Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Работа содержит 1 файл

кр бюджетная система.docx

— 33.91 Кб (Скачать)
 
  1. Межбюджетные  отношения в РФ.
 

     Построение  бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст.10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

     1) федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

     2) бюджетов субъектов Российской  Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     3) местных бюджетов, в том числе: 

     бюджеты муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     бюджеты городских и сельских поселений.

     Свод  бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующий год  представляет собой консолидированный  бюджет РФ. 

     

     

     

       

     

             
 

     Рис.1. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ 

     Характер  взаимодействия бюджетов различных  уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации  и децентрализации бюджетной  системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

     Межбюджетные  отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

    Межбюджетные  отношения в Росси основаны на следующих принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

      В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности,
  • стимулирование роста налогового потенциала,
  • финансовое управление территориальным развитием,
  • снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

     Современное состояние межбюджетных отношений  в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они  складываются между федеральным  центром и регионами.

     Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.

     Основными задачами бюджетных взаимоотношений  между центром и регионами  является:

     - ликвидации несоответствия между  объемом расходных обязательств  субфедеральных органов власти  и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений;

     - сдерживание и сокращение уровня  дифференциации регионов в плане  социально-эконономического развития  с целью сбалансированного экономического  развития, не допускающего сильной  межрегиональной социальной напряженности; 

     - стимулирование территориальных  «налоговых усилия» (побуждать  территориальные органы власти  к мобилизации дополнительных  бюджетных доходов на основе  более полного использования  и развития их собственного  доходного потенциала;

     - ориентация бюджетных политик  территориальных властей на реализацию  общегосударственных приоритетов.

     - устранение недостатков налоговой  системы.

     Все эти задачи решаются с помощью  механизма межбюджетного выравнивания.

     Основным  инструментом механизма межбюджетного  выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром и  регионами (также как между регионами и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.

     Основные  задачи бюджетных взаимоотношений  между регионами и муниципальными образованиями аналогичны задачам  межбюджетных отношений между федеральным  центром и регионами.

     Финансовой  основой местного самоуправления является местный бюджет. Формирование, утверждение  и исполнение местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений предусматриваются  в бюджете субъекта РФ в целях  выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.

     Распределение дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений между  поселениями и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты  поселений утверждаются законом  субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. Данные дотации образуют региональный фонд финансовой поддержки.

       Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.

     Совокупность  субвенций местным бюджетам из бюджета  субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.

     Прежде  чем принимать решение об оказании финансовой помощи муниципальному образованию, региональные органы власти вправе и  должны осуществлять проверку ее целесообразности. Таким образом, чтобы помощь из Фонда Финансовой Поддержки Муниципальных Образований (ФФПМО) не превратилась в канал финансирования недостаточно эффективного управления территориями, органы власти субъекта Федерации вправе проверять, какая работа ведется на местах по увеличению доходов местных бюджетов, а также по выполнению законодательства по их расходованию при соблюдении необходимых мер экономии. Однако, единая методика подобного распределения, равно как и в целом практика межбюджетных отношений внутри регионов, пока не сложилась. Существуют отдельные подходы, ведутся поиски наиболее оптимальных решений, соответствующих условиям различных типов регионов России.

     В 2001 году правительством утверждена концепция реформы межбюджетных отношений — Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. Согласно концепции, и муниципалитеты должны стать более самостоятельными: получить ограниченную самостоятельность в налоговой политике, в управлении расходами своих бюджетов, реализовывать закрепленные за ними расходные полномочия за счет собственных доходов.

      В основу реформы положен принцип разграничения полномочий между разными уровнями власти. За регионами и муниципалитетами закреплялся ограниченный круг обязательств (мандатов), исключены обязательства, не подкрепленные источниками финансирования. Также расширялись налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления. Таким образом, сделана попытка поставить их доходы в прямую зависимость от успешности развития «налогооблагаемой базы» территории (местной экономики): успешности привлечения инвесторов, стимулирования предпринимательской активности и роста малого бизнеса.

Впервые в соответствии с новыми принципами бюджет был сформирован в 2005 году.

        В 2005 году принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», он ввел институт так называемых добровольных полномочий, которые субъекты могут вводить в одностороннем порядке даже при отсутствии источников финансирования.

       В 2006 году принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ.

       Выстроенная модель федеральных отношений оказалась недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития. В 2007 году  утверждена методика оценки «эффективности работы региональных властей», расходования региональных бюджетов — перечень из 43 параметров, по которым должна оцениваться работа губернаторов за истекший год и их планы на три будущих года. То есть сделана попытка повысить эффективность работы губернаторов не за счет усиления их подотчетности избирателям, а путем введения бюрократических механизмов контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Состав  и структура доходов  федерального бюджета  РФ
 

     Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально - вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

     Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий.

     Доходы  могут формироваться на налоговой  и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

     В доходы федерального бюджета РФ зачисляются:

     • собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов  бюджетам других уровней бюджетной  системы;

     • полностью собственные неналоговые доходы;

     • доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

     В процессе исполнения федерального бюджета  в его доходы могут поступать  средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные  перечисления.

     К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

     1) федеральные налоги и сборы,  перечень и ставки которых  определяются налоговым законодательством,  а пропорции их распределения  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы утверждаются  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год;

Информация о работе Межбюджетные отношения