Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы и анализировать современное состояние бюджетной системы.

Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1.Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы……………………………….5
2.Доходы и расходы государственного бюджета…………………………………….10
1.Доход государственного бюджета………………………………………………..…10
2.Расходы государственного бюджета……………………………………….……...12
3.Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах………………………………..23
4.Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита…………………………………………………………………………………………..28
3.Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации………………………………………………..………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………………………………….35

Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 210.64 Кб (Скачать)
  1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
  2. По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  3. В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;
  4. По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

2.2 Расходы государственного  бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета  представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом.

Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ5: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных  расходов основана на следующих принципах:

  1. Принцип целевого использования средств;

Целевой характер использования  расходов предполагает использование  ассигнаций по утвержденным направлениям. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже  использованных средств.

  1. Соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших  задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта  при минимальных затратах, что  требует экономности и эффективности  использования средств.

  1. Безвозвратность государственных расходов.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит от экономической  ситуации и общественных приоритетах.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в  экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят  на:

    • Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
    • Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
    • Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты  регулирования распределением денежных средств между материальным производством  и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными  потребностями общества, и, кроме  того, государство как субъект  экономики при помощи данного  инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного  производства, достигать прогрессивных  сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

В соответствии с  общественным назначением все расходы  федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

  • Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  • Расходы на социально-культурные нужды;
  • Военные расходы;
  • Расходы на управление.

Структура бюджетных  расходов по данным группам в течение  многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в  распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов направлялась на народное хозяйство и поддержку  экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных  средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

  1. Бюджетный дефицит.

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Бюджетный дефицит - нежелательное для государства  явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет  к инфляции, с помощью не эмиссионных  средств росту государственного долга.

Бюджетный дефицит  возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности  мобилизовать необходимые доходы в  результате спада темпов производства, низкой производительности труда и  других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности  производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий  уровень расходов непроизводственного  характера (военные расходы, содержание административного аппарата и др.) приводит к "проеданию" бюджетных средств. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Сегодня многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный  дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП6. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его  сбалансированности основной целью  государственных финансов. Такая  ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

В противоположном  случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы  не допустить превышения доходов  над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить  расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания  инфляционной спирали.

Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета  в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться  ежегодно. В данном случае допускаются  годовые дефициты и профициты  бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет в период в несколько лет.

Ключевой проблемой  такого подхода является его явная  упрощенность. Подъемы и спады  в экономическом цикле неодинаковы  по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться  краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая  разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к  регулированию государственного бюджета  связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к  тому, чтобы фискальная политика рассматривалась  лишь в качестве инструмента экономической  политики сбалансированного развития народного хозяйства. Основной целью  государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а  сбалансированность госбюджета рассматривается  как один из составляющих элементов  такой стабильности. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически  оказывают положительное воздействие  на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Характер бюджетного сальдо - дефицит или излишек - определяется состоянием экономики в целом. При  данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения  бюджетное сальдо зависит от масштабов  национального производства. Чем  больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время  правительственные расходы мало зависят от уровня дохода7. Таким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком - бюджетный излишек. (Рис.1)

Рис.1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета G - государственные расходы; T - налоговые поступления; Y - доход. В точке E - сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

То или иное бюджетное  сальдо не всегда является свидетельством изменения макроэкономической ситуации в стране, оно может быть следствием проводимой правительством фискальной политики, направленной на решение  тех или иных макроэкономических задач.

Для того чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо целенаправленных мероприятий правительства, используется "бюджет полной занятости" - состояние бюджета в условиях функционирования экономики при  естественном уровне безработицы.

Дефицит бюджета  полной занятости (структурный дефицит) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и потенциальном ВНП, соответствующем естественному уровню безработицы. Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики.

Разность между  фактическим бюджетным дефицитом  и дефицитом полной занятости  называется циклическим дефицитом. Циклический дефицит - это дефицит вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня, результатом чего является сужение налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Информация о работе Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации