Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:22, курсовая работа
Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;
-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.
Методика 4Р (от англ. product, price, promotion, place) дает возможность определить количественную оценку конкурентоспособности предприятия как по отдельным показателям, так и по совокупности факторов в целом. Эта методика основана на сравнительном анализе организаций и предприятий конкурентов по следующим показателям: продукт, цена, продвижение на рынке, регионы и каналы сбыта. [10,с 256.]
Метод, предложенный У.Г. Зиннуровым, объединяет SWOT-анализ со стратегическим балансом, где сильные стороны- это активы предприятия, а слабые- пассивы. [5,с. 152]
Методика
функциональных карт основана на сочетании
метода 4Р и сегментации рынка.
Оценка также ведется по отдельным
показателям
Методика Ж.Ж. Ламбена основана на определении характеристик свойства товара или торговой марки, которые создают для организации определенное превосходство. Характеристики в данном случае могут быть совершенно различными и относиться как к самому товару (базовые услуги), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовые, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для предприятия или товара.
Данная методика группирует конкурентные преимущества в две категории: внутренние и внешние. Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, образующих его ценность. Внутренним считается конкурентное преимущество, прежде всего в издержках производства, что является базовой ценностью для самого предприятия. Эти два вида преимущества являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры. Графически в данном методе на горизонтальной оси отображается цена, а на вертикальной- издержки в процентах по сравнению с аналогичными значениями для приоритетного конкурента. Можно определить границу безубыточности, провальную зону, идеальную зону. На основе этого выбирается одна из стратегий, главное здесь- чтобы показатели, соответствующие стратегии предприятия, находились правее (ниже) границы безубыточности.
Автор этой методики считает, что одним из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности организации является реакция конкурентов, в связи с чем предлагает вести анализ по трем позициям: снижение цены, усиление рекламного влияния и повышение качества. Создается матрица Эластичности конкурентной реакции, по которой сравниваются конкурирующие организации. матрица конкурентных реакций является удобным инструментом для прогнозирования поведения конкурентов. [6, с.144.]
Методика Р.А. Фатхутдинова определяет конкурентоспособность организации на основе учета весомости товаров и рынка, на котором они реализуются.
Методика запланированных затрат строится на анализе затрат по отдельным процессам, согласно жизненному циклу продукции путем сравнения с наилучшими показателями результатов конкурентов. [10,с. 261]
Метод
оценки конкурентоспособности
Структурный и функциональный методы основываются на теории эффективной конкуренции в приложении к рыночным позициям предприятия.
Структурный метод основан на оценке положения организации на рынке, исходя из уровня монополизации отрасли, то есть концентрации производства и капитала, и барьеров для организаций, вновь вступающих на отраслевой рынок. Возможности специализации организации зависят не только от внутренних и внешних факторов, но и от других обстоятельств, складывающихся на рынке. При специализации достигаются снижение издержек и повышение рентабельности производства продукции.
Функциональный метод основан на оценке конкурентоспособности предприятия по таким экономическим показателям деятельности, как: соотношение издержек и цены, объемы выпуска продукции, норма прибыли и т.д. Он позволяет в определенных пределах делать заключения относительно всей отрасли, а не только в отношении отдельно взятой организации.
Одним из универсальных методов- методом «профилей», выявляются критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, устанавливается иерархия качественных показателей продукта, сравниваются показатели конкурентоспособности продукта с конкурирующими продуктами.
Матричный метод, разработанный Бостонской консалтинговой группой (BCG), основан на матрице 2х2, предназначенный для оценки многопрофильных крупных организаций (компаний). В нем рассматриваемые подразделения организации в символической форме в соответствии с рыночным ростом и рыночной долей вписываются в соответствующий квадрат.
На вертикальной оси отражается годовой темп роста рынка, в котором подразделение ведет свою деятельность. Среднее значение, отличающее высокий и низкий рыночный рост, составляет 10%. На горизонтальной оси - относительная доля рынка, характеризующая соответствующие для подразделения рыночные доли, которые сравниваются в процентном соотношении с наиболее крупным конкурентом. Например, относительная доля рынка равна 0,1 означает, что объем продаж компании составляет 10% от рыночного лидера. Расстояния в матрице соответственно должны быть пропорциональны процентному росту.[19,с 26-28]
Преимущества
и недостатки рассмотренных методов
оценки конкурентоспособности
Таким
образом, с учетом преимуществ и
недостатков рассмотренных
2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
Проблема
анализа экономического потенциала
предприятия является крайне актуальной,
поскольку экономический
Данная
экономическая категория
В связи с этим актуальное значение приобретают следующие аспекты данной проблемы.
-
выделение понятия и
-
теоретическое обоснование
-
развитие методики оценки
В
зависимости от системы экономических
отношений экономический
В
рыночной экономике - экономический
потенциал сводится к понятию
«бизнес», «оценка бизнеса». Действительно
если рассматривать бизнес как предпринимательскую
деятельность, взаимосвязь его с
экономическим потенциалом
-
понятие «экономический
-
как оценка бизнеса, так и
оценка экономического потен-
-
оба понятия представляют
-
единицами измерения
-
несмотря на то, что теоретические
подходы к оценке бизнеса
Вместе
с тем, между этими понятиями
существуют и различия. Так, в процессе
анализа экономического потенциала
следует учитывать, что все элементы
потенциала находятся в большей
зависимости, нежели компоненты, исследуемые
при оценке бизнеса, для которых
характерен структурный подход. Кроме
этого, могут возникнуть различия в
целях оценки, что заключается
в том, что оценка экономического
потенциала чаще всего происходит для
определения собственных
- определение стоимо-сти предприятия в случае его купли-продажи;
-
при реструктуризации пред-
-
в случае страхования
-
для осуществления
Таким образом, учитывая перечисленные цели, бизнес может являться объектом сделки, то есть това-ром со всеми присущими ему свойствами. Также отличительным моментом является тот факт, что оценка экономического потенциала может проводить-ся силами работников оцениваемого предприятия, тогда как оценка бизнеса предполагает предъявление конкретных требований к оценщику, а именно: наличие сертификата от профессиональной организации, определенного опыта работы и обязательность выполнения условий заключенного договора. Отличием может являться и то обстоятельство, что в исследовании и выявле-нии потенциала предприятия заинтересованность возникает со стороны ру-ководителя, собственника, работников или акционеров данного предприятия, а при оценке бизнеса количество заинтересованных лиц увеличивается. Это могут быть управляющие, акционеры, инвесторы, государство, кредиторы, страховые фирмы и так далее.
Информация о работе Теоретические основы конкурентоспособности