Совершенствование системы бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Бизнес-план есть основа самого существования бизнеса, это критическая, стартовая точка и базис всей плановой и исполнительной деятельности предприятия, так как отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, являются существенным недостатком, отражающим не только слабость управления предприятием, но и трудности в привлечении финансовых ресурсов и достижении долгосрочной стабильности в конкурентной среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……… 2
ГЛАВА 1
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………..……

4
1.1 Понятие, сущность и назначение бизнес-планирования как вида планирования на предприятии………...………..….……………………....…..
4
1.2 Составление бизнес-плана ……………….……….………………………. 10
ГЛАВА 2
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………….....................
21
ГЛАВА 3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ CИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ СООО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»…...........................................

24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..…………………………………………………….……… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 44

Работа содержит 1 файл

бизнес-план.doc

— 522.00 Кб (Скачать)
  • показатели эффективности проекта;
  • юридический план;
  • информация о разработчике бизнес-плана [6].

Ориентировочный объём описательной части инвестиционного бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчётов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц - при проведении расчётов в полном объёме.

При проведении расчётов бизнес-плана  инвестиционного проекта в полном объёме оформляется паспорт  инвестиционного проекта, при проведении расчётов в соответствии с упрощенными требованиями - инвестиционное предложение. Основная информация об организации отражается в паспорте организации.

При разработке инвестиционного бизнес-плана  рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:

  • при выполнении финансово-экономических расчётов бизнес-плана использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость;
  • при решении вопроса о новом строительстве учитывать проведённые в рамках обоснования инвестиций альтернативные расчёты и обоснования возможного размещения производства;
  • для проектов, реализуемых с участием средств или предоставлением преференций государства, выполнять расчёты налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также выпадающих доходов государства и сроков окупаемости государственной поддержки;
  • составлять бизнес-план на весь срок реализации инвестиционного проекта;
  • расчёты бизнес-плана проекта, для реализации которого требуются средства в свободноконвертируемой валюте, приводятся в свободноконвертируемой валюте, в остальных случаях - в свободноконвертируемой валюте (как правило, в долларах США) или белорусских рублях (в текущих ценах без учёта инфляции) [6].

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Пути совершенствования системы                                         бизнес-планирования на предприятии

 

 

Для планово-экономических служб  организаций всех форм собственности  в Республике Беларусь наступает время анализа действующих бизнес-планов. Основной целью такого анализа является приведение разработанных  бизнес-планов в соответствие с возникшей непростой экономической ситуацией. Если не скорректировать прогнозные задания, включенные в бизнес-планы, то по итогам года могут возникнуть проблемы, отражающиеся на показателях финансового состояния всего предприятия и на уровне выплат стимулирующего характера коллективу в частности (при необходимости корректировка бизнес-планов происходит в последние месяцы года). Кроме того, предприятию необходимо провести работу по созданию бизнес-планов развития предприятий на прогнозный период.

В связи со стремительно меняющимися  современными экономическими условиями, существующие сегодня подходы к  бизнес-планированию быстро теряют эффективность  и должны быть обстоятельно пересмотрены. В наши дни каждое предприятие должно иметь бизнес-план с разработанным набором целей и продуманной стратегией преобразования этих целей в эффективные действия. Основанием для развития бизнес-планирования является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 года № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций».

Функционирование национальной экономики характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема привлечения инвестиций. В настоящее время в Республике Беларусь внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны, не обеспечивают требуемых объёмов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления. Необходимым условием развития экономики нашей страны является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств. Инвестиционные проекты предприятий влекут за собой заключение инвестиционных договоров, условием которых являются тщательно разработанные и привлекательные бизнес-планы.

Инвестиционные проекты рационально разделить на следующие виды:

    • инвестиционная деятельность, направленная на развитие сбыта (модернизация существующих или формирование новых сбытовых сетей);
    • инвестиционная деятельность, направленная на развитие производства товаров, проведения работ или оказания услуг;
    • инновационная инвестиционная деятельность (сбыт, производство, услуги).

В связи с разработкой инновационных  маркетинговых решений, подход к  позиционированию и продвижению  товаров и услуг на рынке постоянно  претерпевает изменения. Авторы и разработчики инвестиционных проектов сегодня вынуждены  обращать особое внимание на процессы структурирования и укрупнения рынка. Скрытая тенденция к монополизации заставляет разработчиков детально разрабатывать новые финансовые планы, привлекая сведения, полученные вследствие инновационного маркетингового прогнозирования.

 Конъюнктура рынка, прежде  всего, затрагивает затратную  часть проекта, включающую рекламные  расходы, пиар-компанию. Бизнес-план должен учитывать также и специфические статьи расходов (например, приобретение автотранспорта для организации сбытовых логистических мероприятий).  Бизнес-планирование должно учитывать все возможные стратегии, представляя вниманию потенциального инвестора несколько вариантов финансовых отчётов, отражающих все позитивные и негативные стороны каждого комплекса мероприятий по продвижению товара на рынке. При этом, финансовые отчёты должны вмещать информацию об инвестиционных и будущих повседневных издержках.

Разный подход специалистов к глубине  проработки инвестиционных проектов уже  в ближайшем времени должен послужить  причиной появления нового оценочного критерия - уровня проработки инвестиционного проекта. Такой уровень можно будет оценить (высокий, средний, низкий) по времени и затратам на инвестиционное планирование. Оценка уровня планирования будет являться решающим фактором при рассмотрении проекта инвесторами.

Проблема эффективного бизнес-планирования сегодня освещается в огромном количестве методик, рекомендаций и прочей профильной литературе. Современная экономическая литература подсказывает направления совершенствование существующей системы бизнес-планирования на предприятии:

1) Повышение уровня стандартизации. Стандартизация обеспечивает процедуру, которая позволяет решать проблемы бизнес-планирования на разных подразделениях предприятия или центрах ответственности основываясь на общей концепции и стандартах.

2) Совершенствование организованности бизнес-планирования, то есть строгость и выполняемость режима составления планов. Недостаточная, также как и чрезмерная организованность снижает гибкость и адаптивность системы планирования к меняющимся условиям внешней среды.

3) Обеспечение оптимальной точности планов. Точность планирования означает уровень точности измерения характеристик объектов планирования, составных частей плана, а тем самым и содержания плана.

4) Совершенствование системы документооборота. Налаженная система документооборота позволяет проводить согласование плановых расчётов и контроль выполнения планов, что положительно отражается на достижении цели планирования.

5) Обеспечение достаточности информации. Комплексные финансовые задачи проблем декомпозируются на частные составляющие, и взаимосвязи между ними необходимо проанализировать для определения иерархии проблем. Часто бизнес-планирование может производиться с целью выявления проблем, наиболее значимых в этой иерархии, в то время как остальные проблемные области подгоняются под них, или же планируются наиболее важные участки. Необходимо, чтобы планирование охватывало полностью финансовую и производственную область в полном масштабе.

6) Совершенствование подсистемы согласования планов. Все частные планы подразделений предприятия и центров ответственности должны быть скоординированы и интегрированы.

7) Создание эффективной системы мониторинга внешней среды. В процессе построения и функционирования системы бизнес-планирования происходит взаимодействие с внешней средой. Анализ внешней среды является основной для определения миссии и целей предприятия и для выработки финансовых стратегий, позволяющих предприятию достигать своих целей. Анализ внешней среды предполагает изучение макроокружения предприятия и его непосредственного окружения. Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т.д.

Система мониторинга внешней среды будет вести регулярные наблюдения за состоянием ключевых для предприятия факторов. Ведение наблюдений может осуществляться различными способами, например такими как:

  • обзор материалов, опубликованных в свободной печати (книги, журналы и другие информационные издания);
  • изучение мнения экспертов, как внутренних так и внешних;
  • участие в конференциях и семинарах;
  • изучение опыта предыдущей деятельности предприятия.

Ведение наблюдений дает возможность  выявления тенденций важных для  предприятия факторов, что даст основания  для составления прогнозов и  определения возможных будущих  угроз финансовому состоянию.

 

ГЛАВА 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ CИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ                             СООО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»

 

 

Литейное производство, которым  занимается созданный не так давно Молодечненский литейный завод (МЛЗ), считается самым сложным и трудоемким переделом металлургии. Освоение выпуска простейших изделий требует многих недель, сложных – месяцев кропотливой ручной работы. Такое производство является, в основном, прерогативой крупных и экономически крепких государственных машиностроительных предприятий, где литьё выступает составной частью конечной продукции.

Учредители МЛЗ, имеющего статус совместного общества с ограниченной ответственностью, взявшись за столь  непростое дело, на первый взгляд серьезно рисковали: в Беларуси в этой сфере уже действовало около сотни цехов и предприятий. Но, будучи профессионалами в металлургии, они, как свидетельствуют нынешние реалии, взвешенно оценили риски и потенциальную выгоду, правильно учли конъюнктуру рынка, верно определили курс – производство промышленного литья. Сегодня покупателями изделий МЛЗ выступают многие известные машиностроительные предприятия страны.

Краткое описание нового проекта, внедряемого МЛЗ: 

Организация производства стальных и  чугунных  комплектующих по технологиям вакуум-пленочной формовки (далее - ВПФ) и литья по газифицируемым моделям (далее – ЛГМ) на базе действующего предприятия  СООО «Молодчечненский литейный завод».

Производство планируется организовать в недавно построенном цехе.   Площадь цеха позволяет разместить все необходимое  оборудование.

Цех по своему расположению, наличию подъездных путей, складских и бытовых помещений, источников электроэнергии и воды, позволит проектируемому  производству функционировать в автономном от других производств завода режиме.

Общая сумма вложений ($): 482 000,00

Общий объём реализации ($/мес.): ЛГМ (125 625,00) + ВПФ (360 000,00)  =  485 625,00

Характеристика самого предприятия

СООО «Молодечненский литейный завод» (головной офис - Республика Беларусь, город Молодечно; представительство – Российская Федерация, город Челябинск) - сравнительно молодое предприятие в отрасли и тем не менее успешно функционирующее с 2007 года.  Завод активно сотрудничает с предприятиями металлургической отрасли, аграрного сектора, строительной индустрии как Республики Беларусь, так и зарубежья. Техническая база предприятия позволяет производить как серийную продукцию, так и выполнять индивидуальные заказы по чертежам заказчика. МЛЗ с начала основания является поставщиком комплектующих для нужд ОАО «Амкодор», ОАО «БелАЗ», ОАО «Бобруйскагромаш», ЗАО «Севзаппромэнерго» г.Санкт-Петербург, ООО «БелТех» г.Смоленск.

МЛЗ имеет следующую производственную программу:

    • производство фасонных отливок из серого чугуна марок СЧ 15, СЧ 20, СЧ 25, СЧ 30 и высокопрочного чугуна марок ВЧ 40, ВЧ 50;
    • производство непрерывнолитых заготовок различных профилей из серого чугуна марок СЧ 20, СЧ 25 и высокопрочного чугуна марок ВЧ 40, ВЧ 50;
    • изготовление модельной оснастки по чертежам заказчика;
    • механическая обработка отливок.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1 - Примеры продукции МЛЗ

 

 

В состав МЛЗ входят следующие цеха:

  1. Цех металлоконструкций общей площадью – 9504 кв. м.
  2. Механосборочный цех,  площадью – 13824 кв. м.
  3. Инструментальный цех, площадью – 1640 кв. м.

Завод  занимает выгодное географическое положение, находится в районном центре. Расстояние до города Минска - 77 км, имеются прямые автодороги, железнодорожная ветка.

Информация о работе Совершенствование системы бизнес-планирования на предприятии