Теоретические основы конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции и предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкурентоспособности товаров;
-показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
-изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 110.72 Кб (Скачать)

        Важный аспект конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях в системе производства и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются:

  1. Финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика государства;
  2. Степень конкурентоспособности рынка;
  3. Величина платежеспособного спроса;
  4. Инфраструктура рынка;
  5. Протекционистская политика по отношению к отечественным производителям;
  6. Стандартизация и сертификация продукции;
  7. Уровень информированности о рыночной конъюнктуре;
  8. Природно-климатические условия.

Внутренние  факторы конкурентоспособности:

  1. Конкурентоспособность продукции;
  2. Финансовое состояние предприятия;
  3. Маркетинговая деятельность;
  4. Организация и управление производством;
  5. Инновационная деятельность и технологии;
  6. Размер предприятия.

     Предприятие, выступающее на рынке, должно изучить свое конкурентное окружение, т.е. конкурентные силы, воздействующие на нее, которые характеризуются известной моделью движущих сил конкуренции выдающегося американского маркетолога Майкла Е. Портера.

     На  рисунке 1.1 изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность  отрасли и позиции данной фирмы  в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:

     1. Появление новых конкурентов. 

     2. Угроза замены данного продукта  новыми продуктами.

     3. Сила позиции поставщиков.

     4.Сила  позиции покупателей. 

     5. Конкуренция среди производителей  в самой отрасли.

     Кратко  рассмотрим эти конкурентные силы.

     При оценке угрозы появления новых конкурентов  необходимо руководствоваться понятием «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как  организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить вход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами.

      1. Экономикой масштабов. Обычно  организации, впервые появившиеся  на рынке, начинают деятельность  по сбыту нового продукта в  масштабах, существенно меньших,  нежели его традиционные производители.  Поэтому их производственно-сбытовые  издержки выше, что обусловливает  при примерном равенстве рыночных  цен получение меньшей прибыли,  а может быть, и убытки.

      2. Привычностью марки товара. Потребители  конкретных товаров ориентированы  на приобретение товаров определенных  марок. Новым производителям необходимо  свою марку сделать популярной  среди новых потребителей. Зачастую  это очень сложная задача.

      3. Фиксированными затратами, связанными  со входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.)

      4.Затратами  на новые основные фонды, которые  во многих случаях требуется  создавать для выпуска нового  продукта.

         5. Доступом к системе  товародвижения. Традиционные производители  данной отрасли могут создать  барьеры для новых производителей  на пути их проникновения в  функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям  придется создавать свои каналы  сбыта, что требует высоких  затрат.

      6. Доступом к отраслевой системе  снабжения. В данной области  существуют те же барьеры, что  и в случае с системой товародвижения.

      7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие 
чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных 
производителей данной отрасли.
 

ОТРАСЛЬ

Сильная позиция  поставщиков

Сильная позиция  покупателей

Угроза со стороны  товаров- заменителей

угроза со стороны  новых конкурентов

Фирма А

Фирма В

Фирма С

внутриотраслевая  конкуренция

      Рисунок 1.1 - Модель движущих сил конкурентов М. Портера 

      Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др. Кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.

        Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.

  1. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и

предоставляемых услуг.

  1. Наличием возможности смены поставщиков.
  2. Величиной затрат переключения потребителей на продукцию других 
    поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.
  3. Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие 
    объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

      Сила  позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду соответственно рынки производителя и покупателя. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами.

  1. Возможностью переключиться на использование других продуктов.
  2. Затратами, связанными с этим переключением.
  3. Объемом закупаемых продуктов.

      На  уровень конкуренции внутри отрасли  влияют различные факторы:

    • емкость рынка по каждому конкуренту;
    • число конкурентов;
    • финансовые, технологические, трудовые и другие возможности конкурентов;
    • объединение, слияние, сговор;
    • темпы роста отрасли;
    • увеличение цены и риска выхода из отрасли.

      При многообразии методов и средств  конкурентной борьбы позицию предприятия  определяет конкурентное преимущество.

      Как показывает анализ по Портеру, конкурентное преимущество может достигаться  за счет более низких издержек (стратегия  доминирования по издержкам), или  за счет особенностей, неповторимости, уникальности товара (стратегия дифференциации). Если предприятие  конкурирует на узком сегменте рынка, то может использовать сочетание стратегий.

         Цель модели Портера - обеспечение оптимального управления портфелем фирмы и ее финансами, причем  в качестве главного фактора  рассматриваются конкурентные силы рынка.  

      1.2.1 Конкурентоспособность предприятия  как фактор его коммерческого  успеха 

      Производственная  деятельность аграрного предприятия  в современных условиях зависит  от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив  эту проблему, предприятие может  эффективно функционировать и развиваться  в рыночной среде.

      Известно, что в условиях рынка конкуренция  является действенным механизмом регулирования  экономики, способствует выживанию  наиболее устойчивых в финансовом отношении  предприятий. Конкуренция – это  также и экономическая борьба предприятий, выпускающих аналогичную  продукцию на рынок.

      Современная экономика базируется на стремлении людей удовлетворять свои личные интересы в сфере обмена товаров  на рынке, что порождает конкуренцию. Наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий аграрного сектора экономики оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые. Это вполне оправдано, так как произвести и реализовать сельскохозяйственную продукцию более высокого качества и с меньшими издержками можно только используя новые технологии и достижения науки, т.е. только предприятие, систематически обновляющее свой экономический потенциал, способно повысить свою конкурентную устойчивость на рынке.

      Борьба  за потребителя – это, прежде всего, борьба за сферу влияния на рынке, а она в свою очередь зависит от низкой цены и качества производственной продукции, т.е. потребительной стоимости. В ходе конкуренции устанавливается общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен.

      Прочность положения предприятия на рынке  определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями  вести конкурентную борьбу.

      Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции.

      Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских  и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех  на рынке.

      Конкурентоспособный товар – это товар, выгодно  отличающийся от аналогов-конкурентов  по системе качественных и социально-экономических  признаков.

      Индикаторами  конкурентоспособности товара являются:

- назначение (полезность товара);

- качественная  характеристика товара;

- цена  товара.

      Главными  составляющими конкурентоспособности  являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного  обеспечения, соответствие требованиям  потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала, сроки поставки, сроки гарантий, цена, своевременность появления  данного товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в  данном регионе.

      Конкурентоспособность означает высокое качество товаров  при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение  темпов производительности труда.

      Понятие конкурентоспособности тесно связано  с понятием «качество».

Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности  – прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический  уровень продукции задаются техническим  уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности  необходимо сопоставить его с  уровнем развития потребностей.

Информация о работе Теоретические основы конкурентоспособности