Теоретические основы конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;
-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 110.72 Кб (Скачать)

      Методика 4Р (от англ. product, price, promotion, place) дает возможность определить количественную  оценку конкурентоспособности предприятия как по отдельным показателям, так и по совокупности факторов в целом. Эта методика основана на сравнительном анализе организаций и предприятий конкурентов по следующим показателям: продукт, цена, продвижение на рынке, регионы и каналы сбыта. [10,с 256.]

      Метод, предложенный У.Г. Зиннуровым, объединяет SWOT-анализ со стратегическим балансом, где сильные стороны- это активы предприятия, а слабые- пассивы. [5,с. 152]

      Методика  функциональных карт основана на сочетании  метода 4Р и сегментации рынка. Оценка также ведется по отдельным  показателям конкурентоспособности  с учетом их значимости для потребителей на основных сегментах рынка. [18,с. 369]

      Методика  Ж.Ж. Ламбена основана на определении характеристик свойства товара или торговой марки, которые создают для организации определенное превосходство. Характеристики в данном случае могут быть совершенно различными и относиться как к самому товару (базовые услуги), так и к дополнительным  услугам, сопровождающим базовые, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для предприятия или товара.

      Данная  методика группирует конкурентные преимущества в две категории: внутренние и  внешние. Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах  товара, образующих его ценность. Внутренним считается конкурентное преимущество, прежде всего в издержках производства, что является базовой ценностью для самого предприятия. Эти два вида преимущества  являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры. Графически в данном методе на горизонтальной оси отображается цена, а на вертикальной- издержки в процентах по сравнению с аналогичными значениями для приоритетного конкурента. Можно определить границу безубыточности, провальную зону, идеальную зону. На основе этого выбирается одна из стратегий, главное здесь- чтобы показатели, соответствующие стратегии предприятия, находились правее (ниже) границы безубыточности.

      Автор этой методики считает, что одним  из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности  организации является реакция конкурентов, в связи с чем предлагает вести анализ по трем позициям: снижение цены, усиление рекламного влияния и повышение качества. Создается матрица Эластичности конкурентной реакции, по которой сравниваются конкурирующие организации. матрица конкурентных реакций является удобным инструментом для прогнозирования поведения конкурентов. [6, с.144.]

      Методика  Р.А. Фатхутдинова определяет конкурентоспособность организации на основе учета весомости товаров и рынка, на котором они реализуются.

      Методика  запланированных затрат строится на анализе затрат по отдельным процессам, согласно жизненному циклу продукции  путем сравнения с наилучшими показателями результатов конкурентов. [10,с. 261]

      Метод оценки конкурентоспособности предприятия  базируется на теории равновесия фирмы  и отрасли А. Маршала и на теории факторов производства. Равновесием считается такое состояние, когда у производителя нет стимулов для перехода в другое состояние, то есть для изменения объемов производства (изменения своей доли рынка). В условиях равновесия, когда достигается максимальный объем производства и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровня данного рынка, каждый из факторов производства используется с одинаковой  и одновременно наибольшей производительностью. Увеличить объем производства можно будет тогда, когда какой-нибудь фактор производства будет использоваться не полностью, и существующие размеры производства не будут обеспечивать минимума издержек. Критерием конкурентоспособности служит наличие у предприятия таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов, производительностью.[19,с 26-28]

      Структурный и функциональный методы основываются на теории эффективной конкуренции  в приложении к рыночным позициям предприятия.

      Структурный метод основан на оценке положения  организации на рынке, исходя из уровня монополизации отрасли, то есть концентрации производства и капитала, и барьеров для организаций, вновь вступающих на отраслевой рынок. Возможности специализации  организации зависят не только от внутренних и внешних факторов, но и от других обстоятельств, складывающихся на рынке. При специализации достигаются  снижение издержек и повышение рентабельности производства продукции.

      Функциональный  метод основан на оценке конкурентоспособности  предприятия по таким экономическим  показателям деятельности, как: соотношение  издержек и цены, объемы выпуска  продукции, норма прибыли и т.д. Он позволяет в определенных пределах делать заключения относительно всей отрасли, а не только в отношении  отдельно взятой организации.

      Одним из универсальных методов- методом «профилей», выявляются критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, устанавливается иерархия качественных показателей продукта, сравниваются показатели конкурентоспособности продукта с конкурирующими продуктами.

Матричный метод, разработанный Бостонской консалтинговой группой (BCG), основан на матрице 2х2, предназначенный для оценки многопрофильных крупных организаций (компаний). В нем рассматриваемые подразделения организации в символической форме в соответствии с рыночным ростом и рыночной долей вписываются в соответствующий квадрат.

На вертикальной оси отражается годовой темп роста  рынка, в котором подразделение  ведет свою деятельность. Среднее  значение, отличающее высокий и низкий рыночный рост, составляет 10%. На горизонтальной оси - относительная доля рынка, характеризующая  соответствующие  для подразделения  рыночные доли, которые сравниваются в процентном соотношении с наиболее крупным конкурентом. Например, относительная  доля рынка равна 0,1 означает, что объем продаж компании составляет 10% от рыночного лидера. Расстояния в матрице соответственно должны быть пропорциональны процентному росту.[19,с 26-28]

      Преимущества  и недостатки рассмотренных методов  оценки конкурентоспособности предприятия  обобщены и представлены в таблице 1 приложении А.

      Таким образом, с учетом преимуществ и  недостатков рассмотренных методов  для каждого конкретного предприятия  можно подобрать наиболее приемлемые метод и методику оценки его конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

     Проблема  анализа экономического потенциала предприятия является крайне актуальной, поскольку экономический потенциал  общества характеризует лишь общее  состояние, общие закономерности развития, не раскрывая при этом характер процессов, протекающих непосредственно на предприятиях. Для построения прогнозов  и разработки стратегий развития, составления планов, принятия эффективных  управленческих решений необходимо располагать объективной информацией  о состоянии и тенденциях развития экономического потенциала предприятия. Одной из проблем анализа потенциала предприятия следует считать  отсутствие единого определения  данной категории.

     Данная  экономическая категория рассматривается  с разных позиций, и соответственно, имеет различные подходы к  анализу экономического потенциала предприятия. Анализ экономического потенциала, по своей сущности, попадает в разряд комплексного. Отсюда возникает необходимость  обоснования отправных методологических принципов комплексного анализа  и выбора методики оценки экономического потенциала предприятия.

     В связи с этим актуальное значение приобретают следующие аспекты  данной проблемы.

     - выделение понятия и основополагающих  факторов, характеризующих экономический  потенциал предприятия;

     - теоретическое обоснование подходов  и принципов комплексного анализа  экономического потенциала;

     - развитие методики оценки экономического  потенциала предприятия.

     В зависимости от системы экономических  отношений экономический потенциал  представляет следующее: в плановой экономике - производственную мощность хозяйствующего субъекта (то есть совместную работу производственных ресурсов (материальных и трудовых) по выпуску продукции). Объектом анализа экономического потенциала предприятия можно рассматривать его производственную мощность, но при этом следует учитывать, что в основе расчета производственной мощности находится схема технологического процесса, индивидуальная производительность оборудования, а также временная составляющая, то есть дается оценка только производственного комплекса. Финансовый, инвестиционный, социальный и другие факторы остаются вне сферы учета. В то время как при определении величины экономического потенциала учет этих составляющих необходим. В этом случае предприятие рассматривается не только как производственная система, а более полно, как система, способная развиваться и адаптироваться к изменяющимся условиях внешней среды.

     В рыночной экономике - экономический  потенциал сводится к понятию  «бизнес», «оценка бизнеса». Действительно  если рассматривать бизнес как предпринимательскую  деятельность, взаимосвязь его с  экономическим потенциалом очевидна. Анализируя эти понятия, можно выявить  значительное количество общих моментов и определить существующие между  ними отличия:

     - понятие «экономический потенциал»  и «оценка бизнеса» стали актуальными  лишь в период перехода к  рыночному хозяйствованию, что связано  с появлением различных форм  собственности; 

     - как оценка бизнеса, так и  оценка экономического потен-циала предприятия предполагают применение общих подходов и методик, которыми можно добиться комплексной оценки всего экономического по-тенциала предприятия;

     - оба понятия представляют ресурсы  предприятия;

     - единицами измерения потенциала  предприятия и бизнеса являются  стоимостные показатели;

     - несмотря на то, что теоретические  подходы к оценке бизнеса общепризнанны, практическое проведение его оценки в условиях высокой неопределенности, как и в случае оценки экономического потенциала, явля-ется одной из наиболее сложных задач.

     Вместе  с тем, между этими понятиями  существуют и различия. Так, в процессе анализа экономического потенциала следует учитывать, что все элементы потенциала находятся в большей  зависимости, нежели компоненты, исследуемые  при оценке бизнеса, для которых  характерен структурный подход. Кроме  этого, могут возникнуть различия в  целях оценки, что заключается  в том, что оценка экономического потенциала чаще всего происходит для  определения собственных возможностей предприятия с целью повышения  эффективности управления предприятием и дальнейшего оптимального использования (реализации) выявленного и оцененного потенциала. Цели же оценки бизнеса  более многообразны:

     - определение стоимо-сти предприятия в случае его купли-продажи;

     - при реструктуризации пред-приятия: слияния, поглощения, ликвидации, выделения самостоятельных предприятий из холдинговых систем;

     - в случае страхования предприятия;

     - для осуществления инвестиционных  проектов развития бизнеса, в  этом случае для их обоснования  необходимо знать исходную стоимость  предпри-ятия в целом, его собственного капитала, активов.

     Таким образом, учитывая перечисленные цели, бизнес может являться объектом сделки, то есть това-ром со всеми присущими ему свойствами. Также отличительным моментом является тот факт, что оценка экономического потенциала может проводить-ся силами работников оцениваемого предприятия, тогда как оценка бизнеса предполагает предъявление конкретных требований к оценщику, а именно: наличие сертификата от профессиональной организации, определенного опыта работы и обязательность выполнения условий заключенного договора. Отличием может являться и то обстоятельство, что в исследовании и выявле-нии потенциала предприятия заинтересованность возникает со стороны ру-ководителя, собственника, работников или акционеров данного предприятия, а при оценке бизнеса количество заинтересованных лиц увеличивается. Это могут быть управляющие, акционеры, инвесторы, государство, кредиторы, страховые фирмы и так далее.

Информация о работе Теоретические основы конкурентоспособности