Совершенствование системы бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Бизнес-план есть основа самого существования бизнеса, это критическая, стартовая точка и базис всей плановой и исполнительной деятельности предприятия, так как отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, являются существенным недостатком, отражающим не только слабость управления предприятием, но и трудности в привлечении финансовых ресурсов и достижении долгосрочной стабильности в конкурентной среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……… 2
ГЛАВА 1
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………..……

4
1.1 Понятие, сущность и назначение бизнес-планирования как вида планирования на предприятии………...………..….……………………....…..
4
1.2 Составление бизнес-плана ……………….……….………………………. 10
ГЛАВА 2
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………….....................
21
ГЛАВА 3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ CИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ СООО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»…...........................................

24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..…………………………………………………….……… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 44

Работа содержит 1 файл

бизнес-план.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

В данном разделе нужно описать  исследования отрасли, в которой будет работать предприятие, её развитие на ближайшее время. Это включает ответы на вопросы:

    • как обстояли дела в отрасли за прошедшие годы;
    • ожидаемые темпы развития отрасли;
    • количество новых фирм, возникших в отрасли;
    • какие за последнее время появились новые виды товара;
    • описание потенциальных конкурентов;
    • как предприятие сможет занять лидирующие позиции;
    • кто является потенциальным потребителем продукции предприятия.

 Обычно инвесторов (кредиторов) интересуют ответы именно на  эти вопросы, и задача предприятия найти эти ответы и грамотно их сформулировать.

Исследование, анализ, оценка рынка  в процессе подготовки бизнес-плана  опираются, с одной стороны, на предположения, то есть носят прогностический характер, а с другой – на предварительную договорённость с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.

 

4. Маркетинговый план.

Маркетинг представляет собой процесс  планирования производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе изучения законов рынка в целях реализации товаров и услуг и получения прибыли в условиях конкуренции.

Для успешной деятельности предприятие, по мнению специалистов, должно осуществлять маркетинг:

- сырья и полуфабрикатов;

- технологий и производства;

- готовой продукции.

В данный раздел, как правило, включаются следующие вопросы:

    • цели и стратегия маркетинга;
    • ценообразование;
    • схема распределения товаров;
    • методы стимулирования продаж (сбыта);
    • организация послепродажного обслуживания клиентов;
    • реклама;
    • формирование общественного мнения о предприятии.

Здесь необходимо также дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности  предприятия, выявить слабые и сильные  стороны ведения бизнеса конкурентами и определить, какие ответные меры следует предпринять и какие  из них будут наиболее действенными.

В ходе разработки плана маркетинга решаются следующие задачи:

  • организация сбыта;
  • развитие рынка;
  • организация эффективной обратной связи.

 

5. Производственный план

Определение и аргументация выбора производственного процесса и оборудования – основная задача этого раздела бизнес-плана.

Здесь приводится краткое описание производственного процесса и технологии производства, которое будет понятно  неспециалисту, приводится перечень, стоимость, условия поставки и условия оплаты необходимого оборудования, перечень работ. Если предполагается аренда оборудования, то определяются условия аренды.

В разделе  также даётся описание потребности в сырье и материалах для производства продукции (предоставления услуг).

Часто к составлению раздела  привлекаются отраслевые специализированные проектные компании, ведь выбор технологии, организации производства – один из определяющих моментов эффективности проекта.

В данном разделе желательно ответить на следующие вопросы:

  • полностью описать производственный процесс, перечислить те операции, которые предприятие предполагает поручить субподрядчикам;
  • какие предполагаются затраты на субподрядчиков;
  • составить графики схем производственных потоков;
  • список первоначально необходимого оборудования для производства, которое нужно приобрести или взять в аренду;
  • список необходимого материала или сырья;
  • какие фирмы будут осуществлять поставки данного сырья, и какие у них цены;
  • какая предполагается себестоимость товара, выпускаемого предприятием;
  • список оборудования, необходимого на будущее. [6, с.157]

 

6. Организационный план

Организационные меры составляют неотъёмлемую часть программы действий и включают: способы управления реализацией бизнес-плана; организационные структуры управления проектом; методы координации действий исполнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, подбора и подготовки кадров, учёта, контроля    и др.

В этом разделе бизнес-плана можно  указать, как руководство предприятия  намерено осуществлять кадровую политику, для этого нужно ответить на вопросы, касающиеся:

1. организационной структуры - перечислить  все должности, и как они  связанны с другими;

2. планирования, оценки результата  и целевых показателей - необходимо  чётко указать цели и задачи предприятия, деятельность которого должна приводить к их достижению;

3. поощрения - необходимо изложить  систему возможных поощрений; 

4. краткого обзора - предъявляемые  требования при выборе кандидатов  на ту или иную должность;

5. обучения - как будет повышаться  квалификация работников фирмы.

Также в данном разделе можно  описать, как будет развиваться  фирма в рыночных условиях. На развитие предприятия, например, могут повлиять как увеличение объёмов выпуска, так и работа с покупателями (то есть необходимо убедить их купить именно продукцию предприятия, а также постоянно быть в курсе запросов и потребностей покупателей и производить тот товар, который бы им отвечал).

 

7. Финансовый план.

Раздел предназначен для определения  эффективности и финансовой состоятельности  проекта. Он является ключевым разделом бизнес-плана.

Составление этого раздела  - один из самых ответственных моментов. На основании данных финансового плана производится анализ коммерческой привлекательности проекта.

Здесь должна быть отражена информация о планируемых доходах проекта (объёмы реализации), текущих затратах проекта, об инвестиционных затратах (капитальные вложения, прирост оборотного капитала), планируемые источники финансирования, их структура (собственные, заёмные), графики, условия привлечения и возврата заёмных источников финансирования.

Обязательно должны быть приведены  прогнозные формы финансовой отчётности: отчёт о прибыли, отчёт о движении денежных средств, баланс.

Приводится сводная характеристика эффективности проекта. Даётся краткая  интерпретация показателей, которые условно можно разделить на две группы.

Первая группа – показатели эффективности  инвестиций. Классически выделяют следующие  показатели данной группы:

1) срок окупаемости инвестиций (простой и дисконтированный). Рассчитывается на основании чистого денежного дохода (простого и дисконтированного). Чистый денежный поток – сумма притоков и оттоков денежных средств.

Дисконтирование – метод приведения будущих расходов к исходному моменту времени (моменту осуществления капиталовложений). Учитывает изменение стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия. Приведение доходов будущих лет к моменту осуществления капиталовложений осуществляется по следующей формуле:

 

    (1.2.1)

 

где Дn – приведенный доход, руб.;

Дг – ежегодный доход от капитальных вложений, рассчитанный на момент их осуществления, руб.;

r – коэффициент дисконтирования;

t – порядковый номер года приведения. [16, с.14, формула 1.1]

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) характеризует интегральный эффект от реализации проекта и определяется как величина, полученная дисконтированием (при постоянной ставке процента отдельно от каждого года) разницы между всеми годовыми оттоками и притоками реальных денег, накапливаемых в течение горизонта расчета проекта:

 

,      (1.2.2)

 

где Пt - потоки наличности в годы t = 1,2,3,…, Т;

Т – горизонт расчета;

Д – ставка дисконтирования. [16, с.30, формула 2.1]

2) внутренняя норма доходности (ВНД). Это показатель, который показывает, при какой ставке сравнения, чистая текущая стоимость проекта становится равной нулю. Для расчёта подбираем такую ставку сравнения, при которой значение дисконтированного чистого денежного потока на протяжении периода времени, обычно срока жизни проекта, становится равным нулю.

3) Индекс рентабельности (доходности) (ИР):

 

,      (1.2.3)

 

где ДИ – дисконтированная стоимость инвестиций за расчетный период (горизонт расчета). [16, с.30, формула 2.3]

Инвестиционные проекты эффективны при ИР большем 1.

Вторая группа – показатели финансовой состоятельности проекта. Сюда входят максимальная ставка процентов по кредиту и остаток свободных денежных средств на прогнозном расчёте проекта.

При оценке проекта на действующем  предприятии строится прогнозный финансовый план предприятия без учёта реализации проекта, финансовый план проекта, финансовый план предприятия с учётом реализации инвестиционного проекта. [20]

 

8. Оценка риска и страхование.

Под риском понимают возможную опасность  потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Потери, связанные с риском, могут быть: материальные, трудовые, потери времени, финансовые и др.

Анализ рисков можно подразделить на количественный и качественный. Качественный анализ позволяет определить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды. Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. Отражение в бизнес-плане всей совокупности рисков позволит всем заинтересованным сторонам узнать о рисках, с которыми придется столкнуться, и как предполагается выйти из данной ситуации.

Поэтому в данном разделе бизнес-плана необходимо указать все возможные формы риска и как предприятие собирается предотвращать их или сокращать. В настоящее время риск подстерегает любое предприятие, так как условия рыночных отношений изменчивы, существуют и форс-мажорные обстоятельства, поэтому подходить к этому вопросу нужно серьезно.

Естественно, что точно определить, дать оценку всех рисков не удастся, но примерно - возможно. Здесь нужно описать какие будут предприняты меры, и разработать собственную программу страхования от них.

В зависимости от величины потерь возникающих в процессе производства и реализации продукции могут быть выделены определённые зоны риска.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2.2 - Зоны риска [16, c.119, рисунок 2.1]

 

 

Зона, в которой потери не ожидаются, называется безрисковой зоной. Ей соответствуют нулевые потери, предприятие получает прибыль.

Зона допустимого риска – область, в которой потери меньше ожидаемой прибыли. При таких потерях данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою целесообразность.

Зона критического риска. Она характеризуется величиной потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, но в пределах расчётной выручки. В данном случае предприятие несет убытки в размере всех затрат.

Зона катастрофического риска – характеризуется величиной потерь соизмеримой с размером имущества предприятия. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству предприятия.

Основными методами снижения риска  в практике планирования рассматриваются: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большей информации о предстоящем выборе и результатах.

 

Отдельно стоит отметить, что в настоящее время в отношении инвестиционных проектов в Республике Беларусь действуют Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Данный документ устанавливает единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов, основные рекомендации по их составлению, выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований. В соответствии с данными правилами бизнес-план инвестиционного проекта должен состоять из следующих разделов:

  • резюме;
  • характеристика организации и стратегия его развития;
  • описание продукции;
  • анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга;
  • производственный план;
  • организационный план;
  • план реализации проекта;
  • инвестиционный план;
    • прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

Информация о работе Совершенствование системы бизнес-планирования на предприятии