Совершенствованию ассортиментной политики торгового предприятия на примере «Дом мебели»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики торгового предприятия на примере «Дом мебели».
Основными методами изучения проблем ассортиментной политики торгового предприятия являются анализ и синтез, индукция и дедукция.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА 5
1.2 УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМ АССОРТИМЕНТОМ 8
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 11
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА МЕБЕЛИ 18
3 ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ МЕБЕЛИ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ «ДОМ МЕБЕЛИ» 23
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ДОМ МЕБЕЛИ» 23
3.2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОСТАВЩИКОВ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 30
4 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 32
4.1 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА МЕБЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В «ДОМ МЕБЕЛИ» 32
4.2 АВС-АНАЛИЗ ПРОДУКЦИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ДОМ МЕБЕЛИ» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа содержит 1 файл

08_10.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 45 с., 11 таблиц, 7 рисунков, 27 источников литературы.

 

Ключевые слова: торговое предприятие, ассортиментная политика торгового предприятия, поведение  потребителей, маркетинг, позиционирование продукции, качество, мебель.

 

Объектом данного исследования является торговое предприятие «Дом мебели».

Предметом исследования - ассортиментная политика торгового  предприятия.

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики торгового предприятия на примере «Дом мебели».

Основными методами изучения проблем ассортиментной политики торгового предприятия являются анализ и синтез, индукция и дедукция.

 Анализ предполагает  расчленение всего процесса на  отдельные элементы. Синтез означает  соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой при исследовании ассортиментной политики предприятия.

В процессе написания  курсовой работы в качестве методологического инструмента был изучен ряд пособий отечественных и зарубежных ученых-экономистов, среди которых Бобович А.П., Ильин И.М., Котлер Ф. и другие.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития экономики Республики Беларусь особую актуальность приобретают вопросы  управления ассортиментом товаров. Между тем в настоящее время  эта проблема решается далеко не в  полной мере. Предприятия недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на промышленность по совершенствованию производимого ассортимента товаров.

 Ассортиментная политика  - одно из основных направлений маркетинговой деятельности каждого предприятия. Особую значимость это направление приобретает в нынешних условиях развития социально-ориентированной рыночной экономики, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту. От эффективности работы предприятия в этом направлении зависят все экономические показатели организации и ее рыночная позиция. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Проблемы осуществления ассортиментной политики являются сегодня одной  из самых актуальных для организаций  Республики Беларусь, от качества их решения  зависят и конкурентоспособность продукции организации, и доля, занимаемая организацией на рынке, и объемы получаемой прибыли как в ближайшее время, так и в перспективе.

Актуальность выбранной тематики курсовой работы очевидна, так как  при правильном выборе ассортиментной политики торгового предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным.

Объектом данного исследования является торговое предприятие  «Дом мебели».

Предметом исследования - ассортиментная политика торгового предприятия.

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию  ассортиментной политики торгового  предприятия на примере «Дом мебели».

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • раскрыть методические основы ассортиментной политики торгового предприятия;
  • провести анализ ассортиментной политики торгового предприятия «Дом мебели»

Аналитическая часть работы опирается  на отчетные данные торгового предприятия «Дом мебели».

 

  1. Ассортиментная политика торгового предприятия

    1. Понятие, классификация и показатели торгового ассортимента

Успех любого торгового  предприятия, его финансовое благополучие во многом зависят от правильного  выбора товарной массы, то есть от грамотного формирования ассортимента.

Термин «ассортимент»  произошел от французского слова  «assortiment», что означает подбор различных  видов и сортов товаров. Набор  товаров ограничивается их наименованиями, а сорта рассматриваются как  градации качества товаров одного вида [4, с. 266].

Ассортимент товаров - это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные аналогичные и индивидуальные потребности [1, с. 153].

Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку [15, с. 125].

Формирование ассортимента товаров - процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина - числом разновидностей товаров по каждому наименованию.

Номенклатура, или товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием.

Товарный ассортимент включает различные виды товаров. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Широкий ассортимент позволяет  диверсифицировать продукцию; ориентироваться  на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок  в одном месте. Одновременно он требует  вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие - уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.

Ассортиментная характеристика товаров - это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное или социальное назначение.

Ассортиментная характеристика определяет принципиальные различия между  товарами разных видов и наименований [10, с. 183].

Товарный ассортимент - совокупность всех ассортиментных групп, изготовляемых фирмой. Он характеризуется:

  • широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп);
  • глубиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе);
  • насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);
  • гармоничностью (степенью близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких–то иных покупателей) [2, с. 201].

С учетом деления товаров  на группы, подгруппы и виды принято  выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина - количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:

  • простой - набор товаров, состоящий из небольшого количества групп товаров, удовлетворяющих ограниченное число потребностей (например: товары повседневного спроса);
  • сложный - набор товаров из большого количества групп, видов, разновидностей, удовлетворяющий разнообразные потребности (например: в универмагах);
  • групповой - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков (например: молочные, хлебобулочные, обувные, одежные и др.);
  • видовой - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности (например: молоко пастеризованное, стерилизованное, сгущенное - ассортимент молока). Видовой ассортимент является составной частью группового ассортимента. К примеру, ассортимент молока как часть ассортимента молочных товаров;
  • марочный - набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных (например: престижные марки автомобилей, обуви, духов, марочных вин и др.);
  • развернутый - набор товаров, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований (например: в магазинах аудиотехники и видеотехники продают три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, имеющие большое количество товаров разных классов сложности и торговых марок);
  • сопутствующий - набор товаров, выполняющих вспомогательные функции (например: в обувном магазине - предметы ухода за обувью; в продовольственном магазине - мыло, спички, хозяйственные товары);
  • смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (например: в сельских магазинах, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами) [4, с. 272].

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности. Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.

В зависимости от характера  потребностей ассортимент может  быть:

  • реальный - товар, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
  • прогнозируемый - ассортимент товаров, который может удовлетворить предлагаемые потребности:
  • учебный ассортимент товаров, систематизированный по определенным признакам для учебных целей [6, с. 186].

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота  спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

  • повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;
  • периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется периодически;
  • редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет [4, с. 274].

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых  осуществляется в определенные периоды (сезоны года).

Спрос на товары может  быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и  резким) колебаниям.

С учетом этого товары делятся на следующие группы:

  • товары стабильного спроса;
  • товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям;
  • товары твердосформулированного спроса;
  • товары альтернативного спроса;
  • товары импульсного спроса [1, с. 154].
    1. Управление торговым ассортиментом

Управлять товарным ассортиментом - значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения следующего:

  • широты: фирма может развить ассортимент за счет изготовления товаров новых ассортиментных групп;
  • глубины: фирма может увеличить количество ассортиментных позиций в отдельных ассортиментных группах и уменьшить их в других;
  • насыщенности: фирма может развить ассортимент за счет увеличения общего числа всех ассортиментных позиций;
  • гармоничности: фирма может добиться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп [1, с. 154].

Большинство средних и крупных  предприятий предлагают рынку широкий  набор товаров, которые имеют  различные по продолжительности  ЖЦТ и находятся на разных этапах. С течением времени номенклатура товаров фирмы изменяется, какие-то товары снимаются с производства, разрабатываются новые.

Информация о работе Совершенствованию ассортиментной политики торгового предприятия на примере «Дом мебели»