Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 08:27, курсовая работа
Рассказывается про стили руководства на предприятии, приводится пример анализа стиля и культуры руководства на предприятии ЗАО "Энергия"
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Роль и значение стиля руководства в повышении эффективности работы предприятия………………………………………………………………………..6
1.1. Основные стили управления и их основы…………………………………..6
1.2. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям…………………….18
2. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Энергия»…………21
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………..21
2.2. Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности на предприятии ЗАО ”ЭНЕРГИЯ”……………………………………………….24
2.3. Анализ стиля и культуры руководства……………………………………...26
2.4. Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства ЗАО «Энергия»……………………………………………………..32
2.5. Совершенствование культуры руководства в ЗАО «Энергия»……………36
Заключение………………………………………………………………………...42
Список использованной литературы……………………………………………..44
Применение
такого стиля эффективно тогда, когда
подчиненные полностью
В целом сторонниками авторитарного стиля руководства являются холерики, харизматические и творческие личности.
Эффективное
использование авторитарного
Для
эффективности авторитарного
• признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него;
• правильно воспринимали и строго исполняли его распоряжения;
Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах. Недостатки авторитарного стиля - ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх. В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю и предприятию в целом. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе.
Авторитарный стиль руководства обобщенно отражает так называемая теория Х М. Мак-Грегора, излагающая взгляды Ф. Тейлора на работника индустриальной эпохи.
В соответствии с ней среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности. Большинство работников ни к чему не стремятся, избегают брать на себя ответственность и предпочитают, чтобы ими руководили. Поэтому людей требуется, в основном с помощью наказаний, принуждать к выполнению возложенных на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия.
Однако Мак-Грегор оговаривает, что подобное поведение вызывается не столько свойствами человеческой натуры, сколько теми внешними условиями, в которых людям приходится жить и трудиться.
В своей теории Y он утверждает, что на самом деле затраты физических и уметанных усилий в процессе трудовой деятельности столь же естественны, как, например, игра или отдых. Большинство людей обладают достаточной фантазией, изобретательностью, творчеством, которые можно с успехом применить в интересах организации.
В результате НТР большинство видов физического труда и рутинные операции, относящиеся к умственному, начинают выполнять машины под управлением самих же машин. Это неминуемо приводит к изменению отношения людей к своей работе. Сегодня, по мнению Мак-Грегора, даже простому человеку не должно быть присуще чувство отвращения к ней. При соответствующих условиях она может и должна служить источником наслаждения, а вовсе не наказанием, которого люди старались бы избежать.
Теория Y описывает демократический стиль руководства, который доминирует современных фирмах. Он характеризуется высокой степенью децентрализации управления, активным участием сотрудников в принятии решений, в том числе и групповых, свободным обменом информацией между руководителями и исполнителями, взаимным доверием между ними, вниманием администрации к проблемам развития персонала.
В этих условиях выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а успех служит вознаграждением, удовлетворяющим высшие потребности.
Демократический стиль, который называют еще кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты.
Как и у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: консультативную и партисипативную.
Партисипативная предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивают, используют все конструктивные предложения; в условиях же консультативной привлекают множество людей к постановке целей и контролю над их исполнением.
Обычно
демократический стиль
Исследования
показали, что в условиях авторитарного
стиля руководства можно
Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический — сложными, где на первое место выступает качество.
Демократический стиль руководства имеет ряд отличительных, характерных черт. Р. Вундерер и В. Грунвальд выделяют девять таких черт:
1.
Взаимовлияние руководителя и
сотрудников, которое
2.
Функциональная дифференциация
ролей с учетом компетентности
членов группы. Кооперативный стиль
старается сочетать стремление
всех к выполнению общей
3.
Многосторонние информационные
и коммуникационные отношения.
Широкая сеть вертикальных, горизонтальных
и диагональных информационных
потоков призвана облегчать
4.
Урегулирование конфликтов с
помощью переговоров, торга и
компромиссов. В конфликтных ситуациях
руководитель, придерживающийся
5.
Ориентация на группу. Первостепенное
внимание руководителя к
6. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства.
7.
Удовлетворение потребностей
8.
Ориентация на цели и
9.
Ориентация на развитие
Использование демократического стиля предъявляет к руководителю следующие требования: открытость; доверие к сотрудникам; отказ от личных привилегий; способность и желание делегировать полномочия; невмешательство в выполнение текущих заданий, контроль через официальные инстанции (через соответствующих руководителей и каналы); контроль по результатам; обоснование перед сотрудниками фактов единоличного принятия решений.
Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный (попустительский) стиль руководства.
Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для их работы условия, определяет ее правила, рамки самостоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмосферу. Подчиненные самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут пути их реализации. Руководитель же выполняет функции консультанта, арбитpa, эксперта, оценивает полученные результаты, награждает за успехи.
Применение либерального стиля находит распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и проч.
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в бюрократический, когда руководитель полностью устраняется отдел, передавая их в руки выдвиженцев.
Стиль, при котором руководитель направляет основное внимание на организационную сторону дела (распределяет поручения среди подчиненных, составляет планы и графики работ, разрабатывает методы их выполнения, обеспечивает всем необходимым и т. п.), получил на Западе название инструментального, или ориентированного на задачу.
Его преимущества состоят в быстроте принятия решений и четкости действий, обеспечении строгого контроля над работой подчиненных. Однако он ставит тех в зависимое, подчиненное положение, порождает у них пассивность, что в конечном счете ведет к снижению эффективности труда.
Стиль же, когда руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, прислушивается к мнению исполнителей, максимально привлекает их к принятию решений, оказывает помощь в личных делах, поощряет профессиональный рост и т. п., характеризуется как ориентированный на человеческие отношения, или на подчиненных.
Такой стиль руководства дает простор творчеству, повышает удовлетворенность исполнителей своим положением. Его применение снижает прогулы, текучесть, порождает заинтересованность в труде, улучшает морально-психологический климат в коллективе и отношение подчиненных к руководителю.
Кроме того, в качестве стилей руководства предлагаются коллективное управление, делегирование полномочий и прочее.
Все
вышеописанные стили
Таблица 1
Стили руководства
Авторитарный | Демократический | Либеральный | |
Природа стиля |
Сосредоточение
всей власти и ответственности в
руках лидера
Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху |
Делегирование
полномочий с удержанием ключевых позиций
у лидера
Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях |
Снятие лидером
с себя ответственности и отречение
в пользу группы или организации
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |