводстве - затраты  на воспроизводство стада).

      Принятие  управленческих решений на основе данных финансовых показателей предполагает усиленное внимание к методике их формирования.

        На момент принятия решения  требуется актуальная информация  о себестоимости продукции и  финансовом результате. Поэтому система управленческого учета, построенная в соответствии с информационными потребностями пользователей, является необходимым условием принятия адекватных управленческих решений.

       Объективно  оценивая обстановку, складывающуюся в аграрном комплексе страны, следует  отметить, что несмотря на то, что  за последние 9 лет в этой сфере  удалось преломить ситуацию к  лучшему и обеспечить заметный рост производства основных видов продукции, тем не менее по прежнему сохраняются опасные тенденции, которые могут привести к сдерживанию его развития и снижению его конкурентоспособности. Среди основных тенденций можно выделить следующие: низкая доходность сельхозтоваропроизводителей в условиях диспаритета цен; нестабильность агропродовольственного рынка; засилье импорта продовольственных товаров; резкое колебание цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие; неадекватная господдержка и кредитная система села. 

       1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность  предприятия 

     Каждое  предприятие- участник рынка проводит сравнение себя с конкурентом по различным параметрам, к которым относятся и характеристики продукта. Предприятие учитывает также различия в ассортименте, в имидже предприятия, в силе маркетинга, совершенстве производства и персонала, в достигнутых результатах деятельности, в видах деятельности по формированию и расходованию ресурсов.

      Высокая конкурентоспособность предприятия  обусловливается наличием следующих  трех признаков:

1) потребители  довольны и готовы купить повторно  продукцию этой фирмы;

2) общество, акционеры, партнеры не имеют  претензий к фирме; 

3) работники  гордятся своим участием в  деятельности фирмы, а посторонние  считают за честь трудиться  в этой компании.

      Для того чтобы стать конкурентоспособным предприятию необходимо:

  1. Обеспечить  конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкурентном сегменте рынка без ущерба для производителя.
  2. Поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Этот показатель  характеризует возможность успешной работы организации в будущем.  Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия предусматривает оценку возможностей конкурирующих организаций в производстве и поставке на товарный рынок продукции, которая может повлиять на снижение интереса со стороны покупателя к предприятию и его продукции.

Информация о работе Теоретические основы конкурентоспособности