Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы и анализировать современное состояние бюджетной системы.

Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1.Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы……………………………….5
2.Доходы и расходы государственного бюджета…………………………………….10
1.Доход государственного бюджета………………………………………………..…10
2.Расходы государственного бюджета……………………………………….……...12
3.Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах………………………………..23
4.Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита…………………………………………………………………………………………..28
3.Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации………………………………………………..………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………………………………….35

Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 210.64 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

  1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы……………………………….5
  2. Доходы и расходы государственного бюджета…………………………………….10
    1. Доход государственного бюджета………………………………………………..…10
    2. Расходы государственного бюджета……………………………………….……...12
    3. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах………………………………..23
    4. Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита…………………………………………………………………………………………..28
  3. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации………………………………………………..………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………………………………………….35

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В настоящее время с переходом  экономики к рыночным отношениям, возможность государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом  значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономическая возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета.

     Целью данной работы является изучение теоретических  вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы и анализировать  современное состояние бюджетной  системы. 

     Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов  и   как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной  системой.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе  рассмотрены понятие и функции  бюджета, названы принципы, на которых  базируется бюджетная система страны. Во второй главе раскрываются такие  понятия, как доходы и расходы  государственного бюджета, проводится их классификация, а также изучаются  цели бюджетной политики. Третья глава  посвящена непосредственно совершенствованию  системы межбюджетных отношений  в современных условиях.

        Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, публикации экономических газет, более того, в современной литературе данная тема описана в работах таких авторов, как  М.В. Романовский «Бюджетная система Российской Федерации», Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и бюджетная система РФ”, Вахрин  П.И. “Бюджетная система Российской Федерации” и многие другие работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие бюджета.  Принципы бюджетной  системы.

Перемены в экономике  России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: "бюджетная  система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов" 1. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная  система России, как федеративного  государства состоит из трёх уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ2 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

1. Принцип единства  бюджетной системы означает единство  правовой базы, денежной системы,  форм бюджетной документации, единство  принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного  законодательства, а также единый  порядок финансирования расходов  бюджета, единый порядок финансирования  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы, ведения бухгалтерского  учета средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы означает закрепление  соответствующих видов доходов  (полностью или частично) и полномочий  по осуществлению расходов за  органами государственной власти  РФ, ее субъектов, органами местного  самоуправления.

3. Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

право законодательных  органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных при исполнении законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами  бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов  о бюджете, за исключением установленных  законом случаев.

4. Принцип полноты  учета бюджетных доходов и  расходов бюджетов что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы  и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов  с использованием наименьшего  объема средств или достижения  наилучшего результата с использованием  определенного бюджетом объема  средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов  означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой  доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита.

8. Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10. Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных бюджетополучателей  с обозначением направления их  на финансирование конкретных  целей. 
 
 
 

2. Доходы и расходы  государственного  бюджета

2.1 Доход бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ3, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых  доходов основными являются следующие  виды:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ4, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета  классифицируются не только по методам  взимания и формам их мобилизации на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

Информация о работе Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации