Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы и анализировать современное состояние бюджетной системы.

Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1.Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы……………………………….5
2.Доходы и расходы государственного бюджета…………………………………….10
1.Доход государственного бюджета………………………………………………..…10
2.Расходы государственного бюджета……………………………………….……...12
3.Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах………………………………..23
4.Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита…………………………………………………………………………………………..28
3.Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации………………………………………………..………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………………………………….35

Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 210.64 Кб (Скачать)

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей политики.

Также в зависимости  от проводимой финансовой политики бюджетный  дефицит может быть активным или  пассивным.

Активный дефицит  обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит  вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит  оказывает влияние на кредитно-денежное хозяйство и функционирование экономики  в целом. В условиях существования  бюджетного дефицита правительство  вынужденно искать источники его  покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные  заимствования.

Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Избыточная эмиссия  широко применяется в настоящее  время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к отрицательным последствиям для  экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для  долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

Для сохранения экономической  и социальной стабильности правительства  стараются всячески избегать неоправданной  эмиссии денег. С этой целью в  систему рыночной экономики встроен  специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран  независимость эмиссионного банка  от законодательной и исполнительной власти. Он не обязан финансировать  правительство, таким образом, ставится преграда неконтролируемой инфляции, которая могла бы начаться, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Наиболее надежным источником финансирования дефицита бюджета  являются государственные займы, которые  подразделяются на краткосрочные (до 1 года или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и  долгосрочные (свыше 5лет).8 Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Во-первых, в некоторых случаях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Во-вторых, даже при свободном размещении, когда правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. При этом происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Вместе с этим повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. В результате возникает "эффект вытеснения" частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо "эффекта вытеснения" может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических  проблем путем государственных  заимствований порождает государственный  долг. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный  долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных  займов. Они оформляются путем  выпуска и продажи государственных  ценных бумаг. Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

Внешний долг возникает  при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают  компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные  финансовые организации.

Бремя внешнего долга  является более тяжелым, нежели бремя  внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется  иностранная валюта, для получения  которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а  на погашение долга, что замедляет  темпы экономического роста и  снижает уровень жизни.

Возникновение и  рост государственного долга обусловливают  необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Огромное значение для регулирования госбюджета имеет  налоговая ре - форма, которая призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему  и повысить качество налогового администрирования. Это в конечном итоге должно способствовать улучшению собираемости налогов  и увеличить поступления в  бюджет.

2.3 Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной  стороны, на выход экономики из кризиса  и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной  стабильности.

Основными целями бюджетной  политики в 2010-2012 годах являются:

1) Использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов стимулирования  экономики в период выхода  из кризиса.

Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело  к падению цен на экспорт. Быстрое  снижение экспортных доходов сократило  внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала  резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых  иностранных займов и возросшая  неопределенность существенно снизили  объемы кредитования российской экономики.

В период 2010-2012 годов  в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а) Использование  мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения  острых социальных проблем.

б) Поддержка реального  сектора экономики в условиях рецессии и после кризисного периода.

2) Обеспечение среднесрочной  и долгосрочной макроэкономической  и бюджетной устойчивости.

В ближайшие три  года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов - это касается текущих доходов  и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить  такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала  рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала  обострения социальных проблем и  при этом не вела бы к чрезмерному  росту бюджетного дефицита и необходимости  стремительно наращивать государственный  долг.

3) Повышение эффективности  расходов бюджета

Уровень эффективности  многих государственных расходов в  нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению  эффективности государственных  расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики  и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно в  социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений  по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту  и развитию социальной сферы, но ложится "тяжёлым грузом" на бюджетную  систему.

б) Совершенствование  программно-целевого принципа в бюджетном  процессе. В рамках этого направления  необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения  бюджетных средств по ведомственным  программам, которые нацелены на решение  острых социальных и экономических  проблем.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение  его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых  программ и отдельных проектов. Без  такого сотрудничества, особенно в  текущих условиях, многие важные программы  не могут быть реализованы.

4) Повышение эффективности  налоговой системы

5) Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам.

6) Разработка и  реализация совместно с Банком  России мер по поддержанию  стабильности банковской системы

В ближайшее время  функционирование банковского сектора  будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях  банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных  рынков капитала.

В 2010-2012 годах одним  из направлений деятельности Правительства  Российской Федерации совместно  с Банком России по-прежнему останется  поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения  Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 1).9

Таблица 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель Отчет Оценка Прогноз
 
2005 год
 
2006 год
 
2007 год
 
2008 год
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы, млрд. руб. 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 17,0 15,7 15,7 15,5
Расходы, млрд. руб. 3 514,3 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к  ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
в том  числе условно утверждаемые             234,0 483,1
%% к  общему объему расходов                   2,5 5,0
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1 612,9 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -3 418,8 -3 186,6 -2 011,7 -1 563,8
%% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,9 -7,5 -4,3 -3,0
 

Основными источниками  финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, в 2011-2012 годах - иные источники  финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2).

Таблица 2. Источники покрытия дефицита федерального бюджета млрд. рублей

Наименование  2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
в %% к ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0
в том  числе:         
 за  счет средств Резервного фонда 3028,3 1 674,6 5,6 -
в %% к ВВП 7,9 4,0    
           
за  счет Фонда национального благосостояния - 681,7 737,0 712,1
в %% к ВВП - 1,6 1,6 1,4
иные  источники финансирования дефицита федерального бюджета 405,2 830,3 1 269,1 851,7
в %% к ВВП 1,05 2,0 2,7 1,6
 

Для сохранения бюджетных  резервов в форме средств Фонда  национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных  заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем  иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом  прогнозируемого ВВП. В целях  обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составил в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году составит 2,7% к ВВП, в 2012 году - 1,6 % к ВВП.

Информация о работе Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации