Современные методы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Через преодоление очень сложных экономических, социальных, правовых, политических проблем, с большими трудностями наша страна осуществляет переход к рыночной экономике. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий.

Содержание

Нормативные ссылки

Определения

Обозначения и сокращения

Введение

1 Методологические вопросы управления предприятием в

современных условиях

1.1 Сущность и составляющие менеджмента

1.2 Особенности управления на предприятии

1.3 Миссия, цели, стратегия развития предприятия

2 Анализ системы управления предприятием

2.1 Характеристика предприятия АО «Ютекс»

2.2 Анализ системы управления предприятием

2.3 Расчет производственной программы предприятия

3 Предложения по формированию эффективной системы управления предприятием

3.1 Современие системы управления предприятием

3.2 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа эконом готовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

   - установление контроля за выполнением  поставленных задач.

   Задачи  управления непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающим объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых [10]. 
 

   1.2 Особенности управления на предприятии 

   Управленческая  деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных форм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности предприятий в соответствии  с рисунком 1 [11].

   Особенностью  современной экономики является направленность ее на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне предприятия в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, преодоление малой эффективности регулирования производства административными методами, ускорение перехода к интенсивному характеру развития производства.

   Для того чтобы оставаться сильными и  чтобы выжить в современных условиях многим предприятиям приходиться менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям экономики. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.

   Важной  функцией управления является функция  организации, которая заключается  в установлении постоянных и временных  взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.

   Функция организации реализуется в фирме  посредством составления положений  об отделах и экономических службах  организации. Это очень важный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства. Хорошо продуманная организация экономических служб предотвращает конфликтные ситуации, способствует налаживанию плодотворной и оперативной работы. С другой стороны, ошибки в организации порождают «силы», которые стремятся разорвать организацию, создают препятствия в работе [12].

   Функция организации реализуется двумя  путями: через административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

     

   Рисунок 1. Виды и формы социального управления 
 

   Административно-организационное  управление предполагает определение  структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между  всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности  между работниками аппарата управления.

   Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом  или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей  их корректировкой. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

   В рамках структуры управления протекает  управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента [13].

   Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.

   Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

   - четкая ориентация на определенный  интервал времени;

   - конкретность и измеримость;

   - непротиворечивость и согласованность  с другими целями и ресурсами;

   - адресность и контролируемость.

   Как правило, организации ставят и реализуют  не одну, а несколько целей, которые  важны для их функционирования и  развития. Наряду со стратегическими  целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических, перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи.

   Цели  и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для  определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию [14].

   Выполнение  функций управления всегда требует  определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый  объект приводится в заданное или  желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления» в соответствии с рисунком 2. Под ними понимается определенное совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы. 

     

   Рисунок 2. Менеджмент как процесс управления 

   В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого  аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

   Между этими двумя подходами к определению сущности процесса управления нет противоречий, они дополняют друг друга, образуя непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, Организовывая работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящее в ней процессы.

   К внутренним факторам, в наибольшей мере зависящим от самого предприятия, относят цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе и НТП и т.д.

   Они формируют предприятие как систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой обеспечивает достижение стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость принятия мер управленческого воздействия, направленных на сохранение свойств системы как целостного образования. Например, если произошло изменение стратегического направления в развитии организации, необходимо определить, как это отразится на деятельности таких подсистем, как производство, научно-технический прогресс, персонал и т.д. Другими словами, управляющая система должна разработать план организационных изменений, направленных на достижение целей новой стратегии развития [15].

   Внешние факторы в меньшей мере поддаются  воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируют среду, в которой работает организация. В современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии организационных решений. Да и сами факторы оказывают различное влияние на работу организации. Например, поставщики, потребители, конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и институты общества, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их разрешение.

   Изменение вкусов и приоритетов потребителей также вызывает множество проблем  в организации, которая до этого  ориентировала свое производство на удовлетворение их потребностей.

   Управленческое  решение - это концентрированное  выражение процесса управления на его  заключительной стадии Оно выступает  как своеобразная формула управленческого  воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии.

   Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития) [16].

   В организациях принимается большое  количество самых разнообразных  решений, различающихся между собой  по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов. 
 

   1.3 Миссия, цели, стратегия развития  предприятия 

   Каждое  предприятие уникально в своем  роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой организации  уникален, так как зависит от позиции  фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

   Мескон  М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. полагают, что стратегия представляет собой  детальный комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей: «Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения». Следовательно, под стратегией понимается определение перспективных целей развития организации, методов и времени их достижения, а так же системы оценки степени реализации этих целей. Таким образом, стратегическое управление связано с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют ей добиваться поставленных задач, и соответствуют ее внутренним возможностям [17].

   Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих или, следующих один из другого:

   - анализ внутренней и внешней  среды;

   - определение миссии и цели  организации;

   - анализ и выбор стратегии;

   - оценка выбранной стратегии;

   - выполнение стратегии.

   - оценка и контроль выполнения  стратегии.

   Между ними существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные  и на всю их совокупность. Это  является важной особенностью структуры стратегического управления. Рассмотрим вкратце содержание каждого из пяти процессов.

   Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для  определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение внешней и внутренней среды организации.

Информация о работе Современные методы управления предприятием