Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы и анализировать современное состояние бюджетной системы.

Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1.Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы……………………………….5
2.Доходы и расходы государственного бюджета…………………………………….10
1.Доход государственного бюджета………………………………………………..…10
2.Расходы государственного бюджета……………………………………….……...12
3.Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах………………………………..23
4.Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита…………………………………………………………………………………………..28
3.Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации………………………………………………..………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………………………………….35

Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 210.64 Кб (Скачать)

2.4 Баланс федерального  бюджета и источники  финансирования дефицита

В текущем году практически  весь объем дефицита финансируется  за счет средств Резервного фонда. Большая  часть дефицита следующего года также  финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств  Фонда национального благосостояния.

Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена на рис.2 и 3. рис. 2

рис. 3

Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что он окажется практически полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Политика в области  государственного долга Российской Федерации на 2010 - 2012 годы будет направлена на:

- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

- развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

- активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году составит 487,3 млрд. рублей и в 2012 году - 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году (рис.4).

  рис. 4

Законопроект предлагает установить в Бюджетном кодексе  РФ норму зачисления в федеральный  бюджет 100 % доходов от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного  сырья (нефти и газового конденсата). Централизация доходов от НДПИ на углеводородное сырье приведет к  увеличению доходов федерального бюджета  в 2011 году не менее чем на 50,9 млрд руб., в 2012 году - не менее чем на 55 млрд руб., отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Также правительство  РФ предлагает в период с 1 января 2010 года по 1 февраля 2012 года зачислять  доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния в федеральный бюджет, а не направлять их на формирование этих фондов, как предусмотрено действующим законодательством. Эта мера дополнительно принесет 86,4 млрд руб. в 2011 году и 25,6 млрд руб. в 2012 году.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при  добыче нефти может быть увеличена  с 2012 года на 6,5%, с 2013 года - на 5,4.

Данная мера позволит сгладить последствия для бюджета  от различных льгот и налоговых  каникул по НДПИ на нефть и при  этом осуществить реальную дифференциацию этого налога, которая подразумевает не только снижение налога для месторождения, где разработка связана с повышенными затратами, но и увеличение налога для месторождений, где затраты не столь высоки.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемая  при добыче природного газа, с 2011 года может быть увеличена на 61%.

Принятие мер в  области НДПИ на газ приведет к  росту доходов бюджета в 2011 году на 51,2 млрд рублей, в 2012 году - на 60,4 млрд рублей, в 2013 году - на 69,1 млрд рублей.

В соответствии с  материалами Минфина о дополнительных доходах федерального бюджета в 2011-2013 годах, ставка НДПИ на газ в 2011 году увеличится в 1,61 раза, в 2012 году - в 1,06 раза, в 2013 году - в 1,054 раза.

Увеличение будет  идти к тем ставкам, которые установлены  сейчас в Налоговом кодексе. Акцизы на бензин третьего класса повысятся  с 4 тыс.302 рублей за тонну до 5 тыс.672 рублей за тонну. Повышение акцизов  на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году - 105 млрд рублей, в 2013 году - более 105 млрд рублей.

В результате выполнения этих предложений в федеральный  бюджет в 2011 году поступит дополнительно 20,1 млрд рублей, в 2012 году - 34,7 млрд рублей, в 2013 году - 49,6 млрд рублей.

 

3. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

Анализ развития межбюджетных отношений в Российской Федерации представлен на основе соотношения выравнивающей и  стимулирующей их функций, с учетом перераспределительной и структурной государственной финансовой поддержки регионального развития, а также с точки зрения обобщения проблем и противоречий, которые обозначились в процессе реализации современного этапа реформирования межбюджетных отношений.

Современному  этапу развития межбюджетных отношений  в Российской Федерации свойственен  ряд тенденций, которые свидетельствуют  о незавершенности реформы межбюджетных отношений. Суть данных тенденций состоит в следующем:

1. «Рамочное» закрепление формальных признаков бюджетно-налоговой автономии: провозглашение самостоятельности территориальных бюджетов, разграничение расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы сопровождается существенным дисбалансом в возможностях субнациональных властей проводить самостоятельную политику территориального развития, ростом зависимости территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов (табл. 1), формированием системы ограничений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном процессе. 
 
 

Таблица 3. Соотношение расходных обязательств, налогов и доходов федерального, региональных и местных бюджетов в Российской Федерации в 2010 г.

Бюджет Расходные обязательства, % Доля налогов  в общей их сумме,

%

Доля налоговых  доходов, % Доля доходов  с учетом межбюджетного регулирования
Федеральный 49 92,2 67,4 50,4
Региональный 35 5,6 26 37,4
Местный 16 2,2 6,6 14,9
Итого 100 100 100 100

Без субвенций из фондов компенсаций.

2. Формирование единых принципов построения межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации при наличии регионализации методических подходов к оказанию финансовой помощи муниципалитетам из бюджетов субъектов Федерации.

В бюджетной  системе региона происходит концентрация нормативных функций и финансового  обеспечения на уровне субъектов  Федерации, а муниципалитеты выполняют  преимущественно квазигосударственные функции.

3. Несмотря на процесс формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур. В соответствии с действующей редакцией Бюджетного Кодекса РФ понятие «межбюджетные трансферты» определяется как перечисление средств одного бюджета другому. Здесь особое внимание уделено изменившемуся подходу к перечню форм межбюджетных трансфертов: перечень является открытым, поскольку допускается наличие «иных безвозмездных и безвозвратных перечислений». К межбюджетным трансфертам относятся: финансовая помощь нижестоящим бюджетам, в том числе дотации из фонда финансовой поддержки бюджета; субвенции из фонда компенсации; бюджетные кредиты; финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований и т.д.

Сейчас поднимается  проблематика «мягких» бюджетных ограничений, а также исследуются вопросы, связанные с действием дотаций  на сбалансированность нижестоящих  бюджетов, их влиянием на поведение  субнациональных властей. При этом подчеркивается что, с одной стороны, этот вид финансовой помощи обладает рядом свойств, дестимулирующих качество и самостоятельность управления субнациональными финансами, а, с другой стороны, - становится все более значимым в структуре межбюджетных трансфертов.

4. Вопросы повышения качества управления региональными и муниципальными финансами в настоящее время становятся базовыми в процессе повышения эффективности межбюджетных отношений. Формирующийся инструментарий повышения качества управления субнациональными финансами основывается на «дополнительных» и «жестких» бюджетных ограничениях, которые призваны повысить ответственность региональных и местных властей за результаты собственной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Поскольку данная курсовая работа была посвящена  бюджетной системе, включая другие взаимосвязанные составляющие этого  понятия, - в ходе изучения были сделаны  определенный выводы.

     Начав  с определения бюджета в целом  и дифференциации подходов к нему мы подошли к самому понятию бюджетной систему, как к наиболее ёмкой категории, в которой были выявлены свои объекты и субъекты. Несмотря на то, что бюджетная система имеет несколько подходов к своей организации, следует признать, что принципы её едины.

         Мы выяснили, что бюджет Российской  Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов  производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

         Таким образом, необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности, при этом, несмотря на то, что преобразование бюджетной системы это сложный, длительный и весьма болезненный процесс, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы.

     И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к  внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению  к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя  его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем госдолга и возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить госбюджет в мощный стимул экономического роста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2008.
  2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. - М.: Флинта, 2009.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009.
  4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  5. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  6. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009.
  7. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: "Перспектива": ИНФРА-М, 2008.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  9. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  10.            http://www.eg-online.ru/information/76012/

Информация о работе Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федедерации